Весенние празднества в честь предков у славян

Весенние празднества в честь предков у славян

Весенние празднества в честь предков – это общеславянская традиция, которую восприняла и поддержала русская христианская церковь. После крещения Руси его стали отмечать, на так называемой Фоминой неделе, в первое воскресенье после Пасхи.
Либо в последующие понедельник или вторник (последнее распространилось особенно) или же и в понедельник и во вторник.

Открывались небо и земля весной, возвращались перелетные птицы, а вместе с ними спускались из небесного Ирия или поднимались из-под земли, мира нижнего, души усопших предков. И люди приветствовали их как живых, только невидимых, благодарили их за помощь «с того света», или просили о помощи и благословении.

На Радуницу издревле на могилы прадедов приносили вино и поминальную еду (кутью, яйца, блины и пр.) и питье (пиво, брагу), устраивали причитания а затем и игрища (игры, песни и пляски).

В связи с поминанием предков и посещением мест их упокоения есть и другие названия этого праздника — Навий день, Могилки, Гробки.

Первоначально в древности праздник, видимо, отмечался не один день, а дня в три. Что и отразилось в поговорке про Радуницу: «На Радуницу до обеда пашут, в обед плачут, а вечером пляшут». Или "На радуницу до обеда пашут, по обеде плачут, а вечером скачут."

Возможно в первый день проводили обряды, связанные с почитанием Матери-земли, что дает последний приют усопшим людям и заклинанием будущего урожая. Древние земледельцы верили, что умершие предки, похороненные в земле, способны повлиять на будущий урожай, а значит и на благополучие и достаток живых потомков.Эти древние представления о связи предков с урожаем отразились в и ныне живущих поверьях: «Вывози навоз в родительскую, хлеб уродится» и так далее.

Во второй день предков поминали и оплакивали, призывая, а на третий день, уже встретив, «совместно с ними» уже праздновали весну.

Источник

Добавить комментарий




Top