Сказание о забытом псковском князе – Тимофее Довмонте

Сказание о забытом псковском князе  – Тимофее Довмонте

Книгу об одном из самых известных псковских князей – Тимофее Довмонте представил сегодня в областной краеведческой библиотеке писатель Тимофей Рахманин.

Интересно то, что автор романа по профессии инженер-строитель, но его так горячо заинтересовала личность князя, что он 3 года провёл в областной краеведческой библиотеке, изучая по летописям жизнь Довмонта. Писал книгу в свободное от работы время.

Сейчас свет увидели первые 2 из трёх томов, которые описывают жизнь князя с 1257-го по 1270-й год. Тираж романа пока только 50 экземпляров, но автор планирует издать ещё 1000 копий. Также в планах у инженера и писателя – создание памятника Довмонту в Пскове. Как заметил автор, согласно его исследованиям, большинство псковичей уже не помнят, что сделал князь для города. Точной и подробной литературы на эту тематику у нас также очень мало.

ТИМОФЕЙ РАХМАНИН, АВТОР КНИГИ «СКАЗАНИЕ О ЗАБЫТОМ КНЯЗЕ «НЕ ТЕРПЯ ОБИДИМ БИТИ»:
Когда я писал книгу, я старался придерживаться исторических фактов. Это художественный в общем-то роман исторический, на основе летописей. Всё, что я там написал, я могу оспорить, доказать. Причём, опровергнув ряд основных существующих версий по многим позициям именно в истории о Довмонте.
Регина Кадырова


ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №8 (9604), 27/02/2013
Почему в истории затерто имя Довмонта?

Исторический роман «Сказание о забытом князе» с подзаголовком «Не терпя обидим быти» - первая увидевшая свет книга Тауфика Рахматуллина.

Это настоящее имя автора. Тимофей Рахманин - творческий псевдоним. Коллеги и друзья называют Анатолием Михайловичем. А коллеги, как ни странно - строители, потому что сам Анатолий Михайлович работает главным инженером в строительной компании «Реалстрой». «Творит» в свободное время, чаще всего это случается ночами на кухне. Любопытно, что родился он в Казахстане, школьником вместе с родителями переехал в Ташкент, там же окончил и автодорожный институт. В Псков переехал уже в конце 90-х...

- Анатолий Михайлович, чем же так зацепил псковский князь, что вы даже книгу решили о нем написать?
- Это получилось случайно. Первые впечатления после знакомства с псковским Кремлем были настолько сильными, что у меня сразу же родилась песня. В тот день там проходила экскурсия - мне показалось, что гости были из Эстонии, и я впервые услышал имя князя Довмонта. Мне захотелось узнать о нем побольше. Начал искать, и оказалось, что литературы... нет. Интернета в такой степени, как сейчас, не было, книга Валерия Воскобойникова «Довмонтов меч» появилась позже - ее я с удовольствием прочитал два года назад. Нашел некоторые статьи, но моего любопытства о Довмонте они не удовлетворили. Тогда, кстати, я писал совершенно другую книгу, которую впоследствии забросил. Довмонт пересилил.

- Разве роман о Довмонте - не первое ваше произведение?
- Первое, но раньше я пытался написать другую книгу, несколько в другом формате. Действие происходит в доисторические времена, и сюжет, скорее, фантастический. Если честно, то я давно хотел написать что-то историческое. А тут нашел действительно захватывающую для себя тему. Кстати, история мне всегда была интересна. И еще в детстве, читая про Ледовое побоище, я всегда завидовал псковичам. Думал, в каком же замечательном городе, где все дышит историей, они живут. И уже после того, как переехал в Псков, вспомнил свои детские мечты. Здесь же и Довмонтом увлекся. В первую очередь, разумеется, обратился к историкам. Те «отшили» в очень вежливой форме и под благовидными предлогами. Ссылались на то, что они специалисты совсем по другим периодам, переадресовывали к своим коллегам, советовали поискать в одном, другом месте... Советовали даже съездить в Москву. В итоге я начал ковыряться в различных источниках. А потом эта тема меня так засосала, что выбраться из нее можно было только одним способом - окончательно во всем разобравшись.

- Разве можно «разобраться окончательно» в истории 700-800 летней давности?
- Когда начинаешь читать летописи, поражаешься многим фактам. Я не скажу, что сделал открытие, но хотелось бы быть максимально правдивым. Ведь историю нам часто преподносили не такой, какая она есть на самом деле. Вот самый простой пример. Какое самое крупное сражение 13 века? В школе нас учили - и мы так считаем, что это было Ледовое побоище 1242 года. Однако на самом деле таковой являлась Раковорская битва 1268 года, и русской дружиной командовал князь Довмонт. Не верите? Хорошо, рассмотрим факты. Да, Ледовое побоище было серьезной битвой, Александр Невский разбивает 14-тысячную немецкую армию, где погибает несколько тысяч кнехтов, а рыцарей, по ливонским сведениям, погибает 26, по русским летописным данным - 50. Раковорская битва была гораздо масштабнее - разбита 30-тысячная ливонская армия, погибли больше тысячи рыцарей. Точного числа, конечно, мы не знаем, но есть источники, в которых утверждается, что погибли 1350 братьев, а братьями называли только рыцарей, «а черного люда погибло без числа...» И о том, что Раковорская битва гораздо масштабнее Ледового побоища - нигде ни одного слова. И вообще, у этого сражения очень интересная предыстория. Есть также куча летописных свидетельств о том, как Довмонт малым числом разбивает целые армии. Я ничего не придумывал, об этом знают все историки, непонятно одно - почему об этих событиях умалчивается. Ни строчки в учебниках истории. Ведь это примеры подвигов и героизма русских воинов и самого Довмонта, неоднократно проявлявшего чудеса личного мужества. Ведь это подвиги, которыми мы должны гордиться!
Некоторые историки вообще считают, что Довмонт оказал влияние на ход развития истории всей восточно-европейской цивилизации. Но имя его было затерто. Почему? Потому что он родом не из Рюриков. Многие считали его пришлым литвином. А я считаю, что он - русский, потому что Довмонт был родом из города Крево, слово это произошло от «кривич», а псковичи - это те же племена кривичей. Сейчас можно спорить, почему к Довмонту прицепилось имя литвин, но фактически Довмонт - славянин, кривич родом.

- Вы в этом уверены?
- Это небезосновательная версия. Я не историк, но я преподношу вещи так, как их понимаю, как вижу, как раскопал. Есть моменты, которые меня очень смущали. Например, в трудах, которые преподносятся как учебные пособия, пишется, что в таком-то году магистр Отто фон Ригенштайн осаждал Псков. В других источниках упоминают Отто фон Лутенберга (или Луттерберг). И еще спорят - кто же из магистров - Лутенберг или Ригенштайн? На самом деле это вообще оказалось одно лицо. И таких вещей и несоответствий в летописях и учебных пособиях встречается масса. Есть источники, где говорится, что в Раковорскую битву «князь Георгий Московский бежал с поля битвы». И это, возможно, стало одним из самых серьезных поводов для того, чтобы, пытаясь, сохранить честь московских князей - умалить значение имени Довмонта, только ради этого могли «затереть» целую Раковорскую битву. Почему ни школьникам, ни студентам не рассказывают об этом серьезном сражении, одной из важнейших битв того периода? Значит, никак не хотят признать, что князь Довмонт в свое время так же, как и Александр Невский, выступил в роли человека, спасшего Русь. Вот о чем надо говорить.

- По некоторым спорным моментам оппоненты у вас уже появились...
- На самом деле я растерялся, когда на презентации романа в библиотеке мне констатировали как постулат, что Довмонт не был канонизирован. Я не смог назвать конкретные документы. Точных сведений об этом нет, как не сохранилось и конкретной даты, что, мол, в такой-то день, такого-то года его провозгласили святым. Довмонта начали почитать сразу после его смерти, а, возможно, еще и при жизни! Никто этого не знает. Некоторые источники называют 1374 год, через 75 лет после смерти князя. Говорят, есть какие-то записи в церковных книгах. Я их лично не видел, но служители церкви утверждают, что служба князю Довмонту ведется уже с 14 века. Конечно, это все надо изучать и проверять специалистам, но у меня нет оснований не верить этому, мало того - очень хочется в это верить! На самом деле у меня появилась версия, и это серьезное заявление - а не на основе ли жития Довмонта написано житие Александра Невского? Древние летописцы всегда использовали уже существующие тексты, это считалось нормальным явлением, и в этих двух текстах есть похожие места. Александра Невского канонизировали уже в 16 веке, Довмонта все-таки, как мне кажется, канонизировали раньше - утверждать не буду, но это мое мнение. Повторюсь - более конкретно на эти вопросы могут ответить только профессионалы. Почему его не сделали всероссийским святым? Мне кажется, лишь потому, что у псковичей тогда не было своего митрополита. А новгородцам очень не нравилось то, что именно при Довмонте град Псков перестал им подчиняться и фактически стал независим. (Хотя официально это оформлено позже). Поэтому почитание носило местный характер. Если бы во Пскове был свой Владыка, наверняка все было бы по-другому.

- Как вам удалось добраться до летописей?
- Нет, я не работал с оригиналами. В библиотеках существуют переводы летописей - то есть до слова, до запятой, до точки. Я уже научился очень многое понимать в этом процессе, возможно, теперь и оригинал смог бы осилить. Работал преимущественно в псковских библиотеках, если был в командировке в Москве, посещал столичные библиотеки. Переводов очень много, их десятки. Я просто тупо выписывал все сведения, что находил о Довмонте - по годам, со всех летописей, раскладывал, сравнивал - в чем похожи, в чем разнятся. Думаю, если бы этой темой заинтересовались профессиональные историки, труд получился бы значительно серьезнее и интереснее. И все-таки я смею надеяться, что выводы, к которым я пришел, не сильно противоречат исторической правде. Например, считают, что Довмонт является убийцей первого великого князя Литвы Миндовга. Есть также версия, что Миндовга убили сродники. В других летописях пишут, что его убил князь Гердень, будущий полоцкий князь.

- Существует также мнение, что Довмонт был сыном Миндовга...
- Я пытался сравнивать многие версии - не получается, что он был сыном Миндовга. Потому что эта надпись появилась в бархатной книге России, созданной в конце 17 века, в 1687 году, где содержится вся родословная русских царей. Во всех летописях прославляют имя Рюриков, потому и «затиралось» имя князя Довмонта, это видно по летописям. Во многих записях невольно приходилось сомневаться - поверьте, я не делал скоропалительных выводов. Например, пишут, что в Раковорской битве войсками командовал князь Дмитрий, а ведь ему на тот момент было всего 17 лет, возможно ли такое? Во всех существующих на немецком языке летописях, не переведенных на русский язык, немцы говорят о другом герое, князе Довмонте. Почему? Неужели они стали бы так своего врага прославлять? После Раковорской битвы громадные потери понесли новгородцы, смоляне, тверичи, и только один Довмонт стал преследовать отступающую ливонскую армию, и, как пишут, дошел до самого Поморья. Мало того, после Раковорской битвы крестоносцы, собирая огромные армии, не идут мстить Новгороду, Смоленску, Твери или еще куда-то. Они целенаправленно, несколько раз подряд, идут на Псков, мстить Довмонту. Эти факты волей-неволей заставляют задуматься, но спорить можно до бесконечности... О той же битве пишут, что один из участников битвы - князь Михаил, сын князя Ярослава Ярославича. Когда я изучал участников сражения, выясняю, что князь Михаил вообще к тому времени еще не родился. Как? Почему? Начал копать глубже и нашел причины, почему летописи пишут именно так... И таких нестыковок великое множество! И все эти нестыковки я попытался логично выправить и превратить в захватывающий роман. Некоторые факты в книге я помечаю, о некоторых даже не упоминаю, чтобы лишним грузом не заморачивать читателя.
Какие-то несоответствия читатели все равно найдут. Не надо забывать, что это художественное произведение. Тем не менее, если я написал, что псковичи в городе приняли решение строить печи, то я это не придумал, об этом даже археологические раскопки говорят. И уже в 13 веке печи в Пскове и Новгороде были. Понятно, что не у всех, но я предположил... Историки могут спорить, что Плоскую башню построили в 14 веке, но на этом месте, на углу, башня должна была стоять еще раньше. Сама стратегия обороны крепости в любом случае подразумевает башню именно на этом месте. Ведь предки наши были людьми очень даже не глупыми. Но так как ее называют Плоской, то я и пишу Плоская. Если пишу, что воинов Довмонта похоронили под определенной церковью, то на самом деле при археологических раскопках там были обнаружены захоронения литвин. А кто такие литвины? Тут чужаков не хоронили, это могли быть только воины князя Довмонта. На такие мелочи кто-то даже внимания не обратит, для других же это будет принципиально важно. Я заранее прошу прощения у «высоких спецов», историков и археологов за многие «искусственно» допущенные ошибки, за некоторые моменты, где я самовольно «перенес» быт 15 века в 13-й, и т.д. Ведь это все-таки роман... Мне лишь хотелось сделать так, чтобы читатель мог красочнее представить образ Пскова... Не имел права я изменять лишь исторические события...

- Как скоро вы планируете закончить работу над последним, третьим томом романа?
- Второй том заканчивается событиями 1270 года, осадой Пскова. Третий том логично должен завершиться смертью Довмонта. Теоретически я мог бы уложиться в 3-4 месяца, но... я пишу после работы, ночью, на кухне, когда есть силы и настроение. Не исключено, что год-полтора может уйти на работу. Но весь материал у меня уже собран.

- Так кем же вы все-таки себя считаете - строителем или писателем?
- Я слишком поздно понял, чем в жизни хочу заниматься. И кто я, не знаю. Скорее, все-таки, строитель. Если бы писательство кормило, забросил бы все и сел писать, потому что захватывающих, нетронутых тем - великое множество. И, конечно же, эти темы были бы патриотическими, как в этом романе. Именно патриотизма сейчас не хватает нашей молодежи, да и не только молодежи...

- О хобби, наверное, уже глупо спрашивать. Похоже, что все свободное время сидите в библиотеках или за компьютером...
- В основном, да, но как обычный человек я люблю рыбалку, баньку, люблю семью свою, люблю с детьми на коньках покататься - это нормально.

- Вы обмолвились, что начали осваивать старославянский язык, а как насчет других языков?
- Я - татарин, знаю татарский. Я жил в Казахстане, знаю казахский. Я жил в Ташкенте - говорю по-узбекски. Со временем, конечно, многое забывается. Не буду утверждать, что и сейчас смогу свободно общаться, но на уровне обычного разговора понимаю. И если быть откровенным до конца, конечно же, ни один из этих языков я не знаю так хорошо, как русский. Ведь мы все - дети СССР, и русский я знаю гораздо лучше родного. А бабушка моя 14 языков знала, причем, среди них были и европейские.

- Работа над романом, условно говоря, вышла на финишную прямую. А есть ли другая мечта, идея-фикс, захватившая так же, как и работа над книгой о Довмонте?
- Есть. Это мечта установить в Пскове памятник Довмонту, которого городу не хватает. Хотелось бы эту тему поднять на более серьезный уровень. Конечно же, о роли Довмонта в истории России можно спорить - хотя, на мой взгляд, она очень весома. И для Пскова князь Довмонт однозначно сыграл громаднейшую роль. Мы давно уже собираем подписи псковичей на установку памятника. Уверен, что памятник обязательно должен стоять в центре города...
Лариса АНДРЮШИНА.

Добавить комментарий




Top