Лужицкие сербы (сорбы): последний оплот славян на Западе
Лужицкие сербы, самый малый славянский народ, проживающий в федеральных землях Саксония и Бранденбург на юго-востоке ФРГ, являются единственными уцелевшими потомками некогда многочисленных по-лабских славян, занимавших в раннее Средневековье значительную часть территории современной восточной и центральной Германии.
О славянских обитателях обширной области от берегов Северного и Балтийского морей, низовьев Эльбы и бассейна Майна до северо-восточной Баварии сейчас напоминает лишь славянская этимология местных населенных пунктов. Названия таких немецких городов, как Лейпциг (Липск), Дрезден (Дрежджаны), Бранденбург (Бранибор), Плауэн (Плавно), Пирна (Перна), Гера (Гора), Цоссен (Сосны) и многих других имеют славянское происхождение. Лишь южная ветвь полабских славян - лужицкие сербы - сохранили славянский язык и самосознание до настоящего времени. Во времена ГДР численность лужицких сербов обычно определялась в 100 тысяч человек. По уточненным после 1989 г. данным, количество тех, кто относил себя к серболужицкой национальности, составляло в то время около 67 тысяч человек. Число владеющих серболужицким языком не превышало при этом 59 тысяч.[1]
История сербов-лужичан как никакого другого славянского народа полна пессимистических предсказаний о времени их окончательной германизации. В роли пророков-пессимистов выступали как немцы, так и представители славянских народов. Немецкое общественное мнение рассматривало лужицких сербов как нежизнеспособный анахронизм, дни которого сочтены. Так, во время реформации в Германии Мартин Лютер был против перевода церковной литературы на серболужицкий язык, объясняя это скорой и неизбежной ассимиляцией лужицких сербов. Убеждая лужицких сербов отказаться от идеи перевода Библии на родной язык, Лютер еще в XYI в. предсказывал, что „...через сто лет о лужицком языке не будет и помину.“[2] Несмотря на обилие пессимистических прогнозов, лужицкие сербы сохранились как этнос к началу третьего тысячелетия, что наверняка удивило бы тех, кто предсказывал серболужицкому народу скорую и неизбежную германизацию. XX век стал самым тяжелым испытанием для сербов-лужичан. Тем не менее, они сумели пережить и две мировые войны, крайне негативно повлиявшие на сам генофонд серболужицкого народа, и жесткую ассимиляторскую политику Веймарской Германии, и период гитлеровского нацизма. По словам одного из лидеров серболужицкого национального движения Павола Недо, сказанным им 27 апреля 1947 года, „если бы не было русской оккупационной власти в Лужице, сегодня не существовало бы и серболужицкого народа“.[5]
Не поддержав радикальных планов серболужицких политиков, направленных на присоединение Лужицы к Чехословакии и позже на создание независимого серболужицкого государства, СССР выступил за сохранение Лужицы в составе Германии при гарантии широких национальных прав серболужицкого населения. Во многом под давлением советских властей и при активном участии СЕПГ саксонский ландтаг принял в марте 1948 г. „Закон об охране прав серболужицкого населения“, который впервые в истории лужицких сербов провозглашал законодательную защиту национальных прав лужицких сербов со стороны немецкого государства и предусматривал широкое применение серболужицкого языка в образовании и административной сфере в областях проживания лужицких сербов. С образованием 7 октября 1949 г. ГДР реализация широких национальных прав лужицких сербов, предусмотренных „серболужицким законом“ 1948 г., носила во многом противоречивый характер. С одной стороны, благодаря активной поддержке со стороны властей ГДР создается широкая сеть финансируемых государством серболужицких культурных, научных и образовательных учреждений, призванных удовлетворить национально-культурные потребности серболужицкого населения. С другой стороны, негативное влияние начинают оказывать как усиливающийся идеологический фактор, так и определенные рецидивы немецкого шовинизма.
В период существования ГДР давали о себе знать явные германизаторские тенденции. Так, хотя принятый в марте 1948 г. саксонским ландтагом „Закон об охране прав серболужицкого населения“ предусматривал создание школ с серболужицким языком преподавания и изучением немецкого языка как предмета, министр образования ГДР в 1952 г. издал циркуляр, во многом противоречивший данному закону. В соответствии с циркуляром, серболужицкие школы делились на две категории. В школах типа „А“, которые создавались в местах численного преобладания лужицких сербов, обучение велось на серболужицком языке. В школах типа „Б“, создававшихся в местах совместного проживания немцев и лужицких сербов, обучение велось на немецком языке, а серболужицкий язык изучался лишь как предмет. По официальным данным, в 1958 г. только в десяти школах на территории Лужицы обучение велось на серболужицком языке, в то время как в 101 школе серболужицкий язык изучался как предмет. Негативное влияние на развитие серболужицкого языка имело и постановление министерства образования ГДР от 2 ноября 1962 г., в соответствии с которым в школах типа „А“ с пятого класса языком преподавания становился немецкий. Впрочем, продолжавшаяся ассимиляция носила во многом естественный и добровольный характер. Так, в результате другого постановления от 30 мая 1964 г., которое объявляло изучение серболужицкого языка необязательным, число учеников, изучавших серболужицкий язык, понизилось с 12.000 до 3.000. Для того, чтобы ученик серболужицкой национальности получил возможность изучать серболужицкий язык, было необходимо письменное заявление со стороны его родителей[7]. Снижение интереса к изучению серболужицкого языка было обусловлено объективными факторами, прежде всего ограниченной сферой его применения и невысоким социальным статусом.
Тем не менее, именно со стороны властей ГДР лужицкие сербы получили такую поддержку для развития своего языка и культуры, какой до этого они никогда не имели за все время своего более чем тысячелетнего пребывания в составе различных германских государств. Благодаря мощной государственной поддержке, в ГДР была создана солидная научная и организационная инфраструктура, удовлетворявшая национально-культурные потребности сербов-лужичан и препятствовавшая их ускоренной ассимиляции. Серболужицкое издательство, институт серболужицкого народоведения, серболужицкий народный театр и музей, система образования и средства массовой информации на верхне- и нижнелужицком языках, наконец, двуязычные надписи в местах компактного проживания лужицких сербов, - все это существовало и успешно развивалось благодаря широкой государственной поддержке. Хотя покровительство лужицким сербам со стороны властей ГДР в определенной степени носило пропагандистский характер и было призвано продемонстрировать успешное решение национального вопроса в „первом на немецкой земле государстве рабочих и крестьян“, большие успехи в развитии серболужицкого народа были бесспорны. Несмотря на ряд негативных явлений и продолжавшуюся ассимиляцию, в рамках ГДР была создана внушительная институциональная база, поддерживавшая развитие серболужицкой культуры и языка и ставшая важной опорой лужицких сербов после объединения Германии. По мнению серболужицкого историка и общественного деятеля Мерчина Каспера, „несмотря на некоторые ошибки и просчеты в национальной политике ГДР, лужицкие сербы принесли с собой в ФРГ высокоразвитую литературу, искусство и науку; развитую систему органов просвещения, а также собственное издательское и типографское дело.“[8]
Революционные события в ГДР, начавшиеся осенью 1989 г., привели к отстранению от власти СЕПГ и завершились объединением Германии в октябре 1990 г. Чуть ранее, в марте 1990 г. в ГДР было восстановлено традиционное деление на земли. В результате лужицкие сербы вновь оказались разделены между Саксонией, в состав которой вошла большая часть Верхней Лужицы, и Бранденбургом, которой включал всю Нижнюю и северную часть Верхней Лужицы. Благодаря активным действиям руководства „Домовины“ и других серболужицких организаций, интересы сербов-лужичан были приняты во внимание в процессе переговоров об объединении Германии. Одна из статей Договора об объединении между правительствами ГДР и ФРГ, подписанного в августе 1990 г., предусматривала свободное национально-культурное развитие сербов-лужичан и сохранение обширной сети серболужицких национальных организаций, созданных во времена ГДР. В ходе объединения Германии проявились и весьма тревожные симптомы, свидетельствовавшие о живучести ксенофобии и антиславянских настроений в немецком обществе. В конце 1989 - начале 1990 гг. во время многочисленных демонстраций на территории Лужицы можно было видеть не только антикоммунистические, но и антисерболужицкие лозунги, такие, как „Коммунистов и сербов в газовые камеры“ или „Иностранцы и венды - вон !“[9] Рост немецкого национального радикализма и связанные с ним эксцессы характерны прежде всего для страдающего от высокой безработицы и прочих социальных проблем населения юго-восточной части бывшей ГДР.
Семнадцать лет спустя после объединения Германии определенная напряженность в отношениях между немцами и лужицкими сербами продолжает иметь место. По словам представителей серболужицкой интеллигенции, ксенофобские и антисерболужицкие настроения части немецкого населения время от времени проявляются в сфере обслуживания и в бытовой сфере. Известны случаи, когда людей, общающихся между собой на серболужицком языке, отказывались обслуживать в ресторанах. Некоторые частные фирмы, принимая на работу лиц серболужицкой национальности, вносят в контракт с ними отдельный пункт, запрещающий общаться на родном языке в рабочее время.
Принятые в 1992 г. конституции земель Саксония и Бранденбург содержат статьи, закрепляющие право лужицких сербов на сохранение своей национальной идентичности, поддержку языка и культуры, а также использование серболужицкого флага и герба. Ландтаг земли Бранденбург принял впоследствии специальный закон, определивший конкретный правовой механизм реализации провозглашенных в конституции прав лужицких сербов. В то же время, в Саксонии этот механизм остается менее проработанным. В октябре 1991 г. в ФРГ был создан специальный Фонд поддержки серболужицкого народа, финансируемый федеральным правительством и правительствами земель Саксония и Бранденбург. Фонд призван финансировать деятельность существующих серболужицких культурных и научных организаций. В последнее время, однако, наметилась устойчивая тенденция к снижению расходов федерального правительства на нужды серболужицких организаций. Так, государственные органы ФРГ приняли решение снизить свой взнос в фонд поддержки серболужицкого народа в 2004 г. на 181 тысячу евро[10]. Более того, некоторые наблюдатели полагают, что в самом отношении властей ФРГ к статусу лужицких сербов прослеживается определенный дискриминационный подтекст. По мнению одного из чешских дипломатов, после объединения Германии там все отчетливee проступает тенденция рассматривать лужицких сербов и их культурно-национальные потребности как некий искусственный вымысел властей коммунистической ГДР.[11] Серболужицкие политики и представители интеллигенции все более критически оценивают политику немецкого государства по отношению к серболужицкому меньшинству. Депутат саксонского ландтага от партии демократического социализма (ПДС) лужицкий серб Гейко Козел отмечал, что права, которыми лужицкие сербы обладают в настоящее время, не соответствуют европейским стандартам поддержки национальных меньшинств. В качестве примера серболужицкий депутат ландтага Саксонии ссылался на права немецкого меньшинства в Бельгии и Италии. По мнению Г. Козела, финансирование Фонда поддержки серболужицкого народа должно быть увеличено. Многие представители серболужицкой интеллигенции указывают на сложное социально-экономическое положение лужицких земель и считают, что Лужица нуждается в экономической помощи, способной приостановить отток серболужицкой молодежи в более благополучные регионы Германии[12].
Объединение Германии, которое наряду с вожделенными демократическими свободами принесло ряд серьезных социально-экономических и психологических проблем, стало новым серьезным испытанием для лужицких сербов. Высокая безработица в юго-восточных регионах бывшей ГДР и вызванный ею отток трудоспособного населения в более экономически благополучные западные области ФРГ стали мощным дополнительным фактором ассимиляции серболужицкой молодежи. Молодые лужицкие сербы, уехавшие в поисках работы на запад Германии, в условиях отсутствия серболужицкой языковой среды забывают родной язык и быстро германизируются. Серболужицкая интеллигенция озабочена снижением интереса у лужицких сербов к родному языку. Если до объединения Германии число учащихся, изучавших серболужицкий язык, в среднем составляло около 5000 человек, то после ликвидации ГДР и объединения Германии их количество упало до 1700[13]. В последние годы четко обозначилась тенденция к сокращению школ типа „А“ (с серболужицким языком преподавания) по причине недостатка учеников. Неудивительно поэтому, что в условиях социально-экономической нестабильности и психологического дискомфорта в широких массах серболужицкого населения, как и в целом в Восточной Германии, сильна ностальгия по социализму и временам ГДР.
Начатое немецкими властями сокращение серболужицких школ под формальным предлогом недостаточного количества учеников в серболужицких классах и их несоответствия требуемому минимуму вызывает растущее сопротивление серболужицкой общественности. Серболужицкий историк и общественный деятель Мерчин Каспер критически отзывался о формальном подходе саксонских властей к проблемам серболужицких учебных заведений и опровергал их аргумент о недопустимости исключений для лужицких сербов в сфере образования указанием на то, что „в других государствах особый подход к нацменьшинствам является обычной практикой“.[14] В январе 2000 г. в историческом и культурном центре Верхней Лужицы Будишине (нем. Баутцен) состоялась демонстрация протеста против планируемого закрытия двух серболужицких средних школ, в которой приняло участие несколько сотен лужицких сербов. Демонстранты, одетые в черные пальто и шляпы, несли гроб, который символизировал последствия сокращения образования на серболужицком языке для национального существования лужицких сербов[15]. На митинге протеста против планов сокращения серболужицких школ в верхнелужицкой деревне Хросчицы (нем.Кроствиц) в августе 2001 г. приняло участие около 1200 человек.
Бывший председатель серболужицкой „Домовины“ Якуб Бранкачк не считает, что немецкие власти проводят прямую ассимиляторскую политику. „Но даже простое безразличие к судьбе сербов-лужичан, - полагает серболужицкий деятель, - способствует их ускоренному растворению в окружающем мире“. От своих славянских соседей, по словам Бранкачка, лужицкие сербы ждут не денег, поскольку понимают их собственные материальные проблемы, а прежде всего моральной поддержки.[19] Между тем, дефицит подобной поддержки сказывается в последнее время все острее. Долгое время роль „материнского“ государства для сербов-лужичан играла соседняя Чехословакия. После восточноевропейских „бархатных революций“, с объединением Германии и распадом Чехословакии интерес чехов, словаков и поляков к лужицким сербам заметно упал. В западнославянских странах, правящие элиты которых зациклены исключительно на „возвращении в Европу“ путем интеграции в евроатлантические структуры, межславянские связи оказались вытесненными на обочину общественной жизни и стали маргинальным занятием; явлением нежелательным и подозрительным, отношение к которому по-прежнему сильно идеологически окрашено. Подобное поведение официальных Праги, Братиславы и Варшавы в известной степени объясняется их стремлением быть примерными учениками Запада и опасением того, что сам интерес к межславянским сюжетам может поставить под вопрос их внешнеполитическую ориентацию и лояльность своему нынешнему евроатлантическому руководству. В итоге межславянские связи оказались жертвами политической конъюнктуры, а о самом существовании сербов-лужичан знает все меньше молодых чехов, словаков и поляков.
https://cyberleninka.ru/article/n/vopreki-prorochestvam-luzhitskie-serby-na-poroge-tretiego-tysyacheletiya