Мордва Самарской губернии (Эрзя) фотографии 1914 года
Шенталинский район — административно-территориальная единица (район) и муниципальное образование (муниципальный район) на севере Самарской области России. Административный центр — железнодорожная станция Шентала. Шенталинский район, - многонационален: здесь проживают чуваши, русские, мордва, татары.
По легенде своим звучным именем Шентала обязана заморскому гостю Старожилы рассказывали, будто бы проезжий немецкий инженер, плененный красотой окрестных мест, воскликнул: "Шёнталь!", что означает "Прекрасная долина" (См. Долина (Саратовская область) https://ru.wikipedia.org/wiki/Долина_(Саратовская_обл.. )
Заселение северо-востока Самарской губернии началась в XVI веке после присоединения Казани. В это же время подданство принимают башкиры, после чего к башкирам хлынули с казанской стороны чуваши, черемисы, мещеры. Русские крестьяне из бывших помещичьих крестьян начали поселяются здесь только в 70 — годах XIX века. Начинают возникать села и деревни, в том числе и Старая Шентала. Первоначальное её название — Богоявлинское. Село было центром Шенталинской волости. С возникновением земства в селе находилась земская станция, (почта). В то время Старая Шентала была крупным селом, где находилось волостное правление, волостной суд, по субботам собирался базар; находился здесь сборный пункт военно-конского участка. В селе были 2 водяные мельницы, маслобойка. По переписи населения 1886 года в селе проживали 1905 человек.
Мордва – финно-угорский народ, который делится на два субэтноса — мокша и эрзя. Самоназвание мокшан мокш. мокшет, эрзян — эрз. эрзят. Говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе. Этнографические группы: эрзян — шокша и терюхане, мокшан — каратаи. Самое раннее письменное сообщение об этнониме эрзя (арису) дошло до нас в послании кагана Хазарии Иосифа (X в.), а об этнониме мокша (Моxел) — в записках фла-мандского путешественника Гильома Руб-рука (13 в.). В древнерусских источниках, самыми ранними из которых являются летописи, этноним мордва встречается с 12 века. В повести временных лет (второе десятилетие 12в.), составленной Нестором, говорится о мордве и месте её обитания : А по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык, Мордъва свой языкъ. Наряду с этнонимом мордва в летописях фигурирует и этноним мордвичи (“Мордовскиа князи -Мордвичи”).
Этнонимы же мокша и эрзя в русских источниках стал появляться довольно поздно.Мокшана, мокшаня впервые зафиксированы в книгах Пушечникова и Костяева за 1624-1626 гг. А этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее. Это объясняется тем, что мордва во взаимоотношениях с русскими выступали как этнически единый народ (этнос). Так русские их и воспринимали, и так отразили в летописях. Установлено, что в своей основе этноним мордва восходит к ирано-скифским языкам (сравните : иранское, таджикское мард — мужчина). В мордовских языках это слово сохранилось для обозначения мужа (мирде).http://www.erzan.ru/node/209/trackindex.php
На всём протяжении своей истории мордва вступала в контакты и этногенетические связи с различными племенами и народами, населявшими Евро- азиатскую часть северного полушария, что отразились в его антропологическом облике. Так, материалы антропологического обследования мордовского и соседних народов дают основание заключить, что в формировании мордвы участвовало, в основном, два расовых компонента : светлый массивный широколицый европеоидный тип, прослеживаемый особенно у мордвы-эрзи; тёмный грацильный узколицый европеоидный тип, преобладающий средимордвы-мокши на юго-западе Мордовии; и небольшой компонент- примесь субуральского типа.
Образование древнемордовских племён происходило в междуречье Оки и Волги, побережье рек Цна, Мокша и Сура. К середине I тысячелетия н.э. сложилось два союза мордовских племён – эрзянский и мокшанский. В ходе исторического развития предки мордвы взаимодействовали с различными ирано-тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, с восточными славянами – на севере и западе. Первые поселения мордвы в Самарском Заволжье появились ещё во второй половине XVII века, во время окончания строительства Закамской оборонительной линии. Процесс заселения региона усилился в XVIII веке во время строительства Самарской оборонительной линии крепостей. (8 крепостей по р. Самаре должны были защищать переселенцев Заволжья от кочевников- ногайцев и калмыков) Главные потоки переселенцев шли с северо-запада на юго-восток и захватывали большие группы эрзи. В результате этого численность эрзянских селений, особенно в северной половине Самарского Заволжья, значительно превосходит мокшанские.( 88 населённых пунктов – эрзя, 11 населённых пунктов –мокша). Основная масса мордвы прибыла из Алатырского, Арзамасского, Казанского и Нижегородского районов. На территории Самарской области в настоящее время проживает около 65, 45 тыс. человек мордвы (2010 г), что составляет 2,1% от всего населения области. Основная масса проживает в селах в северных и северо-восточных районах : Кошкинском, Клявлинском, Шенталинском, Исаклинском, Похвистневском, Ставропольском, Челно-Вершинском.
Сегодня особенно заметен рост самосознания народов, даже
несмотря на влияние смешанных браков и другие явления. Это своеобразие проявляется в сохранении народных обрядов, фольклора, ремесел, костюма. Мордва, в данном смысле, является одним из самых ярких примеров. Являясь одним из самых многочисленных народов Самарской области. Наиболее многочисленны эрзяне.
Большую роль в жизни мордвы играли семейные обряды, которые были связаны с важнейшими вехами жизненного цикла: свадебные обряды, обряды, связанные с рождением ребенка, и похоронно-поминальные.
Мордовская свадьба – одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием. Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха. Жениху и Невесте, заключающим брак по обоюдному согласию и любви, а также родным и близким приходится входить в образный мир народной поэзии. Все это требует специальной подготовки, выучки. Невеста в течение нескольких вечеров причитывает, прощается с родным домом, откуда ей «так не хочется уходить» в дом «ненавистного поработителя», укоряет родителей, «продающих» ее «в рабство ногайскому князю» и т.д. Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту невесты бывали иногда старше своих женихов. Оформление брака обычно происходило по полному свадебному обряду. Мордовскую традиционную свадьбу можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имел строго очерченную композиционную завершенность, нередко сопровождаемую древнейшими формами символико-магических мотивов.
Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма (м.), ладямо (э.). Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб. Потом стучал кнутом в окно, говорил хозяину, что приехал сватать дочь, и быстро уезжал. Отец девушки со своими сыновьями или братьями устраивал за ним погоню. Если им удавалось догнать отца жениха, то ему возвращали хлеб с медом, а самого избивали. В противном случае отец девушки, подъехав к его дому, тоже стучал кнутом в окно, соглашаясь выдать дочь за сына хозяина.
Второй этап сватовства, собственно само сватовство – ладяма (м.), ладямо (э.). Во время него договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого и т.д. В качестве приданого родители обычно давали дочери одежду, а также по молодой матке от каждой породы скота. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам. В доме невесты собирались ее родственники, каждый из них приносил с собой каравай хлеба. Уходя домой, они брали взамен хлеб, испеченный в доме невесты, что символизировало союз двух семей. Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – чиямо (э.), прокс симомась (м.). – окончательной пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.
Последним этапом сватовства является назначение дня свадьбы шинь путома (м.), чинь путома (э.). Родители жениха с двумя-тремя родственниками отправлялись к новому свату назначить день свадьбы, то есть день приезда свадебного поезда за невестой. С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать утром и вечером, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью.
Центральным этапом свадебного цикла была свадьба в доме жениха и невесты. В доме невесты свадебные обряды начинались с угощения невесты её родственницами кашей. Этот обряд называется ям ярхцама (м.), кашань ярсамо (э.).
Широко распространенным предсвадебным обрядом было мытье невесты в бане – стирень баня (м.), тейтерень баня (э.). Во время мытья невеста причитала, свое замужество приравнивала к смерти. Обряд укладки сундука (парьнянь вачкама –м., парень вачкамо – э.) – важный момент мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. Вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В некоторых местах для невесты клали чашку и ложку для еды. Затем начинали укладывать рубашки, при этом перечисляли назначение каждой рубашки: «на жнитво», «на праздник», «коноплю дергать» и т.д.
Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные пироги, их насчитывалось от 5 до 9. Каждый пирог имел свое название и назначение. Самый большой и важный из пирогов лукш (м.), лувонь кши (э.) преподносили отцу невесты.
Главную роль в свадебном поезде играла сваха (кудава). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (м.), уредев (э.). Его обязанность охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом. У невесты заступниками (урьвалят) были ее родственники или двоюродные братья. Первая встреча и знакомство молодых происходила у постели, которая зимою и летом, за неимением отдельных комнат, готовилась обычно в конюшне или амбаре. Туда жених приходил заранее, а затем туда же приводили невесту, которую со словами: «Волк, вот тебе овца!» вталкивали к мужу.