Закрещивание в славянской традиции

Закрещивание в славянской традиции

Закрещивать — в славянской магии осенять крестным знамением охраняемый объект, создавая этим преграду для опасности и изгоняя зло (болезни, нечистую силу и пр.).Семантика закрещивания в народной магии определяется универсальной символикой креста как одного из главных элементов христианской культуры, ср. "Молитву Животворящему Кресту Господню", согласно которой крестное знамение отгоняет и уничтожает зло силой распятого на кресте Иисуса Христа. Закрещивание в традиционной культуре осуществляется не только канонически (у православных троеперстным перекрещиванием правой рукой справа налево, у католиков и протестантов — ладонью правой руки слева направо), но и др. способами (ногой, хлебной лопатой, ухватом, вербовой веткой и пр.).

Закрещивание входит в один ряд с такими акциональными оберегами, как зааминивание, зачурание, запирание, закрывание, заграждение и под.; применяется для защиты охраняемого объекта или пространства от демонов. Двери и окна дома закрещивают на ночь и в "опасные" календарные даты. Польский демон klobuk (см. Духобогатитель) не может проникнуть в тот дом, который был закрещен от пола до крыши. Ср. з.укр. быличку о двух упырях, которые не могли проникнуть в дом, где все окна и двери были закрещены — "запечатаны". Вставляя в новой хате дверную раму, говорили: "Двери, двери, будьте вы на заперти злому духови и ворови" и делали топором знак креста (укр.). Во время грозы ножом или ногтем делают крест на коре того дерева, под которым прячутся, чтобы черт, спасающийся от грома, не смог подойти к этому месту (карпат.). Когда молодые приходят в дом к жениху, старший дружка вводит их в хату и, чтобы защитить от порчи, ударяет накрест в косяки дверей три раза (укр.). Перед доением и после него закрещивают вымя коровы, чтобы ночью ее не могли доить демоны (пол.). Чтобы защитить ребенка от сглаза, ему накрест измеряли лицо большим пальцем и мизинцем раскрытой ладони (закарпат., серб.).

Помимо обычного способа, закрещивали мелом (бел., укр, пол.), дегтем (рус., карпатоукр., серб.), чесноком (о.слав.) и др. апотропеическими средствами, что придавало действию дополнительную охранительную семантику. Новорожденного ребенка повитуха трижды перекрещивала последом, чтобы его не могли сглазить (з.укр.). Чтобы уберечь ткацкий станок от сглаза, его закрещивали убитой сорокой (полес.). На Благовещенье через скот перебрасывают крест-накрест топор (рус.). В день Евдокии (1.III) хозяйки мазали накрест корове вымя, брюхо и между рогов свиным калом и чесноком, чтобы защитить ее от ведьм. Накрест подпаливали волосы громничной свечой от порчи (з.бел.) или подстригали крестообразно во время "Застрижки" — первого пострижения ребенка (ю.рус.). Чтобы уберечь молоко от порчи, его солили накрест, а потом, смочив в нем палец, рисовали им знак креста на стене печи (пол,) или процеживали через положенные крест-накрест ножи (волын.), Ср. о.слав. способ закривання посуды в случае отсутствия крышки — положить накрест две лучинки или соломинки, чтобы преградить путь нечистой силе.

Присыпая на ночь золой угли в очаге, его трижды закрещивали хлебной лопатой, чтобы вештицы не собирались около огня (серб.). Выезжая первый раз сеять, хозяин перед выходом из дома трижды перекрещивал порог хлебной лопатой (з.укр.), кнутом чертил на земле знак креста, произнося: "Помоги, Боже" (пол,), при засеве первые горсти зерна засеивали накрест, чтобы защитить поле от града (полес., пол.). Чтобы предохранить себя от моры (см. Змора), ложась спать, складывали руки на груди накрест (пол.), а если мора сосала ребенка, его трижды закрещивали кукишем, на который предварительно сплевывали (хорв.).Закрещивание может заменяться или сопровождаться декларацией о совершении крестного знамения, словесным эквивалентом соответствующего действия. Крестя стадо, произносят: "Господзь мое стадо храсциць храстом его печатовая" (бел.). В заговорах сам глагол закрещивать практически не употребляется (он принадлежит не языку текстов, а языку описания). Ср. молитву "Семь крестов": "Кладу первый крест от Святого Духа, второй крест от Господа Бога, третий крест от Иисуса Христа." (с.рус., Учебн. задания по курсу "Устное народное творчество". СПб., 1992:29); в молитве, читаемой перед сном, говорится: "Ложусь спать, кладу крест от земли до небес по окошкам, по дверям, по отдушинам, по трубам. Аминь." (архангел.) ; в заговоре на пчел: "Освящаю цябе (крестя улей), охрещаю цябе морськой водой... и святым Яном Хрясцицелем, и святым Христовым воскрясэнием, от злых воч..." (бел.).

Вариантами закрещивания можно считать зааминивание, зачурание (проведение мелом или углем запретной черты с произнесением слова "Чур меня") и, спорадически, благословение. Слово аминь обычно произносится в конце сакральной формулы и закрепляет произнесенный текст. В некоторых случаях аминь приобретает свойство, аналогичное замку — запирать, замыкать охраняемое пространство: "Для меня, раба, стоит каменна стена, молитвами закрыта, аминем заперта" (архангел., Учебн. задания по курсу "Устк. нар. творчество". СПб., 1992). Синонимом слова закрещивать может выступать глагол благословлять: "Благослави, Господь, каждую дырочку, щилочку, все двери и трубу, и подпольную дыру" (архангел.. Учебн. задания по курсу "Устн. нар. творчество". СПб., 1992).

Закрещивают опасность (демонов, хищных зверей и др.) чтобы прогнать ее и чтобы обезвредить (связать, разбить, сделать неподвижной и т. д.). Ср. известный др.рус. сюжет о бесе, заключенном в сосуд силой крестного знамения. Иногда опасность закрещивают символически: накануне Юрьева дня хозяйка скрещивает ложки и связывает их, произнося: "Связываем волку пасть" (серб.). К закрещиванию прибегали, чтобы отогнать или разбить на части градовую тучу (полес., серб.). Иногда ее крестили маленьким ребенком, поднятым на руках (серб.), освященной вербой (з.полес.), а также предметами, связанными с огнем — хлебной лопатой (полес., словац., серб.), кочергой (полес.), горящей лучиной, которую зажигали от рождественской свечи (серб.). Пожар от молнии поливали крест-накрест молоком или сывороткой (з.полес.). В народной медицине закрещивали больного или больное место; чтобы вылечить лишай, его крестили иголкой (серб.); открытую рану или больное место трижды перекрещивали сложенными накрест соломинками, произнося: "Где крестом перекрестил, тут и излечил" (серб.). Чтобы выгнать из больного причину его болезни — червячков, называемых краснолюдками (см. Карлик), его клали на пол, посыпали пеплом и закрещивали; при лечении порчи закрещивали воду, в которой гасили угли (пол.); чтобы уберечь поросенка от порчи, его посуду закрещивали метлой (з.укр.).

Е. Е. Левкиевская

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.



Top