29 декабря 1768 год — введение Екатериной II бумажных денежных знаков

29 декабря 1768 год — введение Екатериной II бумажных денежных знаков

Первая реальная попытка введения бумажных денежных знаков в России была сделана в 1762 году при императоре Петре III.

Генерал-прокурор сената Я.П. Шаховской предложил правительству вариант, связанный с хождением бумажных денег - "цидул" (искаженное от немецкого "Zettel" - названия бумажных денег). Для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, а также для ускорения обращения денежных средств был принят указ от 25 мая 1762 года (№ 11550) об учреждении Государственного банка в России и о внедрении в денежную систему банковских билетов.

Билеты предполагалось назвать "банко-цеттелями", "а паче купечеству и коммерции показать благодаяние, и для того повелеваем: наделать, как наискорее банковых билетов на пять миллионов рублей на разные суммы, именно на 10, 50, 100, 500 и 1000". Указ этот не был исполнен в результате последовавшего в 1762 году дворцового переворота и восшествия на престол Екатерины II. На некоторое время было забыто о подготовке к выпуску в России бумажных денежных знаков. Также неизвестно, были ли изготовлены согласно указу от 25 мая 1762 года образцы банковских билетов. Скорее всего, даже если их изготовили, чиновники, отвечающие за реализацию этого указа, после переворота 1762 года поспешили их уничтожить, чтобы их не заподозрили в служебном рвении по отношению к свергнутому императору.

Постоянный дефицит государственного бюджета, необходимость изыскания средств на ведение войны с Турцией вызвали необходимость вернуться к вопросу о выпуске бумажных денежных знаков.

В 1768 году граф К.Е. Сиверc подал Екатерине II записку, в которой доказывал необходимость и пользу от введения в России бумажных денежных знаков. Он предложил учредить правительственный банк с правом выпуска бумажных денег и размена их на звонкую монету, которые были бы полностью обеспечены медью. По поручению Екатерины II генерал-прокурор князь А.А. Вяземский, управляющий финансовыми делами государства, подготовил подробный план выпуска бумажных денег. Им же было предложено выпускаемые в обращение знаки из бумаги - "ассигнации" использовать для покрытия военных расходов. Известны "образцы" (возможно, проекты?) ассигнаций 1769 года достоинством от 5 до 500 рублей, отпечатанные на бумаге без водяных знаков (и без полей по периметру), без подписей должностных лиц, без двух овальных тиснений в верхней части и без цифры номинала над текстом. Эти "образцы" находятся в фондах РГИА (Российский государственный исторический архив) в Санкт-Петербурге.

На основании этих предложений был издан Высочайший манифест от 29 декабря 1768 года (№ 13220)2, который объявлял о выпуске в народное обращение ассигнаций номиналами 25, 50, 75 и 100 рублей.

Одновременно, Высочайшим манифестом от 29 декабря 1768 года (№ 13219)3 "Учреждение Санкт-Петербургском и Московском Банкам для вымена государственных ассигнаций", было объявлено об учреждении банков, изложен порядок их организации и работы. Санкт-Петербургский и Московский банки для вымена ассигнаций имели каждый конторы в Санкт-Петербурге и Москве соответственно и обменивали на монету только ассигнации своего банка. С 1770 года манифестом от 22 января 1770 года (№ 13403)4 был разрешен обмен ассигнаций повсеместно. Первоначально капитал каждого банка составлял по 500 000 рублей, и соответственно этому выпускалось на такую же сумму ассигнаций.

Первая эмиссия ассигнаций состояла из 10 000 штук достоинством в 25 рублей, 5000 штук достоинством в 50 рублей, 3333 штук достоинством в 75 рублей и 2500 штук достоинством в 100 рублей. Конторы и коллегии получили право употреблять ассигнации "в расход наравне с деньгами", только с тем предписанием, чтоб в платеже ассигнации не составляли более четвертой части платежа, "разве именно кто просить будет, чтоб оных получить больше". Правление ассигнационного банка находилось в Петербурге в собственном доме по Екатерининскому каналу. Первым главным директором Санкт-Петербургского и Московского банков для "вымена" ассигнаций был назначен граф Андрей Петрович Шувалов, который с жаром взялся за их организацию. Он составил записку Екатерине II, послужившую основанием к объединению в 1786 году названных банков в один ассигнационный банк и учреждению в том же 1786 году Государственного заемного банка.

Выпуск ассигнаций мотивировался тем, что "тягость медной монеты, одобряющая ее собственную цену, отягощает ее же и обращение...". Для упрочения внедрения ассигнаций в обращение государственное казначейство начало принимать их в уплату податей. В Санкт-Петербурге и Москве существовало обязательное правило, чтобы по крайней мере пятая часть при уплате налогов вносилась ассигнациями 25-рублевого достоинства.

В манифесте о выпуске ассигнаций в обращение не было определено, на какую монету (медную, серебряную или золотую) производится их размен. В действительности с самого начала их размен производился только на медную монету, из которой состоял основной капитал банков для "вымена" ассигнаций. Указом от 22 января 1770 года был узаконен обмен ассигнаций только на медную монету. Привязка ассигнаций к медной монете привела в конце 18 - начале 19 века к падению курса последней, возникновению двойного счета на серебро и на ассигнации (на медную монету) и к общему расстройству денежной системы России.

Добавить комментарий




Top