Дажьбог Тарх Перунович

Дажьбог Тарх Перунович

Дажьбогъ - Бог-Покровитель Солнца в Чертоге Расы (бета Льва), откуда прибыл на Мидгардъ-Землю - Тарх Перунович.

Дажьбог – древнее Божество природы, солнечности, белого света, податель благ. При этом следует отметить, что Дажьбог олицетворял «свет, не имеющий видимого источника, как эманация Божества, творящего мир» . Именно такой свет и был предметом поклонения средневековых язычников. В «Повести временных лет» сказано:Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ….Имя Дажьбог сопоставимо с древнеиндийским - «день», персидским - «палить, испекать», а также литовским daga «урожай», «жара». У сербов Дабог был Богом плодов и злаков.

Соответствием Дажьбога у других индоевропейских народов можно считать греческого Аполлона и скифского Гойтосира, упоминаемого Геродотом. Главным иконографическим атрибутом данного Божества был ритон – турий рог, рог изобилия. Священным животным Дажьбога, как и у Аполлона, был волк. Судя по изображению на блажковской фибуле, Дажьбога сопровождают лебеди. Это является параллелью древнегреческому Аполлону, который, по сообщению Геродота, ежегодно улетает к гиперборейцам на колеснице, запряжённой лебедями. У скифов известен солнечный всадник на грифоне. Герой русских сказок летает на громадной птице Гриб или Ногай (др.-рус. ногъ «гриф»). В Древней Руси и Болгарии в XII – XIII вв. были популярны изображения Александра Македонского, летящего на грифонах. Как показал Б.А.Рыбаков, греческий царь заменил здесь языческого Дажьбога.

По сообщению «Повести временны?х лет» во времена царствования Дажьбога люди по лун? чтяху, а друзии деньми л?тъ чтяху, двою бо на десять м?сяцю число потомъ оув?даша, отнележе начаша челов?ци давати дань царямъ «по луне или днями вели летоисчисление, потом же узнали двенадцать месяцев т. е. солнечный календарь и начали люди давать дань царям». Иначе говоря, в мифологическую эру Дажьбога возник двенадцатимесячный солнечный календарь и основы государства.

По-видимому, Дажьбог был весьма почитаем в среде славян, ибо, судя по данным этнографии, упоминания о нём сохранились до XIX в. В одной из свадебных песен, записанной на Винничине, рассказывается о встрече свадебного князя с Дажьбогом:

Межи трьома дорогами, рано-рано,

Межи трьома дорогами, ранесенько,

Там здибався князь з Дажбогом, рано-рано,

Там здибався князь з Дажбогом, ранесенько.

Ой ти, Боже, ти, Дажбоже, рано-рано,

Зверни ж мені доріженьки, ранесенько.

Бо ти Богом рік од року, рано-рано,

Бо ти Богом рік од року, ранесенько,

А я князем раз на віку, рано-рано.

А я князем раз на віку, ранесенько.

Раз на віку в неділеньку, рано-рано,

Раз на віку в неділеньку, ранесенько  .

В народной среде наибольшим почитанием пользовались Велес и Дажьбог. По некоторым аналогиям мы можем предполагать семантическое соответствие между древнеиндийской парой Митра-Варуна и славянскими Дажьбогом и Велесом. Данная связь подтверждается тем, что Дажьбог, пребывая на небе, послал людям т.н. «Голубиную книгу», дающую знание о происхождении и устройстве мира и общества. При этом устройстве не простом, а справедливом. По верному утверждению Д.М.Дудко «именно Бог солнца (Митра, Бальдр, Дажьбог и т.д.) считался у всех индоевропейцев защитником справедливости в этом мире».

Возникновение мифов о Дажьбоге следует относить, по-видимому, ещё к периоду раннего железного века. Описывая скифов-пахарей (сколотов), в которых Б.А.Рыбаков усматривал праславян, Геродот сообщает следующее: «По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена … Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему». И далее: «от Липоксаиса… произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т.е. царскими. Эллины же зовут их скифами» . Колаксай делит Скифию между своими сыновьями на отдельные царства. В наибольшем из них хранятся эти золотые реликвии: ярмо, секира, чаша и плуг.

Таргитая и секиру мы вполне можем соотнести с воинским сословием скифов, Липоксая и чашу – со жречеством, Арпоксая и ярмо – со скотоводами, а плуг – с земледельцами. Сколотские Таргитай и Липоксай – это славянские Сварог и Дажьбог.

У славян данный миф сохранился в сказке «Три царства». Герой её, младший из трёх братьев, носящий солярное имя (Иван Зорькин, Зоревик, Световик и т. п.) и рождённый на рассвете, вместе с солнцем, добывает в верхнем или нижнем мире три яйца, заключающие в себе три царства – медное, серебряное и золотое, а также трёх царевен этих царств. Он женится на царевне золотого царства, а его братья – на двух остальных.

В русском народном календаре Даждбогу посвящено множество праздников, вот самые основные из них:

-12-14 февраля - спасение Дажбога и Велеса;

-16 февраля - Велес и Дажбог;

-17 февраля - Отдание праздника Велеса и Дажбога;

-18 марта считался Днём Дажбога;

-6 мая также отмечается "День Дажбога" ("Дажбог Вешний" или "Овсень Большой"). Встреча весны.

Дажбога также именовали Спасом, то есть спасителем Земли Русской и её защитником. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) - это дни чествования Дажбога - Сварожича.

-22 сентября отмечается "Овсень Малый" (на осеннее равноденствие), а также начало охотничьего сезона и встреча Дажбога и Марены.

-9 декабря - Дажбога вместе с Ярилой чтут и на "Юрия Зимнего" ("Юрия Холодного"). В исконно народной традиции это день Дажбога и Марены.

По некоторым предположениям: Дажбог - сын (ипостась) Бога Солнца (Ра). Его время от летнего солнцестояния 21-22 июня до осеннего равноденствия (день равен ночи) 23 сентября.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить




Top