День Перемен. Коляда (25 декабря)
13 Бейлетъ,
(25 декабря)
День Перемен, Коляда..
Рождение Бога Коляды. Также в этот день Перун победил зверя Скипетра и освободил из Пекла наших Предков, завлечённых туда обманом.
Колядки празднуются с дня зимнего солнцестояния, когда день «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, и до дня Велеса. А так как по некоторым источникам считалось что Коляда сын Даждьбога то иначе праздник Коляды ещё назывался Даждьбожий день (в это время также была и самая длинная ночь поэтому она называлась ночью Карачуна т.е. день укороченный). Это был день пиршеств, еды, веселья, жертвоприношений: «Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: – Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!».
Всем известно, что «колядовать» – петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество. И как-то принято считать, что колядки связаны с Новым годом. Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды – рождение юного Бога света и тепла. Происходило это на нынешний день солнцеворота (21-25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок – «щедровки»? Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами – знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь – пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла.
А вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». «По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был Бог пиршеств и мира и хотя по созвучию можно производить Коляду от Римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками. У Чехов, Болгар и Сербов Koleda, а также wanoenj pиsnиeky значит — святочная песнь, chodиtи po Kolede, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто, что может дать. Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat – благословлять дома… Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год… Наконец от слова колядование произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе Богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала (митр. ростов.) в своей Четьи Минеи упоминает о Коляде, как о шестом Боге, Боге празднеств. Коляда, в южной и западной Руси, собственно накануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…
Профессор Снегирев говорит (См. Русс.. Прост, празд. и суев. обряды. Вып. 11, 1837 г., стр. 29) что под Москвою был обычай называть сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сейчас — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ея имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийския губернии в XV веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Новогорода»… – и проч.
В Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжение 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня (вообще-то, на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена наших пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации).
В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем. В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Торопце, Псковской губернии святки слывут «Субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются.
Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины (Карамз, И.Г.Р.т.9, 2 издание) Петр любил, святочные игрища, в которых сам принимал, участие, как было выше нами замечено. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями. В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то, как народная забава… Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью….»