Синеголовник - оберег от нечистой силы, колдунов и сглаза
Синеголовник (Eryngium), как и некоторые другие колючие травы, повсеместно применяется как оберег от нечистой силы, колдунов и людского сглаза. В ряде случаев в народе его могут называть именами других видов растений: чертополох, мордовник, столетник, бессмертник. Последние два названия заимствуются, видимо, потому, что засушенный чертогон внешне мало чем отличается от своего живого состояния. Магический смысл растения - гнать, всполашивать чертей...
«Говорят, что многие растения обладают свойством отпугивать нечистую силу, в число которых входят домовые, лешие, оборотни, черти и др., защищать человека от порчи и сглаза. Самое распространенное из них - чертополох. Одно его название говорит само за себя - чертей полошит. Под порог дома нужно положить чертополох, лучше с татарником (Onopordum), чтобы нечистая сила в дом не попала. Можно посадить чертополох и под окнами дома» (записано в 2005 году от Цалановой А.Н. в городе Ветлуга Юлией Шершневой).
Иногда указывают другие места для положения магической травы в доме - как правило, это пограничные пространства (порог, ворота, над дверью, угол, сени, окно): «Раньше во всех домах над дверью лежал кустик чертогона. Говорили, что чертогон выгоняет из дома чертей» (записано летом 2005 года от Л.И.Бердниковой Ольгой Спицыной)
«От нечистой силы существует растение чертогон. Его помещают в угол какой-либо комнаты, особенно в сенях, чтобы нечистая сила не смела шагнуть за порог дома» (получено осенью 2005 года от Кристины Наевой в деревне Надёжино Ардатовского района Дмитрием Дорониным).
«Вот от нечистой силы бессмертник хорошо помогает. Только вот надо знать, куды его класть-то. Вот бабка Маша кинула его в угол - ей всю ночь черти снились. Бессмертник надо класть над дверью или над окном. А то влезят черти-то и покорят душу. Будешь в бесовом плену» (записано летом 2005 года от Лосевой М.С., 1928 г. р., в с. Филинское Вачского р-на Л.Лосевой )
«Трава есть такая. Колючая такая. Этот человек знает колдовство - он не прийдет ни за что! Не подойдёт, не прийдёт к тебе! Над дверь ты ее положишь - эту травку - и всё» (записано в 2005 году от К.И.Сениной, 1946 г. р., в селе Гремячево Кулебакского района Дмитрием Дорониным). Почему же колдун не придет ни за что? - «Чертополох очень колючее растение, и нечисть очень боится уколоться, потому проникнуть в дом нет возможности. Колдуны боятся его и ничего не сделают» (записано в 2005 году от Ляпиной Н.А., 1943 г. р., в д. Фатьянково Перевозского р-на Д.Е.Горюновой ). «Чертополох у нас называют «шишебарник», «чертогон-трава», «басурман-трава» или «басурманник». Раньше чертей называли шишами. Значит, разгоняет чертей, прогоняет всякую нечисть. Слово «басурман» пошло от монголо-татар - «враг», т.е. прогоняет врага. Наверное, он получил такое название из-за его внешнего вида. Стебель твердый, листья жесткие, а сам колючий. Отпугнет кого угодно. Иногда можно услышать, что его называют татарник» (получено осенью 2004 года от Е.Тургунбаевой в Большом Болдине Дмитрием Дорониным).
Синеголовник применяют как оберег не только для людей, но и скота:
«Есть трава, ее много было на Калушках. Она вся колючая как кактус. Чертополохом зовут ее. Раньше держали корову, - вот эту траву, пучок вешали у входа. Она не пускает нечистую силу» (записано осенью 2005 года от Гусевой Т.И. в с. Соломаты Чкаловского района С. Гусевым).
Описание поисков чертогон-травы - тоже обряд: «Баушка ище говаривала: «Ищи светок, 40 шапок на ём должно быть, - выкоренивай. Коренишь, - читай 40 «Богородиц», вешай на дворе нат коровой. Порчу-ту уж ни навёдут» (записано осенью 2005 года, от Макаровой А.И. в с. Соломаты Чкаловского р-на А.Рекушиным).
В некоторых случаях эта трава действует как активное орудие против нечисти, а не как пассивный оберег: «Были у нашей деревни два человека, баяли, шо воны у чартей превращались и пугали баб да девок на посиделках, в избы не давали возвертаться. Стары люди их надоумили: набрать шишек чертовой травы да и бросить в их со богом со Христом и молитовкой. И шо ты, мила мая, думаешь? Стали девки в их чертяшником, шишабарами бросать, а те давай блажью орать, так и згинули и боле про их нихто не слыхивал» (записано в 2004 году от Семенковой О.И. 1926 г. р. в Большом Болдине Е.Тургунбаевой ).
Как орудие активного экзорцизма колючая трава применяется и в тюркских культурах Алтая: «Вот раньше у нас в поговоре, мама тоже рассказывала, - человек иногда заболевает: со всякими чертями разговаривает и всякие эти... Он как бы превращается в алмыса - в чёрта. Убегает от людей, - но, вот, шизофрения по-вашему, по-русски получается. Человек нормально живёт-живёт и становится как бы шизофреником. Вселяется дух алмыса в человека. Ну, бывает такое явление. И чтобы вылечить вот этого человека, люди ловили вот этого человека: у него ногти становятся как будто длиннее и твёрже, что ли, - такое явление происходит. И чтобы предотвратить это явление - ловили человека, вводили в баню и хлестали вот этой тецнеком - вот такое растение, у него шипы длинные. Хлестали до тех пор колючим, и вот этот человек должен в конце концов выговорить слово «алмыс». И когда только он произнесет это слово - он вылечивается и становится как бы прежним. Но - вылетает из него дух алмыса, и он становится обратно нормальным человеком. Это мама нам все рассказывала - говорит, при ней такое было. Только так и лечили. В Язуле это было, там у мамы родня была - старая бабушка. В наше, научное время - это говорится как «шизофрения», а тогда у людей говорили, что это от алмысов. И так вылечивали много, говорят» (записано в 2003 году от Мансыровой М.М. 1928 г. р., Теленгит, сёок Jабак в п.Улаган Улаганского р-на Республики Алтай Дмитрием и Татьяной Дорониными).