Представление о вторнике и субботе у восточных славян
Представления, связанные с субботой и вторником, у восточных славян во многом схожи. Вторник (день, наименее отмеченный в народной культуре) оценивается как самый счастливый и легкий день в неделе: «Вивторок — щасливый день»; «Вторник — хороший день» (Каргопольский р-н Архангельской обл., 1997 г.; КА); «...в вовторок Господь сотворил солнце, а солнце сияе, а ето счастливый день»
По этому признаку он часто сближается с субботой: «Вторник и суббота легкие»; «Вторник и суббота — легкие дни, хорошие»; «Вторник и субботу лучше всего дела начинать: пахоту там, или скотину выгонять, или сватать. Легкие дни. Легкая пара» [Там же]; «Посеянная во вторник и в субботу рожь гораздо лучше уродится посеянной в среду или пятницу». В таком случае эти дни часто противопоставляются пятнице и среде или понедельнику и пятнице: «Понедельник и пятница — важкие дни, вивторок и субота — легки». Вообще вторник часто противопоставляется понедельнику: «.вторник легкий день, на него все зачинают: и сев, и жатву, а понедельник — день тяжелый, на него ничего зачинать не должно».
Часто вторник встречается в паре с четвергом как благоприятный день для начала какого-либо дела: «Первую запашку земли следует начинать во вторник или в четверг»; «Во второк, в четверх хату засновывают» (Ельский р-н Гомельской обл.; ПА); «В огороде начинали сажать во вторник, в четверг» (Рожнятовский р-н Ивано- Франковской обл.; ПА).
Именно во вторник нужно начинать любую работу: «Ва вторник уся работа начинаицця» (Ветковский р-н Гомельской обл.; ПА). Особенно актуально это представление для начала строительства или переезда в новый дом: «Дом начинали строить во вторник — легкий день, удача будет и строить будут без мытарств»; «Засновывают хату во увторок» (Ельский р-н Гомельской обл; ПА); «[А когда лучше было строительство дома начинать?] <...> День всегда вторник я любила раньше. <...> [А переезжать в какое время?] Переезжать лучше, конечно, в воскресенье или во вторник» (Каргопольский р-н Архангельской обл., 2004 г.; КА). Кроме того, важно, какому святому посвящен данный вторник, для начала постройки дома нужно выбирать день памяти преподобных, а не мучеников. «Вот как дом строишь, надоть в церковь сходить и вот начать строить в тот вторник, на который праздную какого-нибудь преподобного, ну там преподобного Тихона или преподобного Василия исповедника, вот наш-то строили на преподобного Трифона. А вот у деверя, тоже во вторник строили, но это на великомученицу Ирину. И вот у нас — легко строили, а у них — все с затыками какими-то, вроде и не тяжело, а все- таки. Вторник надо правильно выбирать было».
Вообще вторник был посвящен Иоанну Предтече: «Во вторник, ну, тому Иоанну-воину. <...> Иоанну, Ивану-воину, Иоанну Крестителю» (г. Тульчин Винницкой обл. Украины; ЛАА); «Во вторник — Иоанн Предтече» (Муромский р-н Владимирской обл.; АГРЦРФ).
Ребенок, рожденный во вторник, считался удачливым и счастливым: «"прыцовитыи" и успешные в своих делах люди рождаются "у вуторык"»; «Вторник — самый счастливый день. И для родов, и для постройки нового дома»; «Ауторак шчасливый дзень. Хто родзщца у гэты дзень, та будзе працавтты <...> пражыве да вялжае старасщ...» .
У южных славян вторник, наоборот, считался самым неблагоприятным днем недели, с ним связано множество запретов и предписаний Здесь интересно отметить, что по этому признаку он также сближается с субботой, которая считается у южных славян тяжелым днем . Негативная оценка вторника у болгар, по мнению И.А. Седаковой, связана с представлением о «втором» как о несчастливом, ущербном.
Т.В. Горячева, рассматривая выражение остаться с пустыми овторниками, приходит к выводу, что в восточнославянской традиции вторник также мог иногда иметь негативную оценку. Так, выражение остаться с пустыми овторниками значит ‘делать что-то бесплатно, не получать ничего за свою работу’. Кроме того, вторник может называться пустым сборником или повторником. Слово пустой имеет значение ‘бесполезный, неудачный, бедный, бесплодный’, т.е. это негативная оценка дня. Слово повторник также имеет негативные значения: повторение действия, вторая попытка всегда имеет несчастливый результат.
В целом положительную оценку вторника у восточных славян можно объяснить тем, что здесь его признак «второй» ограничивается «узко порядково-числительным значением, "тот, что следует за первым в ряду предметов или явлений": Первый и Второй Спас».
В счетном значении «второй» может получить дополнительную семантику и стать синонимом «первого», «нового». Если понедельник обладает признаком «новизны», «пограничности», с ним связано множество запретов на начало каких-либо видов деятельности, то вторник — это уже первый обычный день недели, поэтому именно в этот момент и нужно начинать строить новый дом, сажать овощи и т.д.
Суббота обычно трактовалась исследователями как несчастливый, неблагоприятный для работы день. Весь комплекс представлений об этом дне связан с тем, что этот день — канун воскресного дня и последний «обычный» день недели. Для нее, в отличие от остальных дней, четко установлена некоторая «программа» занятий. Субботние занятия коротко описываются в пословице: «Суббота не работа: помой да помажь, да и спать ляжь».
Действительно, главным в кругу субботних занятий является посещение бани: «[А вот в баню когда можно ходить?] В субботу. Дак, когда вздумаешь, ну раньше каждую субботу ходили в баню. Раньше несколько семей в одну байню и ходили, в субботу по череде и топят. Мушшины сходят, потом мы» (Шимский р-н Новгородской обл. 2004 обл., 2001 г.; КА); «Дак моют в суботу пол. [Почему именно в субботу?] А принято так» (Каргопольский р-н Ар-хангельской обл., 1999 г.; КА); «[Как часто мыли пол?] Каждую субботу. Перед баней фсе намывалось. А ведь двухэтажные дома-то. И верх горенка, и внизу, фсе-фсе намывалось» (Каргопольский р-н Архангельской обл., 2004 г.; КА); «...Кажну субботу парили подойник. Парили г.; ЕУ); «[Когда можно баню топить?] Естественно, ф субботу лучше фсего, но можно в любой день. Но вот щитается суббота банный день дак оно! Суббота — бабья работа» (Каргопольский р-н Архангельской обл., 2002 г.; КА); в песнях, которые описывают недельные занятия, субботе соответствует именно посещение бани: «Ва субботу жарка баню тапила!» (Пудожский р-н Архангельской обл.,2005 г.; ПудА).
Кроме того, в круг субботних занятий входит уборка дома и стирка белья: «Суббота — бабья работа. [Почему так говорят?] Дак в субботы бани топят, моют, стирают, вот у меня тоже обдиральная уборка должна быть как генеральная, вот» (Каргопольский р-н Архангельской обл., 2004 г.; КА); «[Часто пол в доме песком мыли?] В неделю рас. <...> А если [?] фсе веничком, березовым веничком. Кипеточком обольем и подметаем. И чистый фсю неделю. [В какой день шоркали?] Суббота. Суббота. Баня — суббота и это.» (Каргопольский р-н Архангельской бочки с вересом. Вроде там верес очищало чево-то, всякие микробы» (Каргопольский р-н Архангельской обл., 1996 г.; КА). В некоторых местах существовало даже специальное название уборки в доме — субботничать: «посуботничать надо в доме, а то уж больно грязна».
С одной стороны, баня, как справедливо отмечает М.Г. Вадейша, оценивается как плотское удовольствие, греховное, противопоставленное духовному подвигу: «Постничай по средам, ходи в баню по субботам». Будучи днем «плотских» удовольствий, банным днем, суббота считалась и скоромным, «толстым» днем, в то время как среда — день постный, «худой».
С другой стороны, баня, т.е. очищение тела, так же как и уборка дома, — необходимая составляющая подготовки к воскресенью: «Перед каждым воскресеньем моют полы в избе»; «[А в какие дни лучше всего топить баню?] В субботу всегда топят баню. [Почему?] В воскресенье <...> праздник дак, на праздник моюца всегда.» (Каргопольский р-н Архангельской обл., 2001 г.; КА); «Раньше по субботам, в баню-то. <.> [А почему в субботу?] Суббота, на воскресенье дак [нрзб.], намываются» (Каргопольский р-н Архангельской обл., 1996 г.; КА).
Если человек не посещал баню в субботу, это могло считаться грехом:
«Ох, ты, Пэтрэ, ох, ты, Павлэ,
Быры ключы пыкэльныи,
Выпускай души спасэнныи.
Тылько тае ны выпускай <.>
Я в суботу ны умывалася,
Нэвмытая та й найилася.» .
Особо отмечен вечер субботы как временной отрезок, наиболее близкий к воскресенью; в это время прекращали всякую работу: «У субботу ничаво не делали начиная с обедни» (Курчатовский р-н Курской обл.; ПА); «Раньше в субботу с вечера кончали работу, у воскресенье отдыхали» (Курчатовский р-н Курской обл.; ПА), «У субботу работали до 5 часов» (Курчатовский р-н Курской обл.; ПА); «В субботу если ткёшь — до трёх часов, — там байня, с байни придёшь» (Батецкий р-н Новгородской обл., 1999 г.; ЕУ); «В субботу в вэчэри нэ прадэмо, як слонко зайдзе, бо то ужэ недзеля заходзи».
В субботу вечером не ходили на посиделки (супрядки), считалось, что нельзя петь песни: «Против воскресенья вот на посиделки не ходили, потому что в бане намоюца и отдыхают, говорят, што грех, вот завтра воскресеньё, обедня будет... Говорят, што Бог накажет» (Каргопольский р-н Архангельской обл., 1996 г.; КА); «Из уважения к воскресному дню большинство родителей не позволяет своим взрослым детям ходить по субботам на вечерницы»;
«Седня песенки пою,
А завтра воскресенице,
Вы простите-ко миня,
Это пригрешенице» (Каргопольский р-н Архангельской обл., 1996 г.; КА).
В субботу вечером полагалось читать Библию: «На неделе трудятсы, а на воскресенье или там в субботу вечером читали все. кто-то один читает, а не токо, что своя семья слушала, дак все, кто может, кто свободный» (Мошенский р-н Новгородской обл., 1996 г.; ЕУ); «Евангелие мы читали ещё, вот я помню, мы, бывало, придём в субботу из бани, из бани пришли, в баню только в субботу, это день такой баню топим, из бани придём, самовар большой на стол, мама что-то испечёт, там этих лепёшек, сахар нам давали по кусочку небольшому, все садимся, пьём чай. А нет, сначала мы Богу помолимся. Дедушка с бабушкой, мы на коленочки все, молитвы какие, садимся чай пить, Господа благодарим, папа с мамой берут Евангелие и читают.» (Торопецкий р-н Тверской обл.; АГ).
Иногда в субботу запрещались определенные виды работ, потому что считалось, что в этот день был сотворен мир: «У субботу не монна сновати — свит сновауся. Нихто николи не сновал»; «У субботу никто не снуе: казали, свит основауса у субботу»; «У суботу хат не белили — у суботу свит сновауся» и т.д. Иногда запрет на снование в этот день мотивировался тем, что в субботу «Исус Христос лежал во гробе».
В то же время суббота оценивается как день, благоприятный для начала разного вида работ: так, можно начинать сеять в субботу, так как это «толстый» день: «У субботу можна зажинати: легші будуть» ; «Копанье и еду картофеля, как и других овощей, следует зачинать в тот именно день недели, в который приходилось Благовещенье: овощи не будут червивы и не станут гнить. Но если этот день не помнится, так, по крайней мере, следует делать почин копанья в субботу». В субботу можно было переходить в новый дом: «У суботу начинауся свет, у суботу вечаром выбирались у новую хату». Суббота, как и четверг и вторник, считалась легким, благоприятным днем для начала какого-либо дела.
Суббота могла оцениваться как благоприятный день, но в который не следует начинать какого-либо дела, так как его нельзя будет закончить: «В субботу лучше не начинать, она день-то хороший, удачный, только всё, что в субботу начинается, только по субботам и делается. Раз в субботу начал — целую неделю потом руки не дойдут доделать, опять субботы ждать» ; «В <.> субботу нельзя начинать работы <.> если начнешь, то не кончишь». Существует и противоположное представление: в «субботу не следует начинать нового дела, потому что и свет (творение) в субботу кончился».
Рождение в субботу предвещало новорожденному счастливую судьбу: «"Субботники" счастливее и задачливее всех предшествующих: они живут "с працы рук", и хотя не делаются богачами, зато им незнакома бывает и бедность»; «Хто радзщца у сыботу, той будзе так сабе чалавек сярэдт, але ён будзе вельм1 вясёлы й прыемны у бяседзе. Яго усе будуць кахаць. Ён доуго пражыве, покуль згубщь усе зубы». Однако девушка, родившаяся в субботу, могла быть бездетной: «Як дивчина народыцця у субботу, дэтэй не буде у ей» (Любешовский р-н Волынской обл.; ПА).
Кроме того, суббота — это еще и поминальный день. В некоторых местах в субботу каждой недели поминали умерших дома. В текстах с «недельным расписанием занятий» помимо домашней уборки и бани субботе могло приписываться и значение поминального дня: «Во субботу все померших поминают» (Каргопольский р-н Архангельской обл., 1996 г.; КА); «В субботу родителей поминали», «В субботу — по родителям ходила». Субботняя молитва (существовали специальные молитвы на каждый день недели) могла быть посвящена родителям (Талицкий р-н Свердловской обл., 2001 г.; УрГУ); «В субботу тоже молитеся Божией Матери и большинство кто тамочки есть, знакомый... близкий, близкий, за... за упокой. [За упокой, да?] За упокой. Вспомни. вспомните. Помяни, Господи, душу усопшего. за покой- то там Ивана, Степана, то. помяни душу его Царство Небесного. И всё. Вот, поделай это. Помяни душечку, Царствие Небесного. М-м, со святыми упокой» (г. Тульчин Винницкой обл. Украины; ЛАА). Известны специальные поминальные (родительские) субботы: «[День, когда поминают умерших?] Родительска суббота называлась. [Их много в году?] Да их много. Так я не знаю, ну... когда оне, но их много. [Что в эти дни делают?] Поминают родителей» (Каргопольский р-н Архангельской обл., 2000 г.; КА). В славянской традиционной культуре суббота ассоциируется со смертью, потому что это последний день недели.
Вероятно, поэтому суббота иногда называется вдовьим днем, в этот день нельзя было играть свадьбы: «У суботу [свадьбу] не играют — то удовский день»; «Свадьбы уж в какой день только не играют, вот в какой время свободное есть, хоть в четверг, хоть в понедельник. Только не в субботу — она день непарный, ничем хорошим это не кончится. Обязательно кто-то из них или жених, или невеста, без пары останется, субботу пару уведет себе». Иногда в гаданиях на сон суббота называется сиротой или вдовой: «А потом завораживаются еще: "Воскресенье с понедельником, вторник со средой, четверг с пятницей. А суббота — сирота. Ты мне скажи сущую правду, приснись мне хороший сон"» (Каргопольский р-н Архангельской обл., 1996 г.; КА); «Воскресенье с понедельником, вторник со средой, четьверк с пятницей. Суббота-сирота, покажи мне во сне моево богосуженово» (Каргопольский р-н Архангельской обл., 1998 г.; КА); «А ты, субботушка, — вдовушка, сиротинушка, на тебе не женятся, не венчаются, на тебе только сны сбываются».
Таким образом, нельзя согласиться с выводами о том, что суббота оценивалась народной традицией как несчастливый, неблагоприятный день недели, хотя есть ряд представлений, которые говорят об этом. Суббота действительно во многом находилась «в зависимости» от воскресенья, поэтому с этим днем связан ряд запретов и предписаний (не петь песни, не веселиться, вымыть дом, пребывать в чистоте, как духовной, так и физической). В то же время это день, благоприятный для разных работ. Суббота — последний (перед воскресеньем) день недели, вероятно, с ним связывается идея полноты, законченности, поэтому он иногда противопоставляется понедельнику как первому, несчастливому дню недели: «Нет легче дня против субботы (а тяжелее понедельника)».
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА АМОСОВА; Европейский ун-т в Санкт-Петербурге