Пожелание смерти в колыбельных: о загадке русского детского фольклора

Пожелание смерти в колыбельных: о загадке русского детского фольклора

Многие молодые мамы в поисках колыбельных обращаются к фольклору. И порой впадают в панический ужас, отыскав старинные напевы. Среди различных мотивов колыбельной песни особое место занимает мотив пожелания смерти ребенку, который как никакой другой вызывает споры у фольклористов, этнографов и педагогов по поводу трактовок значения и функций, которые выполняли эти песни.

Бай, бай, да люли,
Хоть сегодня умри.
Сколочу тебе гробок
Из дубовых досок.
Завтра мороз,
Снесут на погост.
Бабушка-старушка,
Отрежь полотенце,
Накрыть младенца.
Мы поплачем, повоем,
В могилу зароем.

На одном из форумов в интернете, будущие мамы обсуждали трагические строки в колыбельных. Вот одно из мнений: «Еще бы, сколько детей у них было, а жизнь тяжелая! Может, не всегда и смерть ребенка была такой бедой». Пытаясь понять логику древнего фольклора, современные мамаши сводят мировосприятие своих прародительниц до кощунственного. Дескать, умерло дитятя и хорошо, едоком меньше. Кстати в 70-х годах 19 века реакционная публицистика использовала подобный аргумент, чтобы доказать «отсутствие нравственного начала у русского крестьянства».

На самом деле, все совершенно не так. Не жестокосердие славянок нашло отражение в народном творчестве: именно в этих мрачных строчках и проявлялась любовь матери к сыну или дочке.

Ой, люли, люли, люли,
Ты сегодня умри,
Завтра похороны,
На погост понесём,
Пирогов напекём,
Со малиной,
Со гречневым крупам,
Будем Шуру поминать,
Себе брюхо набивать.

Не секрет, что для наших предков окружающий мир был полон необъяснимых сил, порой очень враждебных. Нечисть поджидала повсюду и без правильного подхода к ней выжить, по мнению русичей, было нелегко. Особенно уязвимыми люди чувствовали себя во сне. Младенцы же, еще не обученные народным методам самозащиты от злых сил, не обладающие искусством заговора были совершенно беззащитны ночью.

Для того, чтобы уберечь своего ребенка, мать пела про его смерть. Таким образом она говорила нечисти, поджидающей свою жертву, что малыш уже умер, а значит приходить за ним во сне нет необходимости. Хитрые крестьянки умели бороться за жизнь и здоровье ребенка только обводя нечисть вокруг пальца.

Баюшки, баю!
Не ложися на краю.
Заутро мороз,
А тебя на погост!
Дедушка придёт,
Гробок принесёт,
Бабушка придёт,
Холстинки принесёт,
Матушка придёт,
Голосочек проведёт,
Батюшка придёт,
На погост отнесёт.
Баюшки, баю,
Колотушек надаю!

Существует также мнение, что мрачные сонные песни служили для благополучия ребенка днем. Крестьяне верили, что если ребенок увидит во сне что-то плохое, то наяву это уже не повторится. А что может быть страшнее, чем привидевшаяся ночью собственная смерть и похороны? Вот такая защита «от противного», во всех смыслах этого слова.

Мир колыбельных песен – это особый пласт фольклора, в котором отразилась история наших предков, их верования и, главное, особая логика, призванная не только успокоить младенца, но и защитить его, подготовить к жизни в окружающем мире.

Есть такое понимание смертных колыбельных: "само пожелание смерти адресовано “чужому внутри младенца”, которое должно исчезнуть, умереть для окончательного оформления лиминального существа в человека и дальнейшего полноценного развития ребенка."

Вся статья здесь: http://www.ruthenia.ru/folklore/tuminas1.htm

Еще мнения:

Аноним, подписавшийся Н. Л-ий, положил основу традиции, связывающей существование этого мотива с невыносимо тяжелыми условиями крестьянской жизни. Для крестьянина, например, лошадь дороже ребенка, ибо если она погибнет, то все дети, а не один, вынуждены будут голодать, болеть, умирать.

Имеется и символическое объяснение. Так, В. П. Аникин считает, что, «распевая такую песню, мать не только не желает ребенку смерти, а, напротив, борется за его жизнь и здоровье», надо думать, по типу пожелания охотнику «ни пуха, ни пера!», дабы обмануть духов леса.

Ссылки: Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970. С. 39.

Теми же причинами объясняли появление данного мотива О.И. Капица, Е.В. Гиппиус, Э.В. Померанцева, Г.Г. Шаповалова. Н.М. Элиаш видела в мотиве пожелания смерти ребенку "отзвуки древних представлений, древних поверий об искупительной силе детского страдания и смерти". Генетическим родством с заговором объясняет этот мотив В.П. Аникин. Он утверждает, что таким образом матери боролись за жизнь и здоровье своих детей, старались как бы обмануть злые силы. АН. Мартынова, ставя под сомнение утверждение С.М. Соловьёва, что на Руси не было обычая убивать слабых, увечных и "лишних" детей, полагает, что именно таким и незаконнорожденным детям матери желали смерти, что продиктованы "эти песни были гуманными чувствами, желанием избавить ребенка от мук болезни и голода". Она утверждает: "Анализ текстов показывает, что пожелание смерти выражено вполне определённо, почти всегда устойчивыми традиционными формулами, и не может быть истолковано как иносказание". Исследовательница за основу берет близость колыбельной песни к заговору. Следовательно, и под "традиционными формулами" имеет в виду заговорные формулы.

Мотив смертных колыбельных был не так уж редок: «В некоторых, особенно северных, губерниях он получил широкое распространение. Д. И. Успенский свидетельствует о его большой популярности в Тульской губернии». Приведем некоторые из них:

Бай да бай,
Поскорее помирай!
Помри поскорее!
Буде хоронить веселее
С села повезем
Да святых запоем,
Захороним, загребем,
Да с могилы прочь уйдем.

Спи, вороти —
Мне недосуг!
Сегодня усни,
А завтра помри!
На погост повезут,
Вечну память пропоют,
К сырой земле предадут.

Бай, бай да люли!
Хошь сегодня помри.

Хоть сегодня умри.
Бай, бай да люли!
Завтра мороз,
Снесут на погост
Мы поплачем, повоем, —
В могилу зароем.

Седни Ванюшка помрет,
Завтра похороны,
Будем Ваню хоронить,
В большой колокол звонить.

Ай, люли, люли, люли.
Хоть сегодня же помри.
В среду схороним,
В четверг погребем,
В пятницу вспомянем
Поминки унесем.

Так или иначе, факт остается фактом: вплоть до ХХ века в русских деревнях детям продолжали петь колыбельные песни, которые, с точки зрения современного человека, выглядят довольно зловеще.

Спи, дитя моё мило,
Будет к осени друго,
К именинам третьё...
Седни Ванюшка помрет,
Завтра похороны,
Будем Ваню хоронить,
В большой колокол звонить.

(Архангельская губ., Онежский у., 1912 г.)

Бай, бай да люли,
Хоть сегодня умри.
Сколочу тебе гробок
Из дубовых досок.
Завтра мороз,
Снесут на погост.
Бабушка-старушка,
Отрежь полотенце,
Накрыть младенца.
Мы поплачем, повоем,
В могилу зароем.

(Бессонов П., "Детские песни", 1868 г.)

43. Баю, бай да люли,
Хоть теперь умри,
Завтра у матери кисель да блины, -
То поминки твои.
Сделаем гробок
Из семидесяти досок,
Выкопаем могилку
На плешивой горе,
На плешивой горе,
На господской стороне.
В лес по ягоды пойдём,
К тебе, дитятко, зайдём.

44. Баю, бай, Хоть завтра помирай.
Пирогов напечём,
Поминать пойдём,
К тебе дитятко, зайдём.

45. Ой, люли, люли, люли,
Ты сегодня умри,
Завтра похороны,
На погост понесём,
Пирогов напекём,
Со малиной,
Со гречневым крупам,
Будем Шуру поминать,
Себе брюхо набивать.

46. Баюшки, баю!
Колотушек надаю.
Бай да люли!
Хоть ныне умри.
У нас гречиха на току,
Я блинов напеку,
Я тебя, дитятку,
На погост поволоку.
Завтра мороз,
А тебя на погост,
Я соломы насеку,
Я блинов напеку.
Пойду дитятку поминать,
Попу брюхо набивать.

47. Баюшки, баю!
Не ложися на краю.
Заутро мороз,
А тебя на погост!
Дедушка придёт,
Гробок принесёт,
Бабушка придёт,
Холстинки принесёт,
Матушка придёт,
Голосочек проведёт,
Батюшка придёт,
На погост отнесёт.
Баюшки, баю,
Колотушек надаю!

Ссылки:

1. Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970. С. 39.
2. Крестьянская лирика / Общ. ред. М. Азадовского. Л., 1935. С. 123-125.
3. Шейн П. В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п. Т. 1. Вып. 1. СПб., 1898. С. 10.
4. Капица О. И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки и проч. Л., 1928. С. 41.
5. Колыбельные песни, записанные в Курганской области / Сост. М. Н. Чебыкина. Курган, 1990. С. 27.

(Взято здесь: Савчук В.В. Кровь и культура. СПб., 1995.)

Добавить комментарий




Top