Месть крестьян Пошехонского уезда
Обычая мстить виновному за преступления как народного юридического обычая в нашей местности не сущесвует. Тем не менее, отомстить своему обидчику или, как говорится, «отплатить», стараются нередко. Самой страшной местью является, конечно, поджог. Угроза пустить «красного петуха» сдерживает часто целую деревню от того, чтобы выдать властям какого-нибудь завзятого вора, конокрада или даже убийцу. Следует заметить, что угроза эта очень часто приводится в исполнение. Поджоги в большинстве случаев производится в деревне из мести.
Кроме поджога прибегают иногда и к другим формам мести. Так. например, у одного крестьянина были гуси, у соседей же их не было. Гуси эти стали ходить на хлеб и сильно портить последний. Несмотря на все предупреждения, крестьянин не принимал против них никаких мер. Тогда в одну ночь кто-то перерезал всех гусей и положил их против дома ихняго хозяина.
В другой деревне жид торговец, крайне притеснявший крестьян и отпуском плохого товара, и присчитыванием и обсчитыванием при денежных расчетах. Торговцу этому «отплатил» кто-то таким образом: великолепную лошадь его кто-то загнал в лес и там, вытянув у нее язык, защемил его в расщеп надломленной молодой березки. Лошадь была найдена владельцем, но была испорчена так, что владелец ее вынужден был продать ее за бесценок.
Точно таким же образом обрубают иногда у коров хвосты, кидают в коледец соседа мазилку с дегтем н т. д.
У одного трактирщика в с. Белом был на службе крестьянин из ближайшей деревни в половых. Раз хозяин «прижал» его, т. е. обидел при выдаче жалованья. Половой отплатил ему так. Была в с. Петровская ярмарка (в Петров день). Торговля шла бойко. Трактирщик, как человек опытный, поступил так; водку и пиво но держал на погребу под тем предлогом, чтобы они были похолоднее. Между тем на погребу, как и вообще в крестьянских погребах, было в это время уже не столько снега, сколько воды. Водой этой и разбавлялись и водка, и пиво. Поповой взял, да тихонько и влил в воду бутылку дегтя. Когда подали некоторым посетителям водку, разбавленную такой водой, то в трактире поднялся скандал, явились власти, и был составлен протокол. Хозяин довольно чувствительно поплатился при этом своим карманом.
У одного крестьянина была небольшая пчелиная пасека, у соседи его была тоже пасека У второго крестьянина пчелы в одном улье стали заниматься воровством (явление у пчел довольно обычное) и стали обижать пасеку первого крестьянина. Последний обратился к соседу с просьбой унять своих пчел и порекомендовал употребить для этого прием, практикующийся обыкновенно у пчеловодов, т. е. ворующий улей перевернуть вверх ногами. Крестьянин не согласился на это. Тогда обиженный крестьянин поступил таким образом.
В ясную погоду он заткнул у своих ульев все легки так, чтобы пчелы не могли вылететь вон, Затем к ульям он поставил доски, смазанные дегтем. Пчелы соседа, прилетая на пасеку, садились на эти доски, захватывая на своих лапках деготь и переносили его к себе в ульи. От этого через несколько дней к пасеке крестьянина появилась какая-то болезнь, и все ульи погибли.
Чтобы отомстить недругу прибегают иногда и к суеверным средствам. «Вынимают след», т. е. берут землю с того места, на которое ступил человек, и землю эту кидают в огонь. От этого человек тот будет чахнуть, сохнуть, и, наконец, умрет. Желая, чтобы обидчик умер, ставят за него перед иконой свечу вверх ногами или же поминают за упокой. Об обычае вкладывать в «немо» печи остатки украденной вещи или же живую мышь с той целью, чтобы укравший эти вещи чах и сохнул, мы уже говорили ранее при описании местных народных верований.
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы.
Материалы "Этнографического бюро" князя В.Н.Тенишева
Том 2 Ярославская губерния. Часть 1 Пошехонский уезд.