Как буряты становились русскими раскольниками

ак буряты становились русскими раскольниками

В истории Бурятии были случаи перехода бурят в старообрядчество. О том, почему люди монгольского рода становились русскими раскольниками

История взаимоотношений народов Бурятии богата и разнообразна, а местами и уникальна. Одной из таких страниц является принятие бурятами не государственной религии – православия, а его другой, тогда подвергавшейся гонениям ветви – старообрядчества. В Российской империи вопрос веры был определяющим и для неофитов из бурят означал переход в иной этнос. Так, на территории Забайкалья сложилась пестрая мозаика народов, племен и родов, в том числе и субэтносов из метисов.

С момента первых встреч русских и бурят межнациональные браки стали практически повседневным и распространенным явлением.

Первоначально заселение Бурятии осуществлялось русскими казаками. Поскольку среди них не было женщин, то начался процесс создания смешанных семей. Появлению и распространению смешанных семей способствовали деятели православной церкви, проводившие государственную политику, направленную на удержание русских в Бурятии. Они также были заинтересованы в увеличении численности своих прихожан. В том числе и за счет бурят преступников. Совершивший проступок бурят находил убежище в церкви. Крестившись, он становился другим человеком - русским, неподсудным родовой юрисдикции и женился на русской женщине. В Забайкалье известны случаи организованных миссионерами массовых свадеб холостых бурят на каторжанках.

Успеху этих предприятий способствовало и то, что у коренных жителей существовала практика уплаты калыма за невесту. За русских девушек, а тем более каторжанок, никакого калыма не требовалось, и даже, наоборот, церковь и власти материально поощряли такие браки.

Впрочем, в случае необходимости состоятельные буряты были готовы заплатить калым и за русских женщин, размер которых доходил до 100 лошадей, 20 верблюдов, 50 коров, 200 овец и 30 коз. Самый маленький размер калыма состоял из 10 лошадей и некоторого числа крупного рогатого скота. То есть создание смешанных семей, хотя и не всегда, требовало принятия православия, которое имело и социальное, и экономическое значение. А именно, крещеные буряты на три года освобождались от ясака, переходили в разряд крестьян и платили государству повинности, как русские крестьяне.

Кроме создания смешанных семей, установлению тесных контактов родственных отношений способствовали процессы усыновления и удочерения русскими аборигенных детей или же русских детей бурятами. Эти дети в дальнейшем становились проводниками укрепления межэтнической толерантности и создания межнациональных браков. В процессе создания смешанных семей появилась новая категория людей, именуемая «ясачными», «карымами», «харанутами» или же «гуранами».

История крещеных бурят в Забайкалье интересна и тем, что вместо официального православия они принимали старообрядчество и со временем становились семейскими. Это убедительно опровергает миф о том, что староверы никогда не смешивались с аборигенным населением и со времен раскола являются наиболее этнически чистокровными русскими республики. Признание и осмысление этих фактов проливают свет на глубинные процессы взаимодействия народов и культур. И даже можно сказать, что процесс перехода некоторых бурят в сообщество семейских идет до сих пор.

В селе Старый Заган в Мухоршибири когда-то давно был пересыльный пункт, через который гнали этапы. Те, кто обслуживал его, бывшие ссыльные, отслужив свой срок, оставались и женились на бурятках. Семейские звали их «харанутами», от бурятского слова «хара» - черный. Еще их называли – «баргуты».

Недавно я разговаривал с уроженкой этого села, которая сообщила, что теперь они считают себя семейскими: «Я знаю, что раньше мы были «харануты». Бабушка рассказывала. Но теперь стали семейскими». Впрочем, возможно, старозаганцам просто не хочется лишний раз объяснять кто такие «харануты». К слову, несколько сел «харанутов» есть и в Бичуре.

А несколько лет назад в Улан-Удэ вышел фотоальбом «В глубь уходящие корни» В. Ф. Иванова о родословных жителей села Хасурта Хоринского района. Автор подробно описывает историю образования села крещеными бурятами и семейскими. Альбом интересен как попытка воссоздания иллюстрированной истории конкретного села и родов, а главное, как описание факта массового перехода в иную конфессию и этничность.

«Село Ташелан (в Заиграевском районе. - авт.) расположено при впадении горной речки Ташеланки в Ильку. Считается в нем 16 дворов и до 90 душ жителей, и все они из крещеных бурят, т.е. ясашные инородцы. Но странное дело! Из числа их есть четыре двора, 12 душ обоего пола, придерживающихся раскола.

«Ясашные ташеланцы брали себе жен из Куйтуна, Надеина и Новой Бряни…» - сообщают Иркутские епархиальные ведомости от 1871 года. Крещеные буряты составляли старообрядческое население также сел Унэгэтэй и Курба в Заиграевском районе, а в Хоринском - села Хасурта: «Большинство ясачных инородцев исповедовали старообрядчество и назывались семейскими. Те же потомки оседлых бурят, которые исповедовали православие, назывались карымами».

В. Ф. Иванов приводит предание хасуртян: «А здесь уже жили карымы, да братские крещеные люди. У них свадьбы игрались смешанные: русские брали буряток, буряты русских баб в жены, от того и карымы образовались». Крещеных «приводили к оседлости» по реке Курба, в урочищах Хасуртай, Уныгытей. Переход хори-бурят в православие принял настолько массовый характер, что в Хоринской Степной Думе было создано особое родовое управление – Курбинское отдельное общество.

Правительство заманивало инородцев в лоно православной церкви освобождением от налогов, наделением дополнительным земельным участком, выделением денежной ссуды. Каждой бурятской семье, перешедшей в православие, выдавали по 127 руб., строили избы. В архиве РБ хранится «Список обращённых к православию через Святое крещение из язычников в течение 1859 года при Градо Верхнеудинской Спасской церкви. Бурят Хоринского ведомства Хаоцайского рода Бадма Шашолаев ламской веры, а во Святом крещении наречён Петр. Крещён 1 мая священником Сергием Ручениковым».

Переход из буддизма в православие, очевидно, не был болезненным для вчерашних шаманистов. Всего лишь в 1702 — 1704 годах делегация хори- бурят во главе с зайсанами с еще бурятскими, а не тибетскими именами Баданом Туракиным, Даскги Бодороевым и Очихаем Сардаевым ходила к Петру I, а сопровождала их шаманка Абжа-удаган.

Следующим шагом неофитов был уже переход из лона РПЦ в старообрядчество. Это был смелый шаг, поскольку семейские были гонимыми властью ссыльными раскольниками. Государство и официальная церковь притесняли их, не разрешали молиться в своих храмах, а тем более совращать кого бы то ни было в свою веру.

В. Ф. Иванов нашел в архивах Иркутской области документы, относящиеся к 1838-1839 годам, «О ясашных, совращенных в раскол».где значится «деревня Курбинская – раскольников 85 человек (примерно). В Кульском приходе Петр Миронов из Верхних Тальцов и Ксенофонт Мильгунов – вреднейшие из раскольников. Отец Мильгунова из бурят Хоринского ведомства был крещен в Мухоршибири. Дети Савин, Вера, Матрона и Ксенофонт. Он же, Ксенофонт, в 1826 году, согласившись убегом от родителей за себя замуж девицу Варвару, дочь ясашного Андриана Вахрушева, совратил от православия. К числу совращенных в раскол значатся семейства ясашных Ивана Мартынова, Семена Занадворова и Павла Бурдуковского. Деревня Хасуртай – раскольников до 90 человек. У Мартынова отец из бурят Хоринского ведомства. Семен Занадворов из бурят Батанайского рода, крещен на 22 году от рождения около 1812 года. Павел Бурдуковский из бурятов на 10-м году был крещен при воспитателе Миките Бурдуковском, женатом на раскольнице».

В 1844-1845 годах РПЦ попыталась привести хасуртян в свое лоно, но община проигнорировала «никонианцев». Старообрядцы-инородцы и старообрядцы-крестьяне входили в один религиозный толк беглопоповцев-часовенных. Они вместе молились, женились между собой, имели общее кладбище. Инородцы строили добротные дома, амбары, завозни и стайки. Женщины носили яркие семейские наряды, а мужчины длинные рубахи-косоворотки. По старообрядческим канонам обязательным было ношение бороды. Межбрачные союзы жителей Хасурты производились со старообрядцами из селений: Мухор-Тала, Унэгэтэй, Новая Брянь, Нижние Тальцы, Ташелан, Новая Курба. Православные карымы привозили себе невест из сел с православным населением: Кульск, Карбаиновка, Санномыск, Верхние Тальцы, Старая Курба, Унэгэтэй. Постепенно хори-буряты полностью обрусели, как внутренне, так и внешне. Для своих друзей из улусов они держали отдельную посуду, угощали их на табуретах возле порога. Не употребляли в пищу конское мясо, не допускали брачных связей, но сохранили приемы ведения хозяйства, одежду (курмушка, халат, доха, унты), использовали множество бурятских слов и диалектов, особенно в названии животных (куцан, иман, ерьгень, ланчак, ярка). Деление населения Хасурты на «ясашных» и «хрисьян» сохранялось до первых лет Советской власти. В 1924 году был избран единый сельский совет, и через двести лет совместной жизни произошло окончательное объединение жителей Хасурты, подводит итог В. Ф. Иванов.

Добавить комментарий




Top