Подкарпатские Русины (1932 - 1938)

Подкарпатские Русины (1932 - 1938)

После распада Австро-Венгерской империи 8 ноября 1918 года Первая Рада русинов в Прешове принялa постановление об отделении Подкарпатской Руси от Венгрии. По Сен-Жерменскому Договору землям русинов предоставлялась автономия.

Э́нонтекиё  — община в финской провинции Лапландия (1900 - 1930)

Э́нонтекиё — община в финской провинции Лапландия (1900 - 1930)

Самули Паулахарью (1875 -1944) — известный финский этнограф и фотограф XX века. Не имея профильного образования, будучи учителем труда в школе, он получил звание профессора за заслуги в области этнографии и до сих пор считается величайшей фигурой в истории финской этнографии. Самули Паулахарью, потомок старинных каретных мастеров, искусный рисовальщик и столяр, был учителем труда школы для глухонемых детей в Оулу.

Сибирская экспедиция Кая Доннера на реке Тым (1912)

Сибирская экспедиция Кая Доннера на реке Тым (1912)

Один момент из жизни селькупской семьи, запечатленной на фотографии столетней давности. Для анализа были привлечены фотографии селькупов с р. Тым, снятые К. Доннером в 1912 г., и записи метрических книг XIX–XX вв.

Этнографическое описание народов России (1862)

Этнографическое описание народов России (1862)

Альбом «Этнографическое описание народов России» на французском языке был издан Императорским Русским географическим обществом в 1862 году к тысячелетию Российского государства. Его составитель, Федор Паули , привлек к работе над изданием крупнейших ученых и художников-иллюстраторов своего времени. В издание вошла серия этнографических очерков об отдельных народах, в которых обстоятельно описаны разные стороны жизни различных социальных классов. Оно снабжено 63 хромолитографиями с подписями на русском и французском языках.

Мордовское село Вечканово в канун Великой Войны (1914)

Мордовское село Вечканово в канун Великой Войны (1914)

31 июля 1914 года в Российской Империи началась всеобщая мобилизация в армию. Это произошло через три дня после начала одной из самых страшных войн в истории человечества - Первой Мировой войны.

Сету (псковская чудь) 1912 -1914 гг

Сету (псковская чудь) 1912 -1914 гг

По Тартускому мирному договору между Эстонией и Советской Россией, заключенному 2 февраля 1920 года, весь Печорский край отошел к Эстонии. На этой территории был создан уезд Петсеримаа (от эстонского названия Печор – Петсери). Другое название уезда, сохранившееся на юго-востоке Эстонии до сих пор, – Сетумаа.

Великое Княжество Финляндское и Карелия (1911 - 1920)

Великое Княжество Финляндское и Карелия (1911 - 1920)

Армас Отто Вяйсянен (1890 -1969) — фольклорист, этнограф. Учился в Хельсинском ун-те. Занимался изучением муз. фольклора финно-угорских народов, вел собирательскую работу. В 1912- 23 совершил шесть поездок по Эстонии, где записывал фольклор сету; путешествовал по мордовским деревням (1914), финл. и рос. Карелии (1915-20), р-нам обитания саамов близ Печенги (1926) и в Швеции (1946). На терр. Лен. обл. обследовал Зап. Ингерманландию (1914), р-ны проживания юж. вепсов (1916, совм. с Э.Н. Сетяля собирал произв. фольклора у последних вепсских кантелистов; см. Рунопевцы). Автор иссл. о прибалт.-фин. муз. инструментах кантеле и йоухикко. Соч.: Kantele ja Jouhikko savelma.

Сказочные корны норвежских невест

Сказочные короны норвежских невест

Фотографии из собрания Norsk Folkemuseum, сделанные в период 1870-1920-х годов. На них представлены девушки в свадебных костюмах и великолепных головных уборах, напоминающих сказочные короны (практически везде - символ Алатырь).

Типы малороссийских женщин на дореволюционных фотографиях

Типы малороссийских женщин на дореволюционных фотографиях

Появление термина Малая Русь относится ко временам после монгольского нашествия, когда единая Русь оказалась разделена на Северо-Восточную Русь (Владимиро-Суздальскую, преобразованную позднее в Московскую) и Юго-Западную (Галицко-Волынскую). Византийские церковные и государственные деятели, общавшиеся с раздробленной надвое Русью, стали применять к этим двум частям Руси географические термины классической древности: страна Малая и страна Великая, означавшие то, что Малой землёй (Малая Русь) именуют метрополию того или иного этноса, а Великой (Великая Русь) — земли, на которые из этой метрополии расселился этот народ. Начиная с позднего XV века православные книжники как в Юго-Западной, так и в Северо-Восточной Руси всё чаще употребляли слово Русь в греческой форме "Рос(с)ия".

Россия в лицах - снимки 1870-1880-х (А. О. Карелин)

Россия в лицах - снимки 1870-1880-х (А. О. Карелин)

Андрей О́сипович Карелин (1837—1906) — русский художник и фотограф XIX — XX веков, основоположник жанра художественной фотографии, член Русского фотографического общества. Придя в фотографию от живописи, он проявил свежее восприятие натуры и внес в исполнение богатое разнообразие творческих приемов. Карелин удивительно тонко умел придавать инсценированным сюжетам жизненную правдивость.

Этнографическая выставка в Москве (1867)

Этнографическая выставка в Москве (1867)

В 1867 году в Москве впервые в русской истории прошла Этнографическая выставка. Тогда, в Московском манеже 23 апреля перед глазами изумленной публики предстали народы России во всем их, как тогда говорили, «своеобычном виде». Выставка наглядно показывала всему миру, как огромна Российская держава, как обширны владения империи и как много народов с разными взглядами на мир, разными обычаями, привычками, вкусами живет на ее пространствах. Программу выставки утвердил император Александр II в соответствии с докладом министра просвещения.

Мордовские деревни Поволжья

Мордовские деревни Поволжья на старых фотографиях 1914 года

После падения Казанского ханства (1552 г.) мордовские земли вошли в состав Русского государства. Для мордвы это было единственным спасением от опустошительных набегов кочевых племен. С целью обороны степных границ Московское государство начало строить засечные черты и укрепленные города. Под влиянием экономически и культурно более развитого русского народа ускорился процесс перехода мордвы к более прогрессивным формам производства, были восприняты от русских некоторые элементы материальной и духовной культуры, расширилось проникновение в мордовскую среду русского языка, что способствовало укреплению экономических связей с соседним русским населением и обогащению мордовского языка. Возникли десятки монастырей, занимавшиеся распространением.

Жители Волыни на старых фотографиях XIX века

Жители Волыни на старых фотографиях XIX века

Холмщина (Холмская Русь или Забужская Русь) — историческая область XIII — начала XX веков на левобережье Западного Буга с центром городом Холм (ныне Хелм). Часть Червонной Руси. Так называемые червенские города Владимир Святославич присоединил к Киевской Руси в 981 году. В 1018 году их завоевал Болеслав I Храбрый, с 1031 года их вернул в состав Древнерусского государства Ярослав Мудрый, где они стали частью Волынского и Галицко-Волынского княжества. В состав этого княжества вошла большая часть Холмщины.

Cело Борискино (Самарской губернии) на старых фотографиях 1914 года

Cело Борискино (Самарской губернии) на старых фотографиях 1914 года

Жители села Борискино (Мокша) Самарской губернии на старых фотографиях. 1914 год.

Бугульминский уезд, образован в 1781 в составе Уфимского наместничества. В уезд вошла ч. Казанской губернии. С 1796 в составе Оренбургской губернии, с 1851 — Самарской губернии. Адм. центр — г. Бугульма. Пл. — 11451 км2 (1897). .: в 1795 — 61318 чел. (в т.ч. башкир 3131), в 1897 — 299884 (башкиры — 29647, мордва — 37498, русские — 95036, татары — 62406, тептяри — 43568, чуваши — 25406 и др.), в 1908 — 369,9 тыс. человек. В кон. 19 в. в уезде насчитывалось крестьян 280374, мещан — 17614, дворян — 725 и др.; мусульман — 137090, православных — 159674 (в т.ч. 1865 старообрядцев) и др. В 1911-14 через уезд прошла Волго-Бугульминская ж.д. (участок Мелекес — Чишмы). Уезд упразднён в 1920, его терр. вошла в состав ТАССР, Оренб. и Самарской губерний.

Мордва Самарской губернии (Эрзя) фотографии 1914 года

Мордва Самарской губернии (Эрзя) фотографии 1914 года

Шенталинский район — административно-территориальная единица (район) и муниципальное образование (муниципальный район) на севере Самарской области России. Административный центр — железнодорожная станция Шентала. Шенталинский район, - многонационален: здесь проживают чуваши, русские, мордва, татары.

Ингерманландия ( Земли Ижоров ). Фотографии Самули Паулахарью (1911)

Ингерманландия ( Земли Ижоров ). Фотографии Самули Паулахарью (1911)

Фотоальбом известного финского этнографа Самули Паулахарью (1875-1944), рассказывает о Ингерманландии (Санкт-Петербургской губернии), её жителях, строениях, устройстве в 1911 г. Самули Паулахарью, потомок старинных каретных мастеров, искусный рисовальщик и столяр, был учителем труда школы для глухонемых детей в Оулу. Каждое лето он проводил в путешествиях, во время которых занимался сбором краеведческого и этнографического материала: записывал воспоминания старожилов, их рассказы об обрядах, обычаях и традициях.

Жители уезда Пылвамаа (Эстония) на старых фотографиях 1912-1914 гг

Псковская чудь (сету) на старых фотографиях 1912-1914 гг

Сету (сето, псковская чудь) — малочисленный финно-угорский народ на старых фотографиях 1912-1914 гг.

Вярска (эст. Varska, выруск. Verska; ранее — Верхоустье) — село в уезде Пылвамаа Эстонии, административный центр волости Вярска на границе с Печорским районом Псковской области РФ.
Численность населения по переписи 2011 года — 443 человека.

Жители Каменца (Подольской губернии) на старых фотографиях

Жители Каменца (Подольской губернии) на старых фотографиях 1883 года

Жители Каменца на старых фотографиях. Типы Подольской губернии. 1883 год.

Уникальный альбом фотографий Михаила Грейма «Типы Подольи и Бессарабіи» был создан специально для Императорского географического общества в 1883 году. 68 картонов, на которых отпечатаны 95 фотографий, сгруппированы по папкам:

Космонавты в скафандрах

Космонавты в скафандрах

Целый ряд рисунков и статуэток разного возраста и с разных материков сторонники палеоконтакта трактуют как изображения космонавтов, одетых в скафандры и/или герметичные шлемы. Можно, конечно, списать все на фантазию художника или его неквалифицированность. Однако сходство иногда бывает весьма удивительным. А небрежность и неточность ряда изображений вполне объясняется тем, что создавали их люди задолго до космической эры человечества.

Кто и зачем строил пирамиды ?

Кто и зачем строил пирамиды ?

В разных уголках нашей планеты разбросаны потрясающие сознание простого обывателя памятники ушедших цивилизаций пирамиды и другие мегалитические сооружения.




Top