Нечистая сила не любит Соли
СОЛЬ — универсальный апотропей. В Архангельской обл. говорили: «На соль да на хлеб супостата нет».
Нечистая сила не любит Соли. На стол в первую очередь ставят соль, т.к. без нее дьявол играет и скачет через стол и все портит; без соли не будет удачи и обилия в доме (болг.). Перед днем св. Анны (9. XII ) посыпали солью перед домом и во дворе — от ведьм (болг.). Для угощения домового варили кашу без соли (пол.), если же домовой шалил, портил скот, то наговаривали на соль и воду и спрыскивали этой водой скотину (рус.). Могилу вампира посыпали солью, чтобы его дух не возвращался в село (болг.).
От соли распадаются чары и колдовство, сглаз и порча. «Соль тебе в очи, печину (головешку) в зубы» — так говорили (иногда и бросали Соли, уголек, кусочек глины) вслед человеку, подозреваемому в способности сглазить (в.-слав.). Болгарские женщины и девушки для предупреждения сглаза носили в одежде Соль, освященную в Сочельник.
Встреча гостей (т.е. чужих) хлебом-солью имела двойное значение: гостеприимства и оберега. Хлебом-солью встречали также невесту и новоокрещенного младенца как новых членов семьи, не ставших еще окончательно своими.
В свадебном обряде при обручении старший сват, прежде чем надеть кольца молодым, помешивал ими Соль, стоявшую на хлебе (в.-серб.); мать невесты давала ей перед отходом на венчание мешочек с Солью и пеплом; постель новобрачных кропили водой и солили (в.-словац.).
У русских Соль сыпали на порог и на углы стола, чтобы облегчить роды, клали Соль в колыбель, под подушку ребенку, крупинку Соли клали в шапочку или на лоб ребенка, когда выносили его на улицу, Болгары посыпали ребенка толстым слоем Соли после купания на второй или третий день после рождения и оставляли так на ночь или на несколько часов, а потом снова купали; или купали ребенка в соленой воде — чтобы ребенок не потел. На крестинах крепко посоленная пища (сброд, пересол) доставались отцу ребенка (в.-слав.).
Болгары посыпали Солью руки мертвеца, чтобы плодородие и богатство остались в доме и чтобы дух умершего не возвращался, но перед тем, как опустить гроб в могилу, Соль из руки покойного забирали, чтобы сохранить часть его доли в доме, иначе, по поверьям, будет умирать скот.
Соль жертвовали стихиям: бросали в огонь, в воду, в колодец (з.-слав.); в другое время Соль запрещалось бросать в очаг во избежание несчастий в доме (болг.). В праздничные дни для увеличения магической силы Соли ее освящали в церкви или прокаливали в печи. У западных славян особенно ценилась Соль, освященная на Крещение и в день св. Агаты (5. II ), у восточных славян — четверговая соль, освященная в Чистый четверг. У украинцев в Сочельник или Чистый четверг обжигали Соль в печи; она использовалась для лечения людей и скота, от сглаза и от ведьмы .
Соль как магическое вещество не одалживали после захода солнца и перед некоторыми праздниками (Иваном Купалой, Рождеством, св . Люцией и др.).
У восточных славян известны обряды «солить молодых» и «солить» девушек. В первом молодоженов, сыгравших свадьбу в текущем году, во время масленичных гуляний закапывали в снег, во втором после окончания масленицы (времени свадеб) в Чистый понедельник парни бросали или закапывали в снег девушек, не просватанных в прошедшем году, В обоих обрядах снег символизировал Соль, а сами обряды совершались с целью оберега молодоженов и девушек (ср. мотивировки: «чтобы непросватанные не закисли до следующего мясоеда», т.е. чтобы они не потеряли здоровья, молодости, силы).
Славянская мифология. Энциклопедический словарь . Издание 2
Валенцова М.М.