Куда подевались три столетия?
Если проявить терпение и покопаться в библиотеках старинных монастырей, можно отыскать там немало заметок якобы X века, которые снабжены датами задним числом. С современной точки зрения такие документы выглядят неумелой грубой подделкой. Личный нотариус императора Священной Римской империи по неизвестной причине в документе 700 года исправил дату на 1000 год, «перепрыгнув» тем самым через три века!
Между 614 и 911 годами образовался пробел: от трехсотлетнего интервала не осталось никаких достоверных документальных свидетельств, словно его вовсе не было! Современный немецкий историк Хериберт Иллиг пришел к выводу, что время правления императора Священной Римской империи Отгона III и Папы Римского Сильвестра II отмечено в анналах истории на три века позднее, чем оно было фактически. Такие грубые «ошибки» не могли возникнуть случайно, для них, конечно, были веские причины.
Перед Страшным судом
Но зачем понадобилось германскому королю и Папе Римскому фальсифицировать исторические даты? В христианском летосчислении 1000 год представлялся особенно знаменательным: он отметил наступление последнего отрезка времени перед Страшным Судом. Оттон III стремился сплотить христианскую Европу вокруг Рима и Святой церкви. Ему было выгодно совместно с Папой Римским провозгласить, что «настали последние времена», и припугнуть Страшным судом забывших Бога христиан.
Но, чтобы практически осуществить «перенос времени» на три столетия вперед, императору и Папе не достаточно было исправить дату на нескольких документах, к которым почти никто не имел доступа. Они сделали больше - заполнили вымышленными историческими событиями 297 лет, которых не было. Так возникли красочные повествования, помеченные датами от 614 до 911 года. Эти рукописи больше похожи на сказки и предания, чем на сухое, бесстрастное изложение фактов, сделанное добросовестными монахами-летописцами.
Карл Великий и олень
В одной такой мнимой хронике рассказывается о Карле Великом, легендарном родоначальнике первых европейских христианских династий. В подтверждение своих прав на собственность и власть императоры Священной Римской империи, в том числе Оттон III, ссылались на Карла Великого - его беспримерную отвагу, безграничную власть, многочисленность и пышность двора.
Рассказ об основании легендарным монархом Цюриха представлен в виде отчета о реальном событии. Карл Великий со своей свитой поехал на охоту и выследил великолепного самца оленя. Охотники верхом на лошадях бросились в погоню за быстроногим животным, но олень, как назло, умчался даль по зеленым просторам. Королевская свита, не чувствуя усталости, чудом проскакала от города Аахен до того места, где ныне лежит Цюрих (сейчас по шоссе это больше шестисот километров, вдобавок нужно было переправляться через реки). В живописной альпийской долине олень остановился как вкопанный. Король сразу понял, что это неспроста. Он приказал разрыть землю в указанном месте, и оказалось, что там покоятся останки христианских мучеников. Над могилами христиан построили церкви, а вокруг церквей вырос город - Цюрих.
В другой рукописи говорится, что Карл Великий призвал к себе вельмож из разных стран. Запись об этом событии тоже имеет мало общего с подлинными фактами.
Посланник халифа преподнес гостеприимному хозяину в дар копье. Император взял копье, размахнулся и докинул его до Византии (!). Копье угодило в купол собора Святой Софии в Константинополе, отскочило и прилетело назад - прямо в царственные длани Карла Великого.
Хитрый трюк
Отгону III, для укрепления его собственной власти, казались более значительными те эпизоды легенд о Карле Великом, в которых король проявил невероятную силу и воинскую доблесть. Единственного военного похода хватило неодолимому Карлу, чтобы победить всех врагов в Европе, причем не только «нехристей» - поганых язычников, но и могущественную в ту пору Византию. Сверхчеловеческими деяниями своего легендарного предка легко было заткнуть рот любому реальному противнику. Предки, кровное родство и брачные связи значили в феодальной Европе больше, чем индивидуальные качества личности.
Что касается даты «911 год», то в данном случае по мнению Хериберта Иллига, средневековые фальсификаторы придумали хитрый трюк. Ведь невозможно просто-напросто прибавить к текущей дате 300 лет, чтобы никто этого не заметил...
Сдвинута точка отсчета
Для ясности обратимся к еще более давним временам: по постановлению Первого Вселенского Собора Дионисий Малый вычислил новые Пасхалии, то есть составил ежегодный календарь празднования Пасхи. Дионисий в своем исчислении Пасхи впервые указал дату новой эры - 525 год от Рождества Христова.
До Пасхалий Дионисия Малого в Европе использовали в основном летосчисление Диоклетиана, названное так по имени римского императора Диоклетиана, жестоко преследовавшего христиан. Потребовалось не одно столетие, чтобы счет лет от Рождества Христова стал в европейских странах общепринятым. К началу правления Оттона III летосчисление от Рождества Христова уже широко вошло в обиход, и все даты, раньше указанные в «эре Диоклетиана», нужно было пересчитывать по-новому. Император перехитрил современников: при переводе дат из старого летосчисления в новое он прибавил лишние 300 лет и тем самым сдвинул точку отсчета.
Свидетель эпохи – архитектура
Надежными и долговечными свидетелями эпохи являются каменные | постройки. В архитектуре некоторых зданий раннего средневековья тоже можно заметить странную непоследовательность - опережающее несоответствие построек технологии своего времени. Например, средневековый собор в Аахене датирован именно этим «пропущенным» и подделанным отрезком времени. Согласно документам, самая старая часть собора - королевская часовня Карла Великого - построена около 800 года н.э. Специалисты признают это здание подлинным шедевром архитектуры, созданным с применением инженерных знаний и строительных технологий, которые соответствуют не IX, а XII веку.
В 800 году строители в Аахене уже знали приемы, которые их коллеги изобретут и освоят через 300 лет. Способы обработки камня, конструкция купола и сводов, горизонтальное распределение силы тяжести огромной крыши, способное также противостоять силе ветра, технология кладки стен, основная планировка здания - в этом соборе представлены черты раннего готического стиля, сформировавшегося в западноевропейской архитектуре во второй половине XII века.
В Германии почти отсутствует архитектура периода с 614 по 911 год (за 300 лет ничего не построили, кроме королевской часовни?). Фальсификацию Оттона III доказывает также «исчезновение» в Андалузии городов в мавританском стиле того же периода. В письменных источниках выразительно расписаны поражающие роскошью огромные мавританские города, с мощеными улицами и даже с уличными фонарями. Удивительное дело: от великолепных мавританских дворцов не осталось ни одного камня, а сохранившиеся постройки датируются (современными методами) самое раннее - 950 годом.
Вымышленные события, загадочные факты...
Как только дотошный исследователь углубляется в изучение всех сторон жизни в течение «пропущенных» 300 лет, он непременно попадает в область недостоверных сообщений, вымышленных событий, загадочных фактов, легендарных личностей.
Хериберт Иллиг приводит интересные параллели в разных календарях. События в средневековой Персии очень трудно привязать к соответствующему периоду европейской истории. Мы можем ориентироваться на несколько хорошо известных фактов. В 641 году Персию завоевали арабы и начали насаждать там ислам вместо зороастризма. Но даже в X веке Персия, особенно ее восточная часть, еще не стала мусульманской страной. Может быть, султаны Арабского халифата проявляли не свойственную им веротерпимость и не мешали подданным поклоняться Солнцу?
Классический персидский поэт Абулькасим Фирдоуси жил примерно с 940 по 1020 или 1030 год. В эпической поэме «Шахнамэ» он описал историю иранского царства с IV века до арабского завоевания. Автор посвятил свое произведение султану, хотя ни в одном из 60 тысяч двустиший не упоминаются ни арабские герои-завоеватели, ни Великий Аллах. Если отбросить триста лет, как вымысел Оттона III, тогда с замедленным распространением мусульманской религии в Персии все становится более или менее понятно.
Иранцы, не захотевшие принять ислам, покинули родину. Персы-зороастрийцы осели в Индии, называются там парсами и считаются как бы отдельной кастой. На востоке Ирана и в соседних странах живет небольшое количество зороастрийцев, сохранивших свою древнюю языческую религию. Религиозные общины иранских зороастрийцев не могут понять, почему календарь их собратьев по вере, живущих в Индии парсов, на 300 лет отличается от календаря, принятого в Иране и других странах. Ушедшие в Индию персы в своих общинах считают годы по-прежнему, без переноса времени на триста лет вперед.
Сейчас не 2006-й, а 1711 год?
Можно только строить догадки, как Отгону III пришло в голову самовольно сочинить три века истории. Оттон III вступил на престол в 995 году в возрасте 15 лет, а 23 января 1002 года он уже умер, будучи совсем молодым человеком. Времена были тяжелые на юге Европы наступали сарацины-арабы и продвинулись так далеко, что угрожали германским землям. На севере хозяйничали язычники - викинги и славяне, которые дотла разорили северногерманские города. Юный Оттон III был для своего времени образованным человеком, с широким кругозором. Он вынашивал идею сделать Рим мировой столицей, объединить вокруг Рима всю христианскую Европу. Оттон III большую часть времени проводил в Риме, придумывал пышные церемонии и титулы, носил мантию, расшитую знаками зодиака. Фантастические идеи соединялись у него с религиозным фанатизмом постами, молитвами и истязанием плоти. В Италии у молодого императора нашлось немало приверженцев - благочестивых христиан, которым претила обстановка всеобщего распутства и погони за плотскими наслаждениями.
Папа Римский Сильвестр II, ставленник Оттона III, тоже был молодым идеалистом. Этим он сильно отличался от своих непосредственных предшественников, потому что в X веке папский престол не был оплотом веры и нравственности. Церковники пользовались большой властью и жили в свое удовольствие, не отказывая себе в мирских радостях. Жадность и сластолюбие монахов вошли в поговорки. Зачем объединять европейские народы вокруг такого Рима? Провозгласить близость Страшного суда, чтобы заставить людей одуматься, вспомнить о Боге и его заповедях - идея наивная, но по сути благонамеренная. Во всяком случае, это совершенно в характере Оттона III. В голове молодого монарха бродили смелые идеи, масштабные замыслы. Он обладал кое-какими знаниями об окружающем мире, но ему не хватало ощущения реальности и жизненного опыта. Объединитель христиан, поборник нравственности, фанатик веры - он витал в облаках и вряд ли мог осуществить что-то из задуманного, даже если бы прожил дольше. Под конец жизни Оттону III уже не на кого было опереться, у него не осталось сторонников.
Именно такой человек способен, не долго думая, перевести стрелки часов на триста лет вперед и придумать недостающую историю трех веков. Если это правда, если неподражаемый Оттон III действительно исправил даты и заморочил голову современникам и потомкам, значит, сейчас у нас на дворе 1711 год!