Соляной бунт и «Соборное Уложение»

Соляной бунт и «Соборное Уложение»

В успехах внешней политики царя А.Романова было больше случая, чем трезвого расчёта, так как в самой России далеко не всё было хорошо. После его воцарения у кормила государственной власти стали бояре Д.Морозов, Милославские, Л.Плещеев и П.Траханиотов.
Милославские, заняв видное придворное положение, управляли приказами, воеводствовали, поддерживали и продвигали наверх своих родственников, свойственников и приятелей. Но они не дали Московскому государству ни одного талантливого деятеля. Их фамилия неизменно связывалась с самыми острыми жалобами на хищения и вымогательства. С их возвышением своевольство приказного чиновничества усилилось, что привело к обострению недовольства народа царской администрацией.
Особенно мздоимствовали близкие к Милославскому Л.Плещеев и П.Траханиотов. Фамилия первого даже стала нарицательной. Всякий жестокий произвол стали звать «плещеевщиной». Для проведения активной внешней политики требовались деньги. А их собиралось недостаточно. Правительство царя А.Романова решило провести реформу налогообложения. Это, прежде всего, касалось крестьянства. Если прежде налог уплачивался с количества земли у владельца, то теперь решено было его собирать с каждого крестьянского двора. Это усилило угнетение крестьянства и его недовольство. Чашу терпения переполнила пошлина на соль. Как всякий налог на продукты первой необходимости, соляная пошлина на практике легла невыносимой тяжестью на беднейшие слои населения, обострила общее недовольство. Этот сверхчувствительный налог наложился на притеснения приказных чиновников, что исчерпало терпение народа.
«Смятение в мире» вырвалось наружу 2 июня 1648 года. Царя А.Романова, возвращавшегося с богомолья, на улице окружила негодующая толпа и «всею землёй» била челом против царского судьи Л.Плещеева, называя его вором, грабителем, притеснителем народа. Затем толпа стала выступать и против его помощников. Убили думного дьяка Чистого в его доме и стали требовать выдачи Л.Плещеева, П.Траханиотова и боярина Б.Морозова. Царь вынужден был распорядиться вести Плещеева на казнь, но толпа отбила его у стражи и сама с ним расправилась. Тогда вышли к народу уважаемые бояре Н.Романов и князь Д.Черкасский.
Они обещали устранить ненавистных притеснителей. Но толпа не хотела верить, пока царь сам не подтвердил обещания, целуя крест. Однако толпа продолжала волноваться и требовать расправы над П.Траханиотовым и Б.Морозовым. Первого царь распорядился казнить перед «миром», а Б.Морозова, своего «дядьку», выслал из Москвы по согласию с народом без права впредь заниматься какими-либо делами. Прямой бунт, в котором приняло участие около 20 тысяч человек, утих. Преддверием бунта в Москве были волнения в других городах весной 1648 года, включая Воронеж, Курск, посады Поморья и другие местности.
Известия о московских событиях всколыхнули народ и в других городах. У многих людей появилась надежда, что нашлась, наконец, управа на приказных людей. Посадские люди поднялись против притеснений воевод и их чиновников в Сольвычегодске и Устюге. В вол

нениях прошли 1648 и 1649 годы. В начале 1650 года возникли новые, более серьёзные выступления в Пскове и Новгороде. Эти выступления были связаны ещё с уплатой шведам крупной партии хлеба и изрядной суммы денег за перебежчиков, которых правительство не захотело выдавать. В народе это истолковали как измену во вред своей земле. Псковичи побили иноземцев, расхитили их имущество, выбрали себе «начальных людей», не слушая воеводу и архиепископа. Их поддержали новгородцы, которые тоже выбрали себе «начальных людей» и выступили против воеводы и митрополита Никона.
И те, и другие послали к царю челобитчиков. Псковичи полагали, что защищают «государево и земское дело», коль выступают против приказных людей, притеснявших народ. В своей челобитной они просили царя восстановить прежний порядок судейства, чтобы воеводы и дьяки судили вместе с земскими старостами и с выборными людьми (присяжными заседателями) по правде и не возили в Москву людей для судебного разбирательства. Этот порядок, утверждённый Земским Собором в 1612 году, был отменён при Филарете (Ф.Романове). Но в Москве челобитчики получили ответ, что «холопы государевы и сироты великим государям никогда не указывали, псковичам надобно было челом бить до нынешнего смятения, а самим не управляться; а того никогда не бывало, чтоб мужики с боярами, окольничими и воеводами у расправных дел была, и впредь того не будет». Так закладывалась идеологическая основа, создававшая предпосылки для пересмотра истории нашей страны.
В подкрепление своего ответа царское правительство направило в Новгород ратных людей для подавления волнений. Новгородцы повинились сами, отчасти благодаря ораторским способностям и демагогии митрополита Никона, грозившего отлучением новгородцев от церкви. Что касается псковичей, то они отступили от своих требований только после тщетной попытки сопротивления. Подавлением восстаний в Пскове и Новгороде царское самодержавие окончательно разрушило земское самоуправление, дорога к установлению самодержавного абсолютизма была расчищена.
В ходе восстания в Москве в 1648 году дворянство поставило вопрос об упорядочении нового свода законов. В распоряжении царской власти, согласившейся с данным требованием дворянства, уже накопился большой материал из «новоуказных статей». Для составления свода законов был образован приказ из пяти человек: бояр князей Одоевского, Прозоровского, окольничего князя Волконского, дьяков Грибоедова и Леонтьева. «Приказ князя Одоевского» как раз и составил новый свод законов «Соборное уложение». В октябре 1648 года его текст зачитали членам Земского Собора. В январе 1649 года «Соборное уложение» утвердили на специально собранном для этого Земском Соборе. Затем новый свод законов отпечатали и разослали по всем городам и уездам страны.
«Соборное уложение» 1649 года определяло охрану чести и здоровья царя, членов государева двора и церкви, неприкосновенность и незыблемость царской власти. Устанавливалось монопольное сословное право дворянства на землю и крестьян. В то же время дворянство обязывалось служить, коль получило поместья и вотчины. Детально были прописаны вопросы, касающиеся крепостной зависимости крестьян по писцовым, переписным, отдельным и отказным книгам. Были отменены «урочные лета» и введены штрафы за укрывательство беглых. Узаконилось возвращение в тягло посадских людей-задолжников (закладчиков). Вводилась также система наказаний за служебные преступления, с целью устранения злоупотреблений приказных людей, воевод и их помощников. Таким образом, «Соборное уложение» 1649 года окончательно узаконило крепостничество в России и установило законодательные формы, облегчившие переход к самодержавному абсолютизму в нашей стране. Внутренняя неустойчивость России не позволила царскому правительству положительно ответить на обращение Б.Хмельницкого, пожелавшего присоединиться к России.

Добавить комментарий




Top