Языческие боги саамов
В древности саамы поклонялись трем идолам, не исключая и других, более мелких по значимости. Самым главным считается Тор или по-другому - Торден, который может сравниться по сходству со шведским Громовержцем или Тором.
Чаще всего его называют Тирм, и это значит следующее: «все, что производит грохот и шум». Символом Тирма либо Тора служит лук со стрелами, направленные в дьяволов. Поклонение Тирме и Тиорме является у саамов главным вероисповеданием потому, что только в его власти находится жизнь и здоровье людей. Также саамы считают, что смерть не наступит без воли Тирма, что он в силах отпугнуть злых духов и разного рода нечисть, которые мешают охоте, рыболовству и другим сельскохозяйственным промыслам, наказывая народ за нанесенное зло.
Следующим по значимости считается Бог Сторюнкар. Его также называют и Стурра Пасса, то есть Великий Святой. Это можно проследить по песням, которые поются во время его восхваления и приношения ему жертв. Идол пользуется большим уважением, к нему чаще, чем к другим, обращаются в молитвах и воздают ему самые большие почести. Главным образом его почитают за то, что он одаривает людей своей милостью. саамы верят, что он имеет власть над фауной, то есть, животным миром и дикими зверьми. Если Айке и Тирм управляют идолами, демонами, бесами и людьми, то Сторюнкар - только животными. Именно эти два Бога считаются главными и характерными для данного народа.
Третьим по значимости считается Солнце, саамы именуют его Байве. Его восхваляют в качестве источника света и тепла, чтят как Бога произрастания. саамы наделяют его заботой об оленях, считают, что оно их согревает, наделяет потомством, помогает этому потомству расти и крепнуть.
Всех этих трех основных идолов саамы почитают каждого по отдельности особым культом. Проявляется это в том, что каждому Богу посвящают свое место, в котором располагаются особые символы и образы, отвечающие их характеристикам и качествам.
Фигурки и образы Богов у саамского народа соответствуют конкретным символам. Если говорить о Торе или Тормезе, то он непременно изготавливается из дерева, именно потому и носит название Muora Jubmel, то есть - деревянный бог. Солнце саамы никак не изображают скорее всего потому, что оно постоянно на виду, либо потому, что данный Бог приравнивается к Тору. Сторюнкар изготавливается из камня. Случается, что одновременно к изображению одного Бога добавляют второго или третьего. Именно поэтому в одном символе их бывает несколько. Тогда изображение первого именуют Сторюнкаром, второго - его супругой, а третьего - дочерью либо сыном, остальных же - слугами или другими родственниками.
Следует отметить, что приносят жертву идолам или совершают разные ритуалы только лишь мужчины. Женщинам не позволяется участвовать в обрядах. Кроме того, перед тем, как совершить жертвоприношение, саамы определяют нужны ли они на данный момент богам, гадая перед этим. Происходит это с помощью особого инструмента, который называется «Каннус», он похож на барабан древних племен и именуется в наше время саамским барабаном. Во время пения священных песен они ударяют в этот барабан и подносят Тору то, что планируют принести ему в жертву, согласием служит знак по движению медного кольца. Тогда жертвоприношение происходит согласно традициям и торжественному ритуалу с песнями и восхвалениями. В противном случае, жертву предлагают Солнцу, а потом и Сторюнкару в последовательном порядке до тех пор, пока не найдут идола, готового принять подношение.
Как правило, в качестве жертвы, саамы подносят оленей, но бывают и исключения из правил. Так, согласно словам саама Спирри Нильса, могут подойти и иные животные, например: собаки, кошки, овцы либо домашняя птица. Ритуал жертвоприношения происходит два раза в год. Первый - летом, в то время, когда земля покрыта березовыми ветками. Второй - зимой, когда земля устилается ветками от сосны. Принося подаяние Богу Солнца, саамы готовят самок оленей, избегая самцов, стараясь выбрать молодую особь. Происходит это потому, как на жертвеннике не может быть оленьих рогов.
Следует немного добавить и о привидениях Юлей («Juhl»), они также именуются как Juhlafolnet. У них не существует собственных идолов или изображений, как у маны. А местом воздаяния почестей может стать любое дерево. По рассказам Самуила Реена: «В канун праздника Юлей, который у саамов именуется Рождеством, и в день самого праздника, они проводят суеверный ритуал в честь кружащихся по воздуху Юлей (Juhl), которые в эти дни, по их легенде, блуждают по соседним лесам и горам». Данное сказание могло дойти до саамов только с началом христианства, которое зародилось после людей, приплывших к ним на кораблях.