Медведь в славянской мифологии

Медведь в славянской мифологии

Это любимый персонаж в славянской мифологии, в нем воплощены вместе и добро и зло народных представлений о животном мире. В традициях славян - это было воплощением Велеса, владыки зверей диких в северных лесах. 23 сентября отмечали Велеса-рябинника. Сам Велес представлялся в виде Медведя под деревом. Народной фантазии служили характеристики и особенности медведя. Существовали легенды происхождения этого зверя, будто им стал мельник, который обманул мужика, продавая ему муку; им стал пекарь, месивший тесто ногами; им стал человек, который не дал путникам приюта, спрятавшись под шкурой овцы.

Повадки медведя сходны с человеческими, это нашло свое отражение в народных поверьях. Считалось, что под шкурой медведя скрывается человеческое тело, так как глаза, ступни и пальцы выдают его. Он также ходит на задних ногах, собирает мед, малину, понимает человеческую речь и переживает человеческие эмоции. Отсюда и пошли сказания о медведе-оборотне. Дескать, под шкурами убитого животного находят заколдованных на свадьбе жениха или невесту. Пришлый жених после поцелуя невесты оборачивается медведем и уходит в лес. Жених после свадьбы оборачивается медведем и уводит свою жену в лес, однако ночью, на брачном ложе, вновь становиться человеком. А рожденные от них дети вырастают богатырями.

Видеть медведя во сне для молодой девушки означает близкое замужество. А бесплодная излечивается, если через нее переступит ручной медведь.

На свадьбе мать невесты выходит встречать молодых в кожухе, вывернутым наизнанку, представляя медведя. Во время свадьбы, чтобы заставить молодых целоваться кричали: «Медведь в углу!», на что невеста должна ответить «Петра Иваныча люблю», и целовала жениха. Даже беременные женщины могли угадать пол будущего ребенка по поведению ручного медведя. Если будущая мать даст зверю хлеба и он рыкнет, родится девочка, промолчит - мальчик.

В народе стараются не произносить само слово «медведь», используя слова «сам», «хозяин», «барин» или человеческие имена «Миша», «Топтыгин», «Михайло Потапыч», в Сербии - «Мартын», в Польше - «Бартош».

Обычаи отражают стремление народа подружиться с медведем, призвать его мощь на свою сторону. Его шерстью окуривают больного - это помогает от испуга, послеродовой горячки, протаскивают больного ребенка сквозь его челюсть. Салом натираются при ревматизме и обморожении. Чтобы была хорошая память - натирают им лоб. Когти и шерсть используют как амулеты от порчи.

Этот зверь - первый друг лешего. «Медведь - лешему родной брат, не дай бог с ним встренуться!» - говорят жители русских лесов. С ним стараются дружить пастухи, чтоб не заломал коровку или овцу не уволок.

Дружба с лесными духами дает ему магическую силу против другой нечистой силы: разбушевавшихся домовых, злобных кикимор, одолевших село лихорадок...

Чтобы усмирить злого домового, надо обвести медведя вокруг двора. Повешенная на конюшне медвежья голова защищает лошадей от проказ дворового. Заболевшего лихорадкой следует положить вниз лицом на землю и заставить медведя перешагнуть через него, но так, чтобы коснулся лапой спины человека, а тому следовало приговаривать: «Батюшка, брат мой старшой! Выгони проклятую из головы, из ног, из рук, из могучей груди, из добра живота, из спины и ребер и из черной печени».

Умилостивить медведя можно приглашением на новогодний ужин. У южных славян существуют праздники, на которые для медведя пекут хлеб и подбрасывают его в дымоход, варят и оставляют на ночь на дворе кукурузу. В эти дни, дабы не разозлить его соблюдают обережные запреты: не работают, не ходят в лес, не поминают медведя, не шьют и не чинят обувь.

Восточные славяне несут продукты из первого весеннего молока, чтобы медведь сберег скотину. По поверьям считалось, что в хлеве, где шалит домовой нужно завести медведя.

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

Один мужик пахал свое поле, да устал. Приостановился отдохнуть, а мимо барыня едет:
- Что, мужичок, голову повесил?
- Эх, жизнь моя, жистянка! Другие не работают, а барами живут. Я же тружусь весь век и еле концы с концами свожу.
А то была не простая женщина, а сама Судьба. Пожалела она горемыку и говорит:
- Хочешь сделаться барином?
- Хочу! - обрадовался мужик.
Через год едет Судьба мимо леса, видит, бродит ее знакомый барин - грустный-прегрустный.
- Здравствуй, друг. Чего опять пригорюнился?
- Эх, жизнь моя, жистянка! Что проку быть барином? Над ним начальник царь, своего требует. Я бы царем хотел быть.
- Ну, быть тебе лесным царем! - рассердилась Судьба и превратила мужика в медведя.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.



Top