В Финляндии заменили школьные предметы на тематические блоки
Финляндия известна очень высоким уровнем образования. Уровень грамотности в этой стране составляет 100%, а в Международной программе по оценке знаний учащихся (PISA), организованной ОЭСР, она занимает одни из верхних строчек – 5–12 в зависимости от области знаний (для сравнения: Россия занимает место в третьей десятке).
Но, несмотря на это, Финляндия собирается провести радикальную реформу образования: отказаться от общепринятой схемы обучения по предметам и внедрить обучение по темам. О реформе рассказывает статья в Independent; Slon выбрал из нее основные тезисы.
- «Нам теперь нужен новый тип образования, чтобы подготовить людей к рабочей жизни», – говорит Паси Силандер, менеджер по развитию Хельсинки. По мнению финских властей, прежняя система образования была хороша в прошлом: грубо говоря, когда банкам требовались служащие, умеющие хорошо считать, но теперь условия игры изменились. Финны считают, что в изменившихся условиях систему обучения тоже необходимо менять.
- Обучение по темам, или обучение «явлениям», означает, что вместо уроков по предметам – час истории, час математики и так далее – будут проводиться занятия, посвященные «явлениям». Так, в рамках профориентационной подготовки по «работе ресторана» ученикам дадут коктейль из математики, иностранных языков и навыков общения. В курс по Европейскому союзу будет включена история, экономика, география и снова языки. Также планируется изменить формат обучения: оно должно стать более «коллаборативным»: меньшие группы, больше командной работы.
- Сейчас новый тип преподавания начинают тестировать в школах: они обязаны проводить хотя бы один блок тематического обучения в год. Черновик реформы с планом преобразований для финских школ до 2020 года будет опубликован в конце марта.
- От реформы в восторге далеко не все, отмечает Independent: многим учителям и директорам школ, всю жизнь преподававшим конкретный предмет, сложно перестроиться. В Хельсинки около 70% учителей старших классов теперь проходят переподготовку.
- По данным издания, новый тип обучения положительно отражается на знаниях учеников: там, где эксперимент по внедрению тем вместо предметов начался, результаты учащихся улучшились (подробности не приводятся).
Новая учебная программа для школ Финляндии больше не будет предусматривать разделения на предметы. Вместо математики, языков, географии или истории вводятся “тематические блоки” или “изучение феноменов”, как называют их финны. Цель реформы — показать детям, что школьные знания имеют прямое отношение к реальной повседневной жизни.
До 2020 года вся школьная система Финляндии должна быть полностью перестроена в соответствии с новыми принципами. Пока же дети несколько недель в год посвящают именно тематическим занятиям. В одной из начальных школ как раз изучают тему “Гастрономия”: ученики осуществляют бухгалтерские подсчеты, развивают речь в общении с клиентами ресторанов и пишут письма в государственные органы. В гимназиях — сейчас тема “ЕС”, дети изучают историю стран-членов организации, обсуждают политические вопросы и тренируются говорить на иностранных языках.
В начальной школе — тема “Погода”. Занятие проходит на английском языке, на доске — карта Европы, а школьники сравнивают погодные условия различных европейских стран. Таким образом происходит изучение английского и географии.
Работа в группах вместо “лекций”
Новая система предполагает совершенно новый педагогический подход. Теперь преподаватели разных предметов должны планировать занятия сообща. А дети больше не должны слушать “лекции”, вместо этого им придется в группах находить решение для различных проблем.
Многие учителя и директора школ в начале протестовали. Ведь нелегко перестроиться, если ты всю жизнь преподавал свой предмет одинаково. Однако, после курсов повышения квалификации, многие пересмотрели свою позицию. На сегодняшний день уже около 70 процентов педагогов прошли такое обучение. А преподавателям, которые стали работать по новой системе, подняли зарплату.
Финляндия лидирует среди развитых стран
Финляндия уже на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции в исследовании Pisa, которое проводится во всех странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). По качеству знаний финские школьники постоянно опережают сверстников из других стран. В связи с этим Хельсинки уже стали своеобразным местом паломничества педагогов из других государств Европы, которые приезжают посмотреть на работу финских коллег и выведать их секреты.
Похожие:
Новые статьи
- Как контролировать фашизм? Эксперимент Стэнли Милгрэма
- Пять легендарных затерянных городов, которых не нашли до сих пор
- НАСА опубликовало снимки гигантских древних узоров в степях Казахстана
- Суд г.Омска признал книги «Славяно-Арийские ВЕДЫ» — ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ на всей территории России
- Почему никто точно не знает, как и когда появился человек на Земле?