Коми-зыряне на фотографиях 1906 года Сергея Сергеля
Первую в своей жизни этнографическую экспедицию Сергей Сергель осуществил в 1906 году к коми-зырянам, проживавшим в Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии. Два месяца он прожил в деревне Бадь-иоль, занимаясь там стационарными исследованиями традиционного образа жизни коми. Учитель Бадьёльской школы Попов устроил Сергеля в хороший крестьянский дом, ему была отведена летняя половина дома в 6 окон.
«Хозяином был 70-летний старик Вась-Иван Уляшев. Это был крепкий, хорошо сбитый старик. В крепости ему не уступала и его старуха. Их сын Терентий сорока лет всегда работал, не работал только когда ел и спал. Водки совсем не пил, но после работы любил выпить чёрного и густого сусла. Терентий отбывал воинскую повинность и хорошо говорил по-русски. Бадьёльцы хлебом довольно богаты. Если взять область Коми в целом, то ей своего хлеба хватает лишь на полгода, остальные полгода идёт в еду привозной хлеб. Сеют здесь главным образом ячмень и рожь, причём под ячмень отводится вдвое большая площадь, чем под рожь. Земля здесь малоплодородная, лёгкая, требует хорошего удобрения. Удобрение даёт скот, а для скота нужно сено. Сенокосы расположены далеко от селений, да и урожай трав не всегда хорош. В среднем с гектара снимают ржи до 1000 кг, ячменя и овса — по 1150 кг.
Лесозаготовки, дающие населению хороший заработок, местами захватывают всё работоспособное население. Если к этому прибавить ещё уход летом на сплав, то некому оказывается вести сельское хозяйство, и оно сильно падает. Питаются зыряне неплохо, в мясе недостатка нет, зимой рябчиков бывает очень много, да и в другой дичи недостатка нет».
За четыре месяца пребывания в Помоздинской волости Сергей Сергель сделал более 200 фотографий. Вещевая коллекция (490 предметов), собранная Сергелем, охватывает широкий спектр этнографических тем — хозяйство, утварь, одежда и обувь, воспитание детей, верования, музыкальные инструменты, лекарственные травы. На фотографиях, выполненных им на высоком профессиональном уровне, запечатлены виды селений, жилые и хозяйственные постройки, основные хозяйственные занятия населения, антропологические типы коми-зырян.
Материалы, собранные Сергелем, уникальны, в них зафиксирован пласт уже ушедшей культуры коми народа. Диплом об окончании университета Сергель получил только в конце 1912 года. В советское время, в 1928 г., Сергей Иванович написал и опубликовал книгу «В Зырянском крае».
Сергей Иванович Сергель родился 23 сентября 1883 года в местечке
Синявка Слуцкого уезда Минской губернии в семье волостного писаря.
Детство его было нелегким, так как он рано остался без родителей.
Значительным событием в жизни молодого Сергеля стало путешествие
на Север, которое он совершил в 1903 году, перейдя в выпускной класс Могилевской гимназии. Сергей Сергель в одиночку отправился на северную реку Печору. Добравшись до ее верховьев, он пешком с ружьем за плечами продолжил путешествие вдоль предгорий Северного Урала. В этот дальний и опасный путь он пустился, по его собственным словам, «побуждаемый любознательностью и страстью к путешествиям». Во время своих странствий С. Сергель впервые столкнулся с незнакомым ему укладом жизни проживавших там народов — коми-зырян, манси, ненцев, русских старообрядцев. Скорее всего, именно эта поездка предо-пределила выбор им дальнейшего жизненного пути.
В 1904 году, окончив гимназию, С. Сергель поступил в Санкт- Петербургский университет математического факультета в группу, где готовили географов. Одним из его университетских преподавателей был известный ученый Ф. К. Волков (1847–1918), читавший студентам-географам курс антропологии. Он же являлся одним из хранителей Этнографического отдела Русского музея (ЭО РМ). Штат недавно организованного отдела (1902) тогда был невелик. Поэтому к комплектованию этнографического собрания, которое должно было отражать быт и культуру многочисленных народов, населявших Российскую империю, привлекались корреспонденты из числа столичной и местной интеллигенции: учителя, священники, студенты и др. Сергель был одним из них.
Мифология коми — комплекс мифологических представлений, общий для трёх народов коми — зырян, пермяков и язьвинцев. К настоящему времени мифология коми была в значительной мере утрачена в процессе христианизации.Два близкородственных фино-угорских народа — коми-зыряне и коми-пермяки — имели некогда общую мифологию. Их древняя религия была уничтожена в процессе христианизации, но сохранился богатый фольклор.
Верховное божество коми — Ен, сведения о котором сохранил фольклор,- демиург; в дуалистических мифах зырян ему противостоит Омӧль (или Леший — русское заимствование), у пермяков — Куль. Омэль пробирается на небо, но Ен скидывает его вниз, оставляя женщину себе; та родила ему близнецов — богов Войпеля (бог северного ветра, букв. «северное ухо») и Ёму (образ которой снижен в фольклоре до роли злой волшебницы, Бабы-Яги). Омэль сбросил семью Ена вниз на землю, и все народы произошли от Войпеля и Ёмы.
Кое-что об яги-бабе мы можем почерпнуть из многочисленных зырянских сказок о Jом'е или Jом'ах. Jома есть ведьма. У нее обыкновенно имеется от одна дочь. Живет ведьма в лесу или в йаг'е, т.-е. в сосновой роще. У нее длинные зубы. Братья ее людоеды, которые играют в чугунные карты или кости. Также у нее есть отец — чудовище, являющееся всезнающим и князем всех живущих в лесу. У него имеется волшебная книга, в которой написано все, что существует на земле. Jома иногда обращается в орла, а иногда в красавицу. Она пожирает всех дочерей женщины с золотыми рогами, кроме одной, которая спасается с помощью палки, обращающейся в густой лес, бруса, становящегося Брусяною горою, и просмоленой корзины, из которой получается Смоляная река. В последней можно полоскать белье, — значит, "Смоляная" есть только название реки. Ездит Йома в ступе; решето является у нее санями, а пестик — кнутом.
В русской сказке ''Иван-Дурак и Баба-Яга'' баба-яга воспринимается как не русская, ибо она на Ивана говорит: «Фу-фу-фу! Русска коска сама на двор зашла!» — Взяла да и заперла его в голбец. «Я тебя завтра велю изжарить меньшой дочери».
Первым письменным источником о ней служат записи Джильса Флетчера (1588) «О государстве русском», глава «О пермяках, самоедах и лопарях». Именя Быбы-Яги: на языке Коми, слово яг означает бор, сосновый лес. Баба — это женщина (Нывбаба-молодая женщина). Баба яга можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина. Есть еще один персонаж коми сказок Ягморт (лесной человек). В связи с этим, очень вероятно, что Яга-костяная нога — это угро-финская колдунья, а ее обиталище, ее избушка — это чамья, сомьях, стаббур — охотничий и ритуальный домик угро-финнов.
Давным-давно, ну, то есть как раз в те времена, когда и зарождалась сказка о Бабе Яге, славянские племена жили по соседству с финно-угорскими. Славяне были более развитыми племенами, они уже жили земледелием и скотоводством, в то время, как финно-угры не умели возделывать землю и занимались охотой, рыболовством и собирательством. Под натиском более сильных, многочисленных и организованных славян лесные народы отходили все дальше на север и в конце концов одна из групп оказалась на территории современной республики Коми и образовала Коми народ.
Древние финно-угры, хоронили своих мертвецов на деревьях. Простых граждан заворачивали в шкуры и подвешивали на сук. Важным и знатным, например вождям и их окружению устраивали похороны побогаче. На высоте двух-трех метров над землей на дереве, а лучше на двух рядом стоящих деревьях (так удобнее) собирали небольшой склепик по форме ничем не отличающийся от обыкновенной избы, только маленькой. В него и укладывали умершего в полной одежде. Для чего это делалось? Да чтобы звери не съели мертвеца. Ни дверей, ни окон не делали. Мертвецу они не нужны. Помните, как в сказке говорится: «... избушка на курьих ножках, стоит без окон, без дверей».
Теперь представьте удивление просвещенного славянина, который, гуляя по лесу, вдруг увидел избушку на курьих ножках (на двух очень близко друг к другу стоящих стволах деревьев). А почему именно на «курьих», а не на собачьих, или лошадиных? Да потому что корни деревьев очень напоминают пальцы на лапах курицы. Любопытство гонит нашего предка дальше, и он заглядывает в щелку. И о, ужас! Видит там полуистлевший труп женщины (волосы на черепе еще сохранились, - по ним он и определил, что это баба), а вот мягких тканей на ногах уже не осталось. Одни кости (костяная нога). Ошалелый от ужаса славянин прибежал в свою деревню и рассказал, что видел в лесу живущую (от страха ему показалось, что мертвая ему ехидно улыбнулась) в избушке на курьих ножках лесную бабу.
А теперь лингвистическая составляющая версии. По коми слово «яг» это - «лес». В Республике Коми встречаются такие названия населенных пунктов: Шуда-Яг, Гажа-Яг, Ытжит-Яг. Яг-Морт – герой преданий и сказок народов Севера, переводится как лесной человек.
В коми-пермяцкой сказке рассказывается, как злая мачеха отправила падчерицу искать клубок ниток, который та потеряла, полоща белье. Девочка отправилась вниз по течению реки и попала к Еги-бабе. Та велела ей натаскать ситом воды, нарубить дров восковым топором, истопить баню и искупать детей ведьмы. С помощью мудрой птички падчерица справилась с трудными задачами. Детьми Еги-бабы оказались ящерицы, лягушки, дождевые черви, муравьи — полное сито всяких гадов. За услугу ведьма наградила девочку сундуком с сокровищами. Когда жадная мачеха отправила вслед падчерице родную дочь, та не справилась с трудными задачами и искалечила детей ведьмы, когда мыла их в бане сухим веником. Ее наградой за это стал большой сундук с горящими угольями.
Не менее увлекательный способ знакомства с Ёмой — посетить село Пармайлово и музей деревянных скульптур, созданных мастером Егором Утробиным. Здесь проживает не только «хозяйка леса» (так еще иногда называют Ёму), но и чуды, о которых говорилось ранее. В парме можно встретить и водных духов, и Кащея, и, конечно же, лешего. У последнего, кстати, звучное коми-пермяцкое имя — Вора-морт. Особые приметы — отсутствие бровей. Если встретите в лесу существо без бровей, вы знаете, кто это. Чтобы избежать неприятностей, надо надеть одежду наизнанку и — бежать из леса.
В «Житии русского миссионера Стефана Пермского» (XV в.) рассказывается о том, что коми поклонялись богам воздуха, воды, охоты, а также многочисленным божествам леса, огню, солнцу, идолам (упомянутой «Золотой бабе»), животным и деревьям. Из одного такого дерева — «прокудливой» (проклятой) березы — Стефан изгнал бесов, срубив священное дерево: из ствола при этом текла кровь, а береза издавала стоны.
В фольклоре коми сохранилось много легенд о состязаниях Стефана с колдунами-жрецами (тунами). Один из них — Мелейка — жил на реке Мезени и гнал сусло для пива — ритуального напитка коми. Стефан плыл мимо на лодке и велел суслу не вариться: в ответ колдун произносит заклинание, и лодка Стефана останавливается на реке. Только когда Стефан велел суслу «бежать», лодка побежала по реке. Тогда Стефан причалил к берегу, но Мелейка бросился на него с оружием: русский миссионер вновь произнес заговор и стал неуязвимым. Чтобы спастись, колдун произносит заклинание, охлаждает сусло и бросается в котел, но Стефан приказывает огню вновь разгореться под котлом. Спутники Стефана принялись рубить выскочившего из чана колдуна топорами, но не могли убить его до тех пор, пока он сам не велел им разрезать пояс, где хранилась его жизненная сила.
Этот рассказ повторяет предание коми о двух колдунах — Корт Айке и Паме. Корт Айке («Железный свекор») поссорился с окрестными жителями, сделал себе жилье и одежду из железа, затем перегородил железной цепью реку Вычегду у Железной горы и принялся грабить всех проезжих. Корт Айке обладал неслыханной колдовской силой — заклинаниями заставлял померкнуть солнце и луну, день превращал в ночь, заставлял реку течь вспять, насылал засуху. Другой колдун Пама водил дружбу с Железным свекром, так что когда Пама плыл по реке, тот велел цепи опуститься и пропускал собрата по чародейству. Но как-то железный колдун увлекся варкой пива (сур) и не поклонился вовремя Паме: тот обиделся и велел суслу стоять и не бродить: тогда и Корт Айке велел лодке стоять. Паме пришлось снять заговор с сусла, тогда и лодка поплыла...
Другой колдун — Ошлапей — имел медвежьи лапы (ош и означает «медведь» на языке коми); он стал убивать скот и тех людей, которые приняли христианство. Коми взмолились, чтобы Стефан спас их от злодея. Святой поплыл к его логову, колдун же поднял волны на реке, а потом сам превратился в гигантскую щуку, чтобы потопить Стефана — колдун умел превращаться и проникать во все сферы мироздания. Миссионер, однако, добрался до жилища колдуна, и тогда Ошлапей превратился в медведя. Зверь напал на Стефана и его дружину (подобно тому, как лютый зверь напал на князя Ярослава в Медвежьем углу), однако дружинникам никак не удавалось ранить колдуна до тех пор, пока один из них не выстрелил в оборотня наклонившись и целясь между ног. Ошлапей принял человеческий облик, но и тогда его не могли убить до тех пор, пока не разрезали его колдовской пояс.
Сам Стефан Пермский приобрел чудесные свойства демиурга в легендах коми. Он смог плыть на камне (каменном плоту), когда языческая «чудская» княгиня отказалась дать ему лодку (пораженная чудом язычница утопилась в реке). Рассказывают, что во времена Стефана водились гигантские рябчики, но один из них, вспорхнув, испугал коня святого. За это Стефан проклял птицу, и рябчик уменьшился в размерах.
Колдуны в поверьях коми сохраняли способность превращаться в разных животных — медведя, волка, черную собаку, коня, поросенка, курицу, лягушку. На Печоре верили, что колдун, желающий превратиться в медведя, снимает одежду и трижды кувыркается «против солнца»: для обратного превращения ему достаточно перекувырнуться «по шерсти солнца».
Богов и духов коми-язычников христиане считали бесами. Фольклор коми сохранил для нас древние мифы о языческих богах и сотворении мира, но и эти мифы испытали влияние христианских легенд о противостоянии Бога и Сатаны. Бог-творец Ен в поздних легендах коми нередко отождествляется с библейским Богом.
В мифах коми о сотворении мира бог Ен как творец хорошей и праведной части мира противостоит своему брату Омолю (или Кулю у коми-пермяков) — создателю всего плохого и злого. Имя Ена означает «бог, небо» и близко именам других небесных богов, в том числе удмуртского Инмара. Имя Омоль — «плохой, гадкий» — по некоторым предположениям отражает наименование высшего бога Юмала у соседей коми, западных финнов. Имя Куль — общее для наименования злого духа у коми и обских угров.
Лягушка — нечистое животное во многих мифологиях, злой дух оадзь у саамов, — в мифах коми может оказаться благодетельным существом. Христианизированные коми-зыряне рассказывают, что во время всемирного потопа Ноев ковчег прохудился, и лягушка собой заткнула дыру, спася все живое. Поэтому нельзя убивать лягушек. Вспомним, что и в представлениях финнов «лягушкой» называлось основание чудесной мельницы сампо. Лягушка, как хтоническое существо, добывает Землю и оказывается одной из основательниц мироздания. ...
Проф. А. Грен. Зырянская мифология.