Приграничная Карелия (Raja-Karjala) - Suojärvi - Sortavala / 1925 - 1930

Приграничная Карелия (Raja-Karjala) - Suojärvi - Sortavala / 1925 - 1930

Приграничная Карелия (фин. Raja-Karjala) является северной частью Приладожской Карелии, охватывая территории, расположенные к северу от Ладожского озера.

Сейчас часть Северного Приладожья находится в составе Республики Карелия (Суоярвский, Питкярантский и Сортавальский р-ны), другая часть – в Финляндии, в составе губернии Северная Карелия. Северное Приладожье (или Задняя Корела), наряду с Карельским перешейком, известно как регион, где происходило формирование карельского этноса. В границах Финляндии до 1944 г. на этой территории располагалось шесть волостей Салминского уезда, населенных православным карелоязычным населением: Имбилахти (карел. Imbilahti, фин. Impilahti), Суйстамо (карел., фин. Suistamo), Сованлахти (карел. Sovanlahti, фин. Soanlahti), Салми (карел., фин. Salmi), Суоярви (карел., фин. Suojärvi) и Корбисельгя (карел. Korbiselgä, фин. Korpiselkä). Необходимо, однако, отметить, что территория бытования карельского языка в Финляндии в 1-й пол. XX в. была несколько шире. К ней относились, например, волость Ильманчи (карел. Il’manči, фин. Ilomantsi), а также восточные части волостей Вярччиля (карел. Värččilä, фин. Värtsilä) и Харлу (карел., фин. Harlu), непосредственно граничившие с Финской Карелией с севера и запада. В 1-й пол. XVII в. упомянутые выше территории входили в состав Сердобольского, Иломанского и Соломенского погостов Корельского уезда Водской Пятины.

Начало освоения Корельского уезда финноязычным населением связано с событиями Ливонской войны. В 1580 г. уезд был захвачен шведскими войсками под командованием Понтуса Делагарди и оставался в составе Швеции до 1595 г., когда приладожские земли вновь были возвращены России согласно условиям Тявзинского мира. Наиболее активные действия Шведского государства по заселению карелоязычных территорий финским населением связаны все же с событиями конца 50-х гг. XVII в. После неудачной попытки России отвоевать утраченный в 1611 г. Корельский уезд в русско-шведской войне 1656–1658 гг. большая часть православных карел покинула родовую территорию, переселившись в Россию. Опустевшие земли были заселены финноязычным населением, главным образом новопоселенцами из провинции Саво, или Саволакс. Подтверждением последнего может являться тот факт, что территория Приграничной Карелии входила в зону распространения саволаксских говоров финского языка. Уже в конце XVII в. во многих частях Кексгольмского лёна (бывшем Корельском уезде) финны составляли основу населения. Исключением являлась только Приграничная Карелия, где карелоязычное население оставалось этническим большинством во всех волостях еще в конце XIX в. Однако к началу XX в. влияние финского языка ощущалось уже во многих частях карелоязычных территорий Финляндии, при этом особенно онобыло заметно в западных частях волостей Имбилахти, Суйстамо, Сованлахти и Корбисельгя, а также в восточной части прихода Ильманчи, где финнов проживало примерно столько же, сколько и карел. Влияние финской культуры и языка (восточнофинских говоров) проявляется в Приграничной Карелии на многих уровнях: в лексических заимствованиях, в антропонимии (смена традиционных православных имен и фамилий на финноязычные, использование прозвищ, в основе которых лежат апеллятивы финского языка), в топонимии и т. д.

В годы правлении Елизаветы Петровны по итогам русско-шведской войны 1741-1743 годов («малая вражда» или «pieni viha») был подписан Абоский мирный договор, согласно которому к России были присоединены новые территории - Кюменегородская провинция и крепость Нейшлот с округой123. После завершения русско–шведской войны 1741-1743 годов из Выборгской и Кексгольмской провинций С.-Петербургской губернии и присоединенных в ходе войны шведских территорий в 1744 году была образована Выборгская губерния.

7 ноября 1775 года Екатерина II подписала «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», в соответствии с которым размеры губерний были уменьшены, их число увеличено вдвое, ликвидированы провинции (в ряде губерний внутри них были выделены области) и изменена нарезка уездов. Процесс замены старых губерний новыми, которые стали называться «наместничествами», растянулся на 10 лет (1775-1785 гг.). В ходе этой реформы летом 1783 года Выборгская губерния была преобразована в Выборгское наместничество (без изменения территории). В связи с открытием в конце XVIII века Рускеальских мраморных ломок, и повышении значимости данной территории для С.Петербурга, в 1783 году Сортавале был возвращен городской статус, потерянный после разгрома города русскими войсками под командованием Апраксина в 1705 году и она стала уездным городом Выборгской губернии. Попыткой шведов вернуть утраченные земли стала русско-шведская война 1788-1790 годов. Ее итогом стало заключение Верельского мирного договора, согласно которому была подтверждена граница, установленная Абоским мирным договором 1743 года, и между государствами был сохранен status quo.

С вступлением на престол Александра I в 1801 году была восстановлена прежняя сетка губерний. В 1802 году Выборгское наместничество было преобразовано в Финляндскую губернию с центром в Выборге.

По итогам русско-шведской войны 1808-1809 годов был подписан Фридрихсгамский мирный договор, согласно которому к России была присоединена основная часть Финляндии. Выступая на Боргоском сейме в марте 1809 года, император Александр I обещал сохранить «религию, коренные законы, права и преимущества, коими каждое состояние сего княжества в особенности и все подданные оное населяющие от мала до велика, по Конституциям их доселе пользовались, обещая хранить оные в ненарушимости и непреложной их силе и действии». Таким образом, Финляндия хотя и становилась частью Российской империи, но сохраняла во многом свой автономный статус, что подчеркивалось даже в официальном названии – новоприобретенная территория стала называться «Великим княжеством Финляндским». С присоединением основной части Финляндии к Российской империи появился термин «Старая Финляндия», под которым подразумевалась та часть Финляндии, которая была присоединена в 1721 и 1744 годах, тогда как «Новой Финляндией» считалась территория, завоеванная в 1809 году.

Новшества, связанные с изменением статуса Выборгской губернии в дальнейшем, произошли в связи с осложнением русско-французских отношений накануне Отечественной войны 1812 года. Русское правительство справедливо опасалось, что в ходе грядущей русско-французской войны присоединенная силой оружия Финляндия может восстать и перейти на сторону противника. Для того, чтобы не допустить такой ситуации, нужно было улучшить отношения с населением Великого княжества Финляндского.

Своеобразным подарком финнам стало присоединение к Финляндии Выборгской губернии в декабре 1811 года. С присоединением Выборгской губернии к Великому княжеству Финляндскому термин «Старая Финляндия» потерял всякий территориальный и политический смысл, и в декабре 1811 года вышел манифест «О именовании старой и новой Финляндии совокупно Финляндией», согласно которому «Старая и Новая Финляндия отныне совокупно называлась Финляндией, а прежняя Финляндская губерния наравне с губерниями, в Финляндии существующими, отныне состоять будет в главном управлении, для сей страны учрежденном».

Таким образом, Выборгская губерния с декабря 1811 года находилась в юрисдикции Великого княжества Финляндского и подчинялась губернатору, находившемуся в Выборге. В 1723 году Выборгская лютеранская епархия была перенесена в Порвоо, так как в 1721 году по Ништадтскому миру Швеция лишилась Выборга и части юго-восточной Финляндии. Позднее при русской власти в Выборге была учреждена лютеранская консистория, в подчинении которой находились лютеране Выборгской губернии. Консистория находилась сначала в подчинении Юстиц-Коллегии в С.-Петербурге и только короткое время в 1784-1797 годах в подчинении Гражданского трибунала в Выборге. В 1810 году Консистория вошла в подчинение Министерства просвещения и Министерства духовных дел иностранных вероисповеданий129.

После присоединения Выборгской губернии к Финляндии ее управление было унифицировано с моделью, по которой управлялись и остальные части Финляндии. Административным центром объявлялся город Выборг, доходы губернии перечислялись к общефинляндским доходам, судебные дела разбирались в городе Або (Турку), управление духовных дел лютеранской церкви осуществлялось в Боргосской епархии.

Несмотря на наличие как финских, так и русских школ, уровень грамотности населения Приграничной Карелии оставался на довольно низком уровне. Известно, что в 1905-1906 годах в общинах Салми и Импилахти только 44 % детей в возрасте от 9 до 12 лет посещали школу, в Суоярви - 31%, в Корписельке - около 50 %. Только в Соанлахти и Суйстамо посещение школ было повсеместным. Умение читать среди детей также было далеко не повсеместным. По данным 1906 года, среди детей от 7 до 15 лет в общине Салми из 2237 не умели читать 743, в Мантсинсаари из 158 детей – 18, в Суоярви из 794 - 274, в Суйстамо - из 1348 - 93.

В начале XX века Приладожская Карелия, вместе с Олонецкой и Беломорской Карелией, встречаются с новым для себя явлением - так называемой «панфинской пропагандой». Понятие это появилось впервые в годы Первой российской революции. Этим термином правые политики и публицисты обозначали разнообразную деятельность финских активистов в Российской Карелии, направленную на усиление здесь политического и культурного влияния Финляндии. Предпосылкой этой деятельности можно считать формирование собственного, финского самосознания и оформление к концу XIX века в кругах финских интеллектуалов движения, получившего название «карелианизма». Суть его заключается в том, что поиск национальной идентичности и истоков собственной культуры привел романтически настроенных деятелей финской интеллигенции в Российскую Карелию (в Финляндии эта часть Карелии обычно называется It-Karjala – Восточная Карелия). Решающую роль в этом процессе играл и тот факт, что именно в этом регионе были найдены руны Калевалы. Первоначально карелианизм был в большей мере культурным влиянием, но затем стал распространяться и на сферу политическую. Финский историк Ханнес Сихво предлагал выделить две формы карелианизма - культурный и национально идеологический. Последний, по его мнению, развился в политическую доктрину «Великой Финляндии». Доктрина «Великой Финляндии» сводилась вначале к культурному, а затем и политическому объединению финно-угорских народов под эгидой Финляндии. Так, земли, населенные карелами, оказались объектом политических интересов финских националистов, что не замедлило вызвать ответную реакцию со стороны имперских властей. Внимание финляндской интеллигенции уже с конца XIX века было обращено на приладожские общины. Финны стремились распространить свое националистическое влияние, основывая национальные финские школы в приходах, где проживали православные карелы. Так, в 1880-е годы были основаны финские народные школы в Салми, Суйстамо, Корписелькя, Соанлахти.

Главным событием, встревожившим имперские власти, стало образование в июле 1906 году «Союза беломорских карел». В задачи союза входило усиление финского культурно-экономического влияния в карельских землях, главным образом, в Архангельской, или, по финской терминологии, Беломорской Карелии. В комплекс мероприятий входило создание финских школ и библиотек для карел, издание газеты о карельских проблемах и литературы на карельском и финском языках, а также постоянная агитация среди карельского населения (поэтому весь комплекс финских мероприятий и получил название «панфинская пропаганда»). Союз этот имел чисто профинскую националистическую направленность. Так, на первом годичном собрании лидер карельского национального движения Пааво Афанасьев (Ахава) произнес такого рода речь «Мы одни слишком слабы, мы даже не понимаем еще вполне того - финны ли мы. Пришли мы в Финляндию, здесь нас называли русскими («рюсся»), вернулись в Россию, там нас называли чухнами. Таким образом, мы оказались без отечества, без места там и здесь... Но теперь многие из архангельских карел понимают, что они - финны, что они принадлежат к Финляндии, что их земля принадлежит к ней, что они желают присоединиться к Финляндии..., Союз желает объединения всех финских племен». Впрочем, желая не вступать в открытую конфронтацию с властями, была сделана следующая оговорка «Союз не имеет в виду вмешиваться в дела веры, по поводу чего, как видно, и возникают недоразумения». Подобная деятельность вызвала противодействие российских властей и православного духовенства. В.А. Алексеев, автор брошюры «Панфинско-лютеранский поход финляндцев на православную Карелию», видел цели союза не столько в свете культурно-просветительских мероприятий, сколько в воплощении финской идеи о «Великой Финляндии», которая включала бы в себя, помимо собственно финских земель еще и территорию Российской Карелии: «Прежде всего, с благословения финляндских властей, прекрасно понимающих, что исполнение их заветных желаний - видеть объединенными под главенством Финляндии все финские племена, - можно достичь всего успешнее культурными средствами, в Таммерфорсе образовался в июле 1906 года Союз беломорских карел».

Известно также, что основателем «Союза Беломорских карел» был панфински настроенный преподаватель сортавальской семинарии О.А. Форстрём-Хайнари. Его помощником стал Пааво Афанасьев (Ахава), когда- то православный, перешедший из православия в лютеранство. Также он отрекся и от русской фамилии, поменяв фамилию Афанасьев на Ахава.

П. Ахава стал одним из вдохновителей первого периодического издания на карельском языке - журнала «Карельские беседы» («Karjalaisten Pakinoita»). Данный журнал носил ярко выраженную антирусскую направленность. Так, на его страницах издатели обещали избавить карел «от нагаек урядников и из-под власти негодяев - русских чиновников, которые с помощью русских крестов и царских портретов «отняли свободу от вольного раньше карельского народа». Большое внимание уделялось и постановке образовательного вопроса. Так, подчеркивалась важность приобщения православных карельских детей именно к финской школе, которая в свою очередь стремилась воспитать антирусские настроения в среде учащихся.

Понимая, что русские власти могут противодействовать проведению финскими националистами своей политики по вовлечению карельских детей в финские школы, издатели «Карельской беседы» призывали своих читателей к организации школ тайного обучения: «Особенно помогайте им (карелам) в школьном деле, покажите им, что можно для двух деревень основать одну школу, по очереди содержать учителя... Но вдруг русская власть будет против финской школы? Тогда нужно побуждать заграничных братьев (карел) принимать учителей на дом, как будто для обучения своих детей. Так по очереди будут обучены дети в каждом доме... Содействие развитию финской грамотности в заграничной Карелии - самое важное дело пограничных карел до известного времени».

Добавить комментарий




Top