Радуница (радоница, радоницы, радавница, радованец, радуниц)
В различных регионах Радуница отмечается в разное время в пределах трех дней: чаще всего во вторник, в десятый день после Пасхи; реже в Фомино воскресенье (Красная горка) или понедельник (в некоторых местах южной России и Сибири).
По народной этимологии, название праздника происходит от того, что в этот день мертвые встают из могил, слушают поминальную обедню в церкви за алтарем, разговляются после Великого поста, присутствуя во время поминальной трапезы, и радуются, как Христову дню - Пасхе, так и тому, что их дети помнят о них. В народе верили, что те родители, дети которых не приходили поминать в Радуницу на кладбище, не радовались, а плакали весь праздничный день. Несмотря на поминальный характер, Радуница считалась веселым и радостным праздником: "Веселы песни о масленице, а веселей того - о Радунице", "веселая масленица - бесстыдная горе пьяница, а гульливая Радоница - светлой радости приятельница". Поминовение умерших весной,перед началом сельскохозяйственных работ,генетически восходит к культу предков и было призвано обеспечить их поддержку и покровительство в крестьянской труде.
На Руси Радуница отмечалась с давних пор, хотя еще в сборнике постановлений всецерковного собора 16 в. в "Стоглаве" формы ее празднования осуждалось церковью. В то же время, поминовение считалось богоугодным делом. В народе поговаривали, что, если бы в день Радуниц случился конец света, то вышедшие из могил "родители" вместе с поминавшими их потомками прямо предстали бы перед Господом Богом в раю. Во многих местах крестьяне верили, что раньше Радуницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи.
Во вторник Фоминой недели в церквях после литургии совершается вселенская панихида, после которой каждая крестьянская семья с закусками и вином отправлялась на кладбище "угощать родительские душеньки". Угощение, устраиваемое как для живых, так и для умерших - "родителей" называлось "христосованием с родными". Обязательной его частью было одаривание умершего пасхальным яичком, которое закапывали около креста, клали целиком или крошили на могилу для птиц.
В народе верили, что птички, отведавшие угощения, заступятся за покойного на том свете перед Богом. В некоторых местах существовала традиция угощать "за помин души" как знакомых, так и незнакомых людей, с которыми встречались на кладбище. После поминовения родных, женщины-старушки отправлялись по могилкам знакомых, а всех, встречавшихся по дороге, чем-нибудь угощали (мучными изделиями, конфетами или рюмкой водки) и говорили: "Помяните моих родителей". Считалось, "сколько помянешь (в данном случае - раздашь), столько и на том свете дадут". Обычно перед трапезой с умершими разговаривали, приглашали их к угощению или рассказывали о своих радостях и бедах. Во многих местах, особенно в южных и северо-восточных губерниях России и в Сибири, в Радуницу женщины причитали и плакали над могилами, призывая умершего родственника выйти на белый свет из "темницы", прося его "подать голос". Подобный обычай назывался "оклички" или "окликание покойников". Плачи и причеты предшествовали веселой пирушке. Крестьянки, расставив угощения, приглашали покойников их отведать, зарывали в могилу яйца, поливали ее брагой или вином, чтобы угостить умерших.
В Рязанской губернии пировавшие на кладбище женщины выливали на могилу остатки вина в завершение трапезы, чтобы предохранить умерших от нечистой силы, с этой же целью остатки угощений кидали для кладбищенской нечисти, чтобы злые духи не тревожили умерших. В русской деревне говорили, что, если не угостишь "родителей" честь почести в Радуницу, самого на том свете никто не помянет, не угостит и не порадует. Крестьяне также верили, что разгневанные "родители" за неуважение к их памяти могли наслать на таких хозяев различные несчастья, падеж скота, пожар и тому подобное. Поэтому не только на Радуницу, но и в течение всей Фоминой недели многие хозяйки на ночь оставляли кушанья на столе, чтобы "покойнички, наголодавшиеся за зиму" отобедали, если вдруг заглянут в дом своих сородичей.
1) Ра до Ница > Ра до Низа > Свет достиг Низа то есть Земля прогрелась и можно сеять.
2) Иной образ - Свет достиг тех кто уже в земле.
3) Обратное прочтение: Радониц - ЦиноДар > Сына Дар > Сыновний день - как почитание сынами отцов и предков в земле лежащих.
Ведагор Донской