Россия в лицах - снимки 1870-1880-х (А. О. Карелин)

Россия в лицах - снимки 1870-1880-х (А. О. Карелин)

Андрей О́сипович Карелин (1837—1906) — русский художник и фотограф XIX — XX веков, основоположник жанра художественной фотографии, член Русского фотографического общества. Придя в фотографию от живописи, он проявил свежее восприятие натуры и внес в исполнение богатое разнообразие творческих приемов. Карелин удивительно тонко умел придавать инсценированным сюжетам жизненную правдивость.

Карелин родился в 1837 году в Тамбовской губернии в семье крестьянина, в десять лет был отдан в обучение к иконописцу. В девятнадцатилетнем возрасте юноша поступил в Петербургскую Академию художеств. Именно там он приобщается к искусству фотографии, кропотливо и настойчиво изучает тонкости фотографической науки. В те времена воплощать свои идеи и образы лишь с ее помощью было довольно сложно из-за весьма несовершенной техники. Однако тайна волшебного искусства привлекала мастеров живописи. В 1866 году Карелин приезжает в Нижний Новгород, где три года спустя открывает мастерскую «Фотография и живопись». Все желающие могли заказать здесь живописные и фотографические портреты. Художник изучает физику, оптику, приемы освещения. В 1873 году он переводит свою мастерскую в дом В. Н. Николаевой. На улице Осыпной по специальному проекту строится фотопавильон.

Великолепный мастер композиции и света, Андрей Осипович создавал чудесные художественные снимки, которые обладали особой мягкостью, пластичностью, объемностью. Его изящные комнатные группы и жанровые сценки приводили всех в восхищение. «Карелин первым доказал всему миру своими многочисленными фотографическими этюдами-композициями, что художество и фотография стоят в самой близкой непосредственной связи, что фантазия художника-фотографа, его изящный вкус в выборе сюжетов-картин, полных мысли, могут быть осуществлены фотографией», — писал библиограф, историк литературы, археограф, палеограф, член-корреспондент АН В. И. Срезневский. В 70-х годах XIX века Андрей Осипович участвует в фотографических выставках в Вене, Париже, Филадельфии, Эдинбурге; его работы награждаются самыми престижными премиями. Изучив связь между фокусным расстоянием, степенью диафрагмирования и глубиной резкости, Карелин получает необходимую четкость изображения и нужную резкость во всех планах. Впервые в Европе он применяет добавочные линзы.

«Со стороны технической Карелин достиг высокой степени совершенства и при тех скудных средствах, которые в то время были в распоряжении фотографа, с мокроколлодионным, чрезвычайно малочувствительным способом и объективами с весьма малою глубиною фокуса...».

С. М. Прокудин-Горский, журнал «Фотограф-любитель», 1906 год

Сохранились воспоминания В. И. Немировича-Данченко о снимке принца Альфреда, герцога Эдинбургского, выполненного А. Карелиным 15 августа 1875 года на балконе Главного ярмарочного дома. Принц Альфред путешествовал по Волге. Он сам был фотографом-любителем и много слышал о мастерстве Карелина, однако недоверчиво относился к рассказам о его изобретении. Конечно же, принц посетил фотосалон нижегородской знаменитости, но, фотографируясь, намеренно сел так, что при съемке любым фотоаппаратом его фигура вышла бы искаженной, непропорциональной. Ноги получились бы громадными, так как находились на переднем плане; находящиеся на второй плоскости руки были бы значительно крупнее его лица, расположенного в третьей плоскости. Как же был удивлен герцог, когда он получил «...художественный портрет с полной соразмерностью всех деталей...»! В конце 70-х годов XIX века при съемке портретов и портретных групп фотографы еще не достигали такого совершенства на столь большом пространстве — до 7 метров в глубину. В 1876 году Карелину присваивают звание фотографа Императорской Академии художеств «За изобретенный особый способ фотографии». По словам современников, на Всемирной фотографической выставке в Эдинбурге он буквально затмил всех знаменитых иностранцев и по единогласному решению жюри получил высшую награду — золотую медаль «За открытие нового пути и приемов при снятии фотографии, а также за особые труды и полезную деятельность». В 1878 году мастера принимают в члены Французской национальной Академии искусств. Имя Карелина получает всемирную известность. В 70–80-е годы выходит несколько выпусков его художественного альбома «Фотографии с натуры».

В 1880 году Андрей Осипович Карелин становится действительным членом V отдела Императорского русского технического общества по светописи и ее применениям. В состав этого отдела входили тогда самые известные российские ученые и фотографы: Е. П. Вишняков, П. И. Деньер, Л. С. Левицкий, В. А. Каррик, Д. И. Менделеев, В. И. Якоби, граф Ностиц... На заседаниях общества они рассматривали вопросы развития фотографии и фотопромышленности в России и часто приглашали на них Андрея Осиповича как одного из лучших знатоков фотографического дела. В ежемесячном журнале «Фотограф», целью которого было знакомить фотомастеров самых отдаленных уголков России «со всеми усовершенствованиями в области фотографии, ее применением и способствовать ее успехам в России», публиковал свои статьи и Карелин. Для повышения уровня фотографов V отдел организовывал специальные курсы и фотовыставки, чтобы начинающие фотографы могли увидеть работы мастеров и поучиться у них. Например, на ХV Всероссийской выставке 1882 года в Москве всю правую сторону громадного здания занимали литография, хромолитография, типография, фотолитография, фототипия, фотогравюра, гелиография и, наконец, фотография. Овладев к тому времени фотографической техникой в совершенстве, А. О. Карелин представил зрителям ряд своих совершенно новых работ. В них мастер отступил от прежних приемов, придавая изображениям Андрей Осипович Карелинхудожественную мягкость контуров, как будто сдваивая их. Он заявлял, что фотография, снятая общеупотребительным способом, — неверна и уродлива. Как живописец Карелин стремился приблизить свои фотографические работы к произведениям лучших художников. Он старался передать предметы так, как мы их видим, уходя при этом от резкости, жесткого контраста, стремясь к пластичности изображения. Для достижения этой цели мастер применял принцип работы стереоскопа, то есть «сливал» два изображения в одно; при этом Карелин использовал способ копирования с двух негативов, придуманный петербургским фотографом-портретистом А. И .Деньером. Но Деньер делал подобные портреты только малого формата и считал, что художественный эффект достижим лишь при употреблении негативов коллодионных, но не желатинных; к тому же своего способа он не опубликовывал.

Карелин опровергает утверждение Деньера, делает высокохудожественные снимки большого формата и обнародует способ изготовления «при снимании на коллодии и при употреблении сухих пластинок», подробно рассказывая о применяемом им способе печатания: «...при снимании на коллодии последний должен быть вдвое жиже обыкновенного. Проявление обеих пластинок надобно вести так, чтобы сумма силы обоих негативов была равна силе одного обыкновенного негатива, причем лучше, если один из этих негативов слабее другого. При употреблении сухих пластинок проявление ведется так, чтобы соотношение уменьшенной силы каждого негатива было таким же, как при коллодии. Оба высушенных негатива налагаются один на другой так, чтобы более сильный пленкою лежал наружу, а более слабый находился пленкою на стекле первого. Затем негативы защемляют щипчиками и склеивают по углам бумажками. В таком двойном негативе нижний, сильнейший заменяет глаз более зоркий или отчетливее видящий, между тем как верхний, более слабый, копирует без резких границ, смягчает контуры... Для получения хорошего отпечатка с двойного негатива при копировании, — отмечает Карелин, — важно положение рамки относительно источника света, потому что при его неправильности мягкость может быть преувеличена и доведена до двоения контуров... Если появляется художественная потребность в спокойном тоне изображения некоторых предметов, то она удовлетворяется легко — процарапыванием».

Процесс этот был крайне сложным. Ученик Карелина Ф. А. Фомин вспоминал: «Делать в мягкой тональности снимки крупного размера Андрею Осиповичу стоило большого труда и терпения, а также умения занимать модель разговорами во время двойной фотосъемки, между которыми происходила замена одной кассеты с отснятой пластинкой на неотснятую. Тогда он эту процедуру старался производить как можно тише и не торопясь, так как иначе могло произойти изменение положения либо камеры, либо одного из снимаемых... Малейшее шевеление — и пропадал большой труд».

«На Осыпной улице помещается фотография художника А. О. Карелина, приобретшего европейскую известность своими усовершенствованиями в фотографии. Изобретенным им аппаратом он делает снимки посредством двух негативов, причем получается необыкновенное изящество, нежность, а главное — живость рисунка».

«Иллюстрированный спутник по Волге», Казань, 1884 год

В 1885 году Карелин был награжден медалью Императорского русского технического общества «За отличное и художественное исполнение фотографических снимков и за прогрессивное усовершенствование своего дела». На публичной лекции в Историческом музее сын Андрея Осиповича, Почетный вольный общник Императорской Академии художеств Андрей Андреевич Карелин позднее скажет: «Применение в более широких размерах этого способа, стесняемого только размерами фотографий, могло явиться лишь у фотографа, обладающего, экстренным глубоким фокусом, который мог бы брать с абсолютной резкостью первый план и тушевал бы предметы, уходящие вглубь лишь настолько, насколько этого требует воздушная перспектива. Художник Императорской Академии художеств А. О. Карелин, имея изобретенный им глубокий фокус своих объективов, явился первым преемником Деньера по истечении срока данной ему привилегии и, доведя способ Деньера до возможного совершенства, работает и доныне, не стесняясь размерами фотографических листов...».

Добавить комментарий




Top