Ношение тяжестей на голове — самая экономичная для человеческого организма
Для нас, живущих в XXI веке людей, кажутся удивительными эти снимки. Ведь согласно им, буквально пару поколений назад москвичи начала ХХ века предпочитали переностиь грузы на голове, во всяком случае, это не было чем то из ряда вон выходящим.
Скорей всего, такой способ переноски грузов был распространён у славян на всей территории расселения. Так носили многие грузы - от горшков с цветами до кадушек с рыбой. Сейчас так переносят грузы в восточных странах.
После революции этот мудрый народный обычай напрочь исчез из московского обихода, и в советские времена встретить подобное было невозможно. Почему исчезла такая интересная традиция?
Было ли это следствием пропаганды и агитации, или большевики применили террор и репрессии? И почему об этом не рассказывают даже поклонники царизма и монархии, дореволюционной Российской империи?
Иллюстрация из учебника 1910 г. «Начальная физика» А.В.Цингера
Есть такой приборчик — шагомер. Его действие основано на подсчете вертикальных колебаний грузика при ходьбе. Одно колебание — один шаг. В кармане брюк или на поясе шагомер работает прекрасно. В нагрудном кармане — уже хуже, со сбоями. А если положите его в шляпу, то и вовсе перестанет «тикать». Как будто вы и не идете. Дело в том, что незначительных колебаний головы при ходьбе для него мало. Он их просто не замечает. То же и с грузом, переносимым на голове. Он почти не колеблется, так как голова человека едва поднимается и опускается. К тому же нагрузка сосредоточена по линии позвоночника, а не болтается где-то за спиной. А раз груз практически неподвижен, то и работы никакой не совершается. Ведь, как вы знаете, основные силы при ходьбе затрачиваются на подъем тела. Так можно переносить груз, равный почти 70% веса их тела.
Исследования физиологов доказывают, что переноска тяжестей на голове — самая экономичная для человеческого организма. Хотя и 70% - не предел: в Индии есть специальный человек, который поможет вам за денежку поставить мотоцикл на крышу автобуса. С транспортом в этой стране проблемы, так что многие ездят на крышах автобусов. А этот мужичок довольно субтильного вида поднимает на крыши любые грузы меньше, чем за два доллара. Для него не проблема поднять на голове мотоцикл весом 150 кг.