Пчелы и муравьи были принесены с Венеры в назидание человечеству
"Пчелы и муравьи были принесены Вел. Уч. с Венеры в назидание человечеству" /письма Е.И.Рерих, 14.08.36/
Пчелы - общественные насекомые (живущие общим "бытом", "хозяйством"), великие труженники, четко и рационально организующие свое существование.
Строительный инстинкт медоносной пчелы.
Только человек ограниченный может рассматривать удивительное строение сота, столь прекрасно приноровленного к своему назначению, не приходя в крайнее изумление. По свидетельству математиков, пчёлы на практике решили трудную задачу устроить ячейки надлежащего объема для помещения в них возможно большего количества мёда при затрате на их устройство возможно меньшего количества драгоценного воска. Было замечено, что даже для искусного рабочего, снабженного необходимыми инструментами и мерками, было бы очень трудно сделать восковые ячейки надлежащей формы, тогда как это осуществляется массою пчёл, работающих в темном улье. Можно как угодно относиться к инстинктам, но кажется на первый взгляд совершенно непонятным, как пчёлы могут вывести все необходимые углы и стороны или узнавать, что все сделано правильно. Однако трудность не так уж велика, как вначале кажется; я думаю, можно доказать, что вся эта прекрасная работа определяется несколькими простыми инстинктами.
Форма ячейки находится в тесной зависимости от присутствия соседних ячеек. Исходя из великого принципа градации, посмотрим, не откроет ли нам сама природа метод своей работы. Ячейки медоносной пчелы расположенны в два слоя; каждая ячейка, как хорошо известно, представляет собой шестигранную призму, у которой нижние края шести граней срезаны так, что образуется вывернутая пирамида из трех ромбов. Эти ромбы имеют определенные углы, и три ромба, образующие пирамидообразное основание отдельной ячейки на одной стороне сота, входят в состав оснований трех прилежащих ячеек противоположной стороны.
Что касается образования воска, то мы знаем, что пчёлы часто очень нуждаются в достаточном количестве нектара. Пчелиный улей употребляет от 12 до 15 фунтов сухого сахара для выделения одного фунта воска; отсюда следует, что для выделения воска, необходимого на постройку своих сотов, пчёлы должны собрать и потребить огромное количество жидкого нектара. Кроме того, во время процесса выделения воска многие пчёлы остаются бездеятельными по целым дням. Но для поддержания большой пчелиной семьи в течение зимы необходим большой запас мёда, обеспечение же существования улья зависит, как известно, преимущественно от возможно большего количества пчёл. Отсюда, экономия воска и сбережение вследствие этого большого количества мёда и времени, употребляемого на собирание мёда, должно представлять собою существенный элемент преуспеяния какой-либо пчелиной семьи. Конечно, успех в жизни вида может зависеть от числа его врагов, паразитов и совершенно особых причин и в таком смысле не зависеть от количества мёда, которое может быть собрано пчёлами.
Самый удивительный из всех известных инстинктов - строительный инстинкт пчелы.Та особая семья, которая устраивает наилучшие ячейки с наименьшей затратой труда и теряет наименьшее количество мёда на выделение воска, наилучшим образом преуспевала и передала свои вновь приобретенные инстинкты бережливости новым семьям, у которых в свою очередь будет наибольшая вероятность успеха в борьбе за существование.
Каждый трудится индивидуально, но на Общее Благо.
"Пчела, собирающая мёд есть древнейший символ ученичества" /Письма Е.И.Рерих, 17.04.36/
Как возникло сообщество пчел?
В глубокой древности медоносные пчелы жили в одиночку. Адаптируясь к резко меняющимся внешним условиям, пчелы объединились в небольшие колонии. В процессе микроэволюции, то есть непрерывного совершенствования способа жизни внутри вида, женские особи обособились в две разновидности: рабочие пчелы и матки. Роль маток постепенно ограничивалась и свелась только к кладке яиц, а число маток сократилось до одной. Рабочие пчелы заботились о кормлении личинок, сборе корма, строительстве сотов и т. д. В связи с этой деятельностью у них сформировались новые органы, а функция их яичников атрофировалась.
Распределение обязанностей в семье уменьшило самостоятельность ее членов. Их жизнь стала зависеть от всего сообщества. Пчела самостоятельно может прожить не более суток, а в семье несколько месяцев.
Благодаря общественному образу жизни пчелы приспособились делать большие запасы корма, охранять гнездо, регулировать микроклимат.
Что объединяет пчел в семью?
Всех особей пчелиной семьи объединяют: происхождение (все пчелы и трутни являются потомками одной матки); забота о потомстве (кормление расплода, защита гнезда и регулирование микроклимата своего жилища); неспособность членов сообщества к самостоятельному существованию; ( в связи с этим вспоминаются слова Е.И.Рерих /18.01.36/"При единстве Бытия, при законе взаимообмена всякая обособленность приводит лишь к отмиранию или смерти")выполнение определенных работ отдельными особями и группами пчел в зависимости от возраста и физиологического состояния их организма.
Какую роль играют феромоны в жизни пчелиной семьи?
Феромоны — биологически активные вещества, выделяемые пчелами в окружающую среду. Все особи пчелиной семьи выделяют феромоны, которые имеют непосредственное отношение к регулированию физиологического состояния и поведения членов семьи. Наиболее высокой активностью обладает феромон матки — маточное вещество. С его помощью матка привлекает, трутней во время брачного полета в воздухе и рабочих пчел внутри семьи, а также оказывает стерилизующее действие на рабочих пчел, предупреждая откладку ими неоплодотворенных яиц, и сдерживает выращивание в семье новых маток.
Помимо феромонов, связанных с размножением, в семье пчел существуют феромоны, регулирующие выполнение работ. Для охраны семьи от врагов существует феромон тревоги. Информацию о выполняемой работе несет комплекс феромонов, выделяемых насоновой железой рабочей пчелы.
Какую объединяющую роль играют сигнальные движения?
Сигнальные движения — своеобразный язык пчел, посредством которого пчелы обмениваются информацией о найденном источнике корма. Сигнальные движения не только указывают на место нахождения источника корма, но и позволяют вовлечь возможно большее число пчел на сбор нектара и пыльцы через контактное восприятие запаха цветков, который принесла разведчица.
Если медоносы находятся вблизи улья, то пчела выполняет круговые движения. Информацию о расстоянии до источника нектара пчелы передают с помощью виляющих движений брюшка и продолжительностью жужжания.
Каким образом пчелы различают запах отдельных цветков?
Пчела может различать свыше 40 видов пахучих веществ и некоторые из них улавливать в очень низких концентрациях. Обоняние играет существенную роль при отыскивании источников корма и мобилизации для его сбора. Пчела приносит вместе с нектаром запах растения, с которого он собран. Данный аромат пчелы воспринимают как сигнал к полету и поискам растения с таким запахом.
Каким образом пчелы ориентируются в пространстве?
Достигнув 10-дневного возраста, пчелы вылетают из улья. Во время облетов происходит изучение местности, знакомство с местонахождением улья.
Одним из ориентиров, помогающим найти леток своего улья, является запах семьи. Его распространяют пчелы, находящиеся у летка, которые специальными движениями обнажают пахучую железу Насонова. Запах секрета быстро распространяется и насыщает воздушный поток.
Ориентиром также служит цвет ульев. Если они окрашены в желтый, синий, сине-желтый, фиолетовый цвет, различимый пчелами, то пчелы ошибаются редко. “Компасом” для пчел на открытой местности является положение солнца и зависящее от него направление поляризованных лучей света.
По исследованиям австрийского доктора Фриша, они видят не только цвета, какие воспринимает человеческий глаз, но и до 30 их оттенков, неуловимых зрением человека.Однако предпочтительнее пчелы относятся к белому, голубому и желтому. Красный цвет они путают с черным. Вот почему принято красить ульи в предпочтительные цвета.
Американский ученый Дж. Л. Гулда в последнее время установил, что особенно быстро пчелы находят пищевые источники, окрашенные в фиолетовый цвет.
«Если кто-то наблюдал за работой пчёл, трудящихся над созданием сот, тот, может быть, разглядел в этой мистерии совершенный механизм природы, складывающий нектар в ячейки посредством правильного построения и распределения задач, а также неукоснительного соблюдения дхармы – закона». (Из писем из Гималаев)
Вся трудность в том, что если в случае с пчёлами работает механизм природы, то мы должны сначала осознать, каким образом составим с другими единый живой организм, в котором «действие общее есть общее благо».
«занятый строительством муравей, трудолюбивая пчела, вьющая гнездо птица аккумулируют, каждый своим скромным образом, столько же космической энергии в ее потенциальной форме, сколько Гайдн, Платон или пахарь, проводящий борозду – своим…»/ПМ, п.5, стр.36/
Именно деятельность, направленная на созидание, дает прекрасные плоды и приносит пользу.
«Мне очень хотелось бы, чтобы вы еще сильнее подчеркнули труд как главный фактор воспитания духа, причем указали бы, главным образом, на значение качества его. Также на совершенную необходимость умственного труда, ибо пот физического труда питает землю, то пот умственного труда претворяется лучами солнца в прану и дает жизнь всему сущему.Лишь умственный труд дает нам расширение сознания и тем приобщает к дальним мирам, ко всему Космосу, и устремляет к радости беспредельного совершенствования. Именно нужно воспитывать в себе радость беспредельному совершенствованию.» /Письма Е.И.Рерих, т. 1, стр 33, 11.10.35/
Говоря о муравьях, мы почти всегда подразумеваем муравейник. И это не удивительно. Одиночных муравьев в природе нет. Возникновение муравьев неразрывно связано с возникновением семьи (сообщества, общины) этих насекомых. Семья — постоянное, многолетнее объединение отдельных насекомых, взаимодействующих друг с другом, зависящих друг от друга и от общины в целом. Связь муравья с семьей столь велика, что изолированный одиночка неизбежно погибает. Поэтому муравейник нередко воспринимается как неделимое целое. Общинный уклад жизни сказался как на морфологии отдельных муравьев, так и на их поведении. Одновременно с развитием общественного образа жизни у муравьев происходило формирование в семье отдельных морфологических и функциональных групп, связанных с выполнением различных задач, стоящих перед общиной. Семья муравьев — многолетнее, четко организованное сообщество индивидов, состоящее из половых особей (самцов и самок), а также рабочих муравьев, которые являются недоразвитыми, бесплодными в обычных условиях самками.
Поскольку возникновение муравейника и дальнейшее его существование во многом зависит от самок, можно было бы предположить, что они в основном и определяют жизнь муравейника, поэтому самку стали называть «царицей».
Подавляющее большинство населения муравейника составляют рабочие особи, которые строят и охраняют гнездо, в котором обитает семья, добывают и доставляют в муравейник пищу, чистят и кормят самок и молодь, охраняют кормовой участок и т. д.
По мере роста муравьиной общины и укрепления ее целостности разделение функций становится все более глубоким: число профессий рабочих муравьев возрастает, а специализация каждой особи сужается. Основами для специализации рабочих муравьев стали их физиологическое состояние и психические наклонности. Рабочие муравьи из одного гнезда, очень похожие друг на друга внешне, сильно отличаются друг от друга по возрасту и физиологическому состоянию; они в разной степени инициативны и любознательны. Одни из них смелы и агрессивны, другие отличаются робостью. Один муравей находчив, но нетерпелив, другой — может, как автомат, многократно повторять однообразные действия. Соответственно распределяются и профессии среди муравьев. Для успешного существования муравьиной общины обязательно присутствие в ней всех характерных для данного вида специализаций (профессий) и оптимальное для конкретных условий соотношение представителей различных профессий.
ЯЗЫК ЖЕСТОВ МУРАВЬЕВ
То, что некоторые виды муравьев умеют говорить на языке жестов, ученые поняли давно. И даже выявили несколько «муравьиных знаков», но так до конца и не поняли, что же они означают. Язык пчел расшифровать удалось: несколько простых геометрических фигур, которые они описывают над ульем,—вот и весь лексикон. А вот наблюдения за муравьями ничего не дали: уж слишком сложный у насекомых «речевой аппарат»—шесть ножек, усы, челюсти. Жестов слишком много, а догадаться, что они значат, просто невозможно. Поэтому новосибирские ученые решили заставить муравьев говорить на заданную тему. Так выяснилось, что у насекомых есть своя система счета, они могут передавать почти неограниченное количество сообщений, сжимать их, придумывать новые слова и объяснять абстрактные понятия. Скоро, говорят исследователи, можно будет составить первый в мире человеческо-муравьиный разговорник. Ведь наш образ мыслей очень похож, говорят они.«Слушайте, ребята, но только внимательно! Пока вы тут бездельничали, я нашел еду, но лежит она далеко. Искать ее нужно так—сначала бегите вон по той дороге, затем по кругу, до десятой веточки. Отсчитаете от нее по часовой стрелке две палочки, и еда ваша»,—примерно такой разговор впервые удалось расшифровать российским ученым.
кооператоры
муравей-листорез
на водопое
добыча