Карыто в народных приметах и поверьях

Карыто в народных приметах и поверьях

Коры́то (ночвы, ночевки, каюк) — открытая продолговатая ёмкость, "половинка расколотого бревешка, обделанная и выдолбленная с плоской стороны.

На Руси корыто известно с X века. В древнерусских загадках корыто уподобливается земле: "Стоит древо (мировое, райское), имеяй на себе цветы красные, а на древе сидит птица и щиплет со древа цветы красные и мечит в корыто. Цветов не наполняется, а красные цветы с древа не умаляются"; древо — весь мир, цветы "человецы", корыто — земля, птица смерть; сколько смерть похитит, "толико и родится в мир".

Корыто использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу (водопойное, кормовое корыто. В перевёрнутом виде использовали как большую крышку — корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках.

На полу у печи ставили деревянное корыто, полное камней, предназначенных для нагревания воды при стирке и выпаривании деревянной посуды. Стирающим говорили: "Мыло в корыто!".

В зависимости от предназначения корыта могли иметь разные названия. Так, например, корыто для кормления скота могло называться "жёлоб", "калгашник", "калгашка", "калда", "калюх", "колган", "колода", "комья", "коняга", "комяга", "кормяга", "кормушка", "ясли", "вяслы", "каптух". Такие корыта ставили в хлевах, на дворах, а также около колодцев, если в деревне не было пруда или реки для водопоя стада. Корыто для остуживания пива или сусла называли "лохань", "русло", "лубня". Корыто для стирки и замачивания белья ─ "балья" или "бельемойка". Для замешивания теста использовали "дрожженик". Похожа на корыто емкость, которую использовали при просеивании муки, замешивании пресного теста, очистке мелкой крупы от шелухи. Южнорусским словом является каюк — долбленное корыто для замачивания зерна.
Русельник — длинное деревянное корыто для затворения пивного сусла. Существовал целый ряд запретов, которые необходимо было соблюдать, чтобы пиво хорошо сварилось: нельзя, например, было стучать мешалкой по краям корыта, куда спускалось сусло, иначе люди, которые его будут пить рассорятся. Несоблюдение всех правил могло повлечь, по поверью, на людей различного рода несчастия: болезни, порчу, град.
Ростило ср. корыто с землею, в котором пытают годность хлебных семян. Класть семена в ростило. Ростильник м. солодовое корыто, в чем растят солод; зовут его и ростилом.
Ночва, ночовка ж. или ночвы, ночовки мн. нощвы, неглубокое, тонко отделанное корытце, лоток. На ночвах сеют муку, катают хлебы; в ночвы складывают из печи печенье, выносят его на продажу, и на ночвах же полют зерно, крупу, потряхивая и сдувая легкий сор, полову.
Лоток м. лоточек, лотчишка, лотчища, корытце, ночвы, выдолбленная отлогим, плоским кузовком плаха. Лоток площе ночев и служит для разноски в продажу плодов и пр.
Сейница, сеяльница, сельница ж. севки м. мн. лоток, ночвы, корыто, на коем сеют муку.
Стирное корыто, лохань.
В.Даль.

В Сибири и на Урале, где морозили молоко, в доме держали долбленые из дерева или досчатые корытца и специальные ножи-скребла для настругивания необходимого количества молока.

Свадебная и родинная обрядность

Праздник совершеннолетия девушки празднуют в день ее именин: на Украине девушку возят по селу в корыте с криками: "Поспела! Поспела!", а на доме выкидывают белый флаг (чернигов.).

В Прекмурье, если в течение года в селе не было ни одной "целой пары", т. е. брака, заключенного местными парнем и девушкой, то как знак общего позора по селу возили свиное корыто. Если какая-нибудь девушка вышла замуж в соседнее село, то корыто волокли парни, и наоборот. В корыто сажали ряженых "жениха" и "невесту" и под громкие крики волокли к трактиру, где веселились, продавали корыто, а деньги сообща пропивали.

При изготовлении свадебного каравая, муку просеивают через нечетное число сит в нечетное число корыт (болг.), в корыто, намазанное медом, чтобы супружеская жизнь не была горькой (серб.).

После брачной ночи поруганию подвергалась невеста, оказавшаяся "нечестной", а также ее родители, прежде всего мать — их катали в корыте, а затем часто сбрасывали в яму, канаву, в воду и т. п. (в.-слав.).

У сербов кормящая женщина подходит к корыту и трижды зовет отца или мать: "Эй, мама, дайте мне молока, сколь в корыте воды".
Для профилактики грыжи новорожденного купали в новом корыте, в которое клали немного травы стальника, землю с кротовины, три шипа сливы и почки черного ягненка (макед.).

Первое укладывание ребенка в колыбель сопряжено с рядом условий: обычно это делалось не сразу после рождения, а лишь после крещения; до этого младенца держали в постели матери или в корыте (рус., серб., хорв.)

Похоронная обрядность

Корыто, сани и лодка издавна нашли в славянской мифологии отражение в качестве атрибутов похорон (корыто-коробья-колода-гроб).
Детей часто погребали без гроба, в старом корыте, покрытом доской (в.-серб.)или в колыбели (черногор., боен., герцегов.).
В корыте обмывали покойника, при этом, вплоть до похорон (или же в течение 9, 40 дней после смерти) его оставляли на том же месте в перевернутом виде, т. е. днищем кверху (болг.), чтобы оно "не зияло", т. е. не было открытым для следующего покойника (банат.болг.).
Сразу после кончины человека все зеркала, корыта и ведра в доме переворачивались верхом вниз и ими не пользовались до конца похорон (серб.),

Народная медицина

В словенской рукописи 1672 г. для избавления от головной боли рекомендовалось положить голову на край корыта для свиней и произнести молитву.

Отделение болезни от больного достигалось тем, что перегоняли свиней у порога свинарника через корыто, под которым лежал больной ребенок (витеб.).

В целях задабривания болезни, а ночь оставляют котел с теплой водой, корыто, гребень и мягкую выпряденную шерсть, чтобы чума, придя в дом, могла вымыть голову, выкупать ребенка и завернуть его в шерсть (серб., болг.). Среди обережных обрядов зафиксированы и способы спрятать ребенка от болезни, к примеру, в корыто, из которого поят лошадей и вообще в любое укромное место, где бы болезнь не додумалась его искать.

Действенным средством лечения считался обман болезни. Для этого больные изменяли внешний облик или прятались под корытом чтобы лихорадка приняла корыто за гроб и оставила человека в покое (рус., Сургут). У восточных славян, поляков, словаков и сербов при конвульсиях накрывали ребенка корытом и сверху разбивали горшок. Битье горшка призвано было испугать, отогнать болезнь. При воспалении слюнных желез три листа ежевики окунали в корыто, из которого пьют куры, терли ими по очереди под языком у ребенка и бросали назад через голову (Родопы).

В случаях, когда все средства при лечении больного были исчерпаны и ничто уже не помогало от болезни, знахарка топила баню, приготавливала в корыте землю и вела больного человека в баню. Там она сначала распаривала больного, а потом прикладывала его к земле и говорила:     
      
        Мать сыра земля,
        Здоровья давай или к себе принимай.
Это называлось "предавать земле".

Народная демонология

В Сургутском крае верили, что ведьма в полночь оборачивается в подполье через двенадцать ножей. Верхняя ее половина становится сорокой, а нижняя половина туловища, пока ведьма летает, хранится в подполье, под поганым корытом. В Забайкалье и некоторых других районах Сибири верили, что ведьма "при своем превращении тело оставляет под корытом для стирки белья, до возвращения в него вылетевшей души". В Томской губернии считали, что ведьмы учатся вначале "портить" редьку и месяц, а затем – человека. Месяц "портят" следующим образом. Баба, став "окарач" (на четвереньки), смотрит на него через банное корыто и колдует. От этого край месяца должен почернеть как уголь.

Чтобы вернуть подмененного демонами ребенка, надо было положить "подменыша" под осиновое корыто и сильно побить, после чего демоны заберут своего и вернут женщине ее ребенка (в.слав.).

Пословицы, поговорки, загадки

Бабье  дело у корыта чупахтаться.
Было б корытце да было б в корытце, а свиньи найдутся.
В липовом корытце живое мясо шевелится (нога в лапте).
Все на свете крыто корытом (или: корытом покрыто).
Два двачка, два очка, два корытечка (глаза).
Золотое корытце по льду катится? (Месяц.)
Как свинья к корыту лезет.
Как сытый поросенок от корыта бежит (не сказав спасибо).
Кто домовины (долбленого гроба, из колоды) не выдывал, тому и корыто за диво.
Мы едим с корыта, да досыта; а вы с блюда, да дохуда (запорож.).
Мудреное  дело  корыто:  кто  не  знает, кораблем назовет!
Несут корыто, другим покрыто (гроб).
Полно корыто гусей-лебедей намыто (зубы).
Полно корыто народу намыто (огурец).
Привалил, как свинья к корыту.
Родня: наши собаки из одного корыта лакали.
Свекор с печки свалился, / он за  корыто завалился, / За корыто завалился, / мякиною подавился (песня).
У нашего копытца (корытца) нечего (ничего не) добиться.

Добавить комментарий




Top