Причины головной боли в преданиях славян

Причины головной боли в приданиях Руси

Считалось, что плотники, ударившие по матице (потолочной балке) обухом топора или вальком для белья, обрекали жильцов строящегося дома на постоянную головную боль. (укр.). Головная боль могла быть вызвана полудницей (пол.), морой и т. п.; взглядом жабы (Штирия). головная боль объяснялась также воздействием сильного ветра, вихря, солнца, утренней звезды (о.слав.).

Причиной головной боли могло быть нарушение запретов: выбрасывать на улицу состриженные или вычесанные волосы (о.слав.) или бросать их в доме (краков.); расчесывать волосы на Рождество (бел.), в пятницу (твер.), в пятницу на первой неделе Великого поста (пирин.), вечером (рус.); сжигать волосы (витеб., смолен.), мыть голову в день Ивана-Головосека (полес.). Нельзя вертеть шапку на голове, и грать ею (рус.), сушить ее на огне (Косово Поле). Общеславянский запрет выбрасывать волосы объясняют тем, что из них птица, мышь, жаба могут устроить гнезда, что вызовет у человека головную боль Она будет мучить человека всю жизнь, если его первые состриженные волосв птица употребит на устройство гнезда или их унесет ветер (словен.). У сербов Шумадии не разрешалось спать в день св. Георгия, чтобы не страдать от головной боли в течение всего лета; запрещалось спать под грецким орехом (словен.), качать пустую колыбель (пол. серадз.).

В Чехии и Словакии считалось, что за несоблюдение запрета прясть в ее день св. Люция наказывала нерадивую хозяйку головной болью на целый год, вложив ей в голову горячий уголек. Женщина не должна была прясть, ткать, шить в среду, иначе Среда насылала на нее головную боль.

Чтобы не болела голова, в день св. Яна рвали лопух и полынь и бросали их на крыши домов, прыгали через купальский костер, надевали венки из полыни на голову (з.слав.). Прыгание через костер сопровождалось приговорами типа; [Кто к нашему костру не придет, у того весь год голова будет болеть". В Далмации, прыгая через костер в канун Юрьева дня, говорили: "Юрьев день, Марков день, между ними один день, чтобы у меня никогда не болела голова !" Во время хлестания ветками на Вербное воскресенье парни приговаривали: "Чтобы ножки не хромали, чтоб головка не болела.

Услышав первый весенний гром, три или девять раз стучали железом, камнем или кулаком по голове, произнося: "Залёзна гылыва!" (витеб.), или кувыркались через голову (полес). При виде нарождающегося месяца к нему обращались с просьбой охранить от головной боли, ср.: "Здравствуй, новый месяц, пусть не болят наши головы" (пол.). Словенцы Белой Краины в таких случаях проводили трижды рукой по лицу и говорили: "Молодой месяц, омолоди меня! Когда тебя змея укусит, у меня заболит голова!"
От головной боли человека оберегали амулеты (перстень из рога лося, янтарь, кораллы). В Словении в Сочельник умывались водой с травами, освященными в день Успения, или водой, в которой был папоротник, опаленный на костре в Иванов день; мыли голову отваром растений, собранных в день св. Георгия или на Купалу (о.слав.); вешали в доме омелу и боярышник (ц.пол.); носили в кармане или зашивали в одежду герань (макед.); украшали голову цветком с чужой могилы (Лесковацкая Морава); с утра надевали нижнюю юбку наизнанку (словен.); закапывали первые состриженные волосы ребенка под водостоком (словац.) или бузиной (словен.). В обряде "троецыплятницы" кости жертвенной курицы несли на голове к месту захоронения (вят.), качались на качелях от Пасхи до Зеленых Святок (гіол.), клали в подушку найденные перья (бел.) и пр.

Чтобы избежать головной боли, воздерживались от работы в некоторые праздники. Иоанн Предтеча считался у вост. славян целителем головной боли. Сербы отмечали т. н. Луду среду ("глупая" среда) на первой неделе Великого поста и т. п.

К больной голове прикладывали поочередно три камня, взятых на перекрестке, в проточной воде, из-под водосточного желоба (словен.); клали голову или шапку на целительный камень в святых местах или прикладывали камень к голове; измеряли голову ниткой, которую потом оставляли на дереве (чеш.); изготовляли свечу длиной, равной окружности головы, и ставили в церкви перед иконами (в.слав., серб.); умывались росой на заре лицом к восходящему солнцу (бел.); ходили к источникам, пили там воду и задабривали демонов, обитающих близ них (банат.); при виде нового месяца плевали в его сторону и говорили: "Когда тебя укусит змея, пусть заболит у меня голова" (Бела Краина). Головную боль, вызванную утренней звездой, лечили перед рассветом, бросая три крупинки соли навстречу звезде и говоря: "Звезду хочу, голову не хочу" (болг.). Головную боль можно было передать тому, кто поднял шпильку, брошенную на перекрестке дорог страдающим головной болью (Прекмурье). Землю с девяти кротовин привязывали ко лбу (пол., Нови Сонч); костью дикой свиньи трижды проводили по щекам, после чего бросали кость через плечо в том месте, куда больше не придут (словен.). В словенской рукописи 1672 г. для избавления от головной боли рекомендовалось положить голову на край корыта для свиней и произнести молитву. Для лечения головной боли использовали растения, освященные в Вербное воскресенье, в день Божьего Тела, на Успение и Преображение, а также растения, собранные в Юрьев и Иванов дни."

В. В. Усачева

Добавить комментарий




Top