Магические и целебные свойства ежевики

Магические и целебные свойства ежевики

Ежевика (Rubus fruticosus и R. caesius L.) — рус. ежевика, полес. медведзи, серб, купина, оструга, чепка Боюродице, болг. къпина — многолетнее вьющееся, колючее растение с ягодами терпкого вкуса, в народных верованиях славян выступает в роли оберега, наделяется признаками святости, выполняет продуцирующую функцию; вместе с тем ежевика обнаруживает связь с нечистой силой и миром мертвых; выполняет роль медиатора между миром людей и миром хтонических существ (ср. Боярышник, Колючий, Растения-обереги).

Ежевика используется в качестве оберега; через венок, в который вплетали побеги ежевики или через ворота, украшенные ежевикой, пастухи-овчары в Юрьев день прогоняли стадо с пожеланием: "Как вас не задела ежевика, так бы не цеплялась к вам магия". В венки, которые освящали на праздник Божьего Тела, в день Успения Богородицы и вешали на внешней стене дома при входе, вплетали ежевику для защиты от грома (пол.). Ежевика защищала от ведьм наряду с крапивой, шиповником, кленом, осиной (в.полес.). В Средне-Словац. обл. в постель новобрачных клали кустик ежевики. В Верхней Крайне, чтобы ребенок начал ходить, его проводили под ежевикой, верхушка побега которой вросла в землю или потихоньку вели ребенка по ежевике, положенной на пороге дома. В Кратове (Македония) беременная женщина опоясывалась синей тканью, в которой было зашито ежевичное семя, которое охраняло ее от порчи. В похоронных обрядах юж. славян прутом ежевики измеряли покойника, по этой мерке копали могилу и мерку закапывали вместе с ним; ежевикой опоясывали покойника (болг.); сажали куст ежевики или клали ее стебли на могилах, чтобы умершие не превратились в вампиров (Пирин). В Хорватии (Криже вац) умершую беременную женщину хоронили, опоясав ежевикой.Применение ежевики в обрядах, направленных на увеличение плодородия, основано на народной этимологии: серб. купити "собирать" — купина "ежевика". В Сретечкой жупе пролезали под ежевикой, затем выкапывали ее корни, завязывали в тряпку и дома привязывали над очагом, [чтобы урожай, счастье, удача собирались в доме]. Для успешного разведения птицы ее кормили в круге из стебля ежевики в день св. Игната (Болевац). Ежевику давали скоту для здоровья и обилия молока (сербы-граничары). В селах Лесковацкого Поморавья, чтобы было больше молока и масла, для юрьевского венка брали два прута ежевики, росшие по обеим сторонам ручья или долины, говоря: "Молочная река, масляные берега".
В народной медицине и ветеринарии использовались цветы, ягоды, листья, ветки, корни ежевики. На Юрьев день под побегами ежевики пролезали жнецы, чтобы во время жатвы у них не болела спина (серб., макед.); через венок из ежевики или под растущим кустом ежевики протаскивали больных эпилепсией, людей, заболевших "самодивской" болезнью (болг.). Больные лихорадкой прижимали три кустика ежевики камнем к земле с угрозой: "Когда меня отпустит лихорадка, тогда я вас отпущу" (Черногория). При воспалении слюнных желез три листа ежевики окунали в корыто, из которого пьют куры, терли ими по очереди под языком у ребенка и бросали назад через голову (Родопы). При ревматизме тремя листьями ежевики по очереди дотрагивались до больного места так, чтобы колючки зацепились за кожу, после чего листья затыкали под камень за стрехой (Демир-Хисар). Изгоняя болезнь из скотины, один из участников обряда говорил другому: "Режь, разрезан [болезнь], брось в ежевику, у дороги" (ю.вост. Герцеговина, Попово Поле).
С помощью ежевики ведьмы наводили порчу на людей, сделав порошок из сушеной ежевики (чеш.); отбирали молоко у чужого скота на Юрьев день или Вознесение. В Словении ленивым и неприветливым девушкам вместо майского дерева в ворота затыкали ежевику и крапиву. В зарослях ежевики хоронили "вурдалака" (Далмация), там же, по поверьям, мог обитать вампир (сербы Попова Поля), самовилы (Македония). В таких местах запрещалось ночевать (макед.).В этиологических легендах ежевика наделяется признаками чистоты и святости и в то же время — проклятого растения. В Сербии происхождение ежевики связывалось с Богородицей: когда она убегала с младенцем, в ответ на ее мольбу о спасении на дороге выросла ежевика и задержала преследователей (р-н Ниша). В другом апокрифическом тексте, который имеет магическую функцию, ежевика — одно из многих имен Богородицы. По легенде из Трстена (ок. Дубровника), в ежевике была найдена икона Богородицы. Несколько раз хотели ее перенести в церковь, но каждый раз она вновь возвращалась в ежевику. Ср. изображение Богородицы в горящем кусте ежевики (неопалимая купина) с коленопреклоненным Моисеем перед ней. Одна из легенд рассказывает о том, что ежевика явилась на свет из пальца дьявола, отрубленного им и брошенного на землю. Плоды ежевики противопоставляют винограду, созданному Богом (болг.). Ягоды ежевики запрещалось пробовать до праздника Преображения, чтобы "не радовать дьявола" и не стать слугой дьявола (болг.). По серб, верованиям, ежевика стала съедобной только после того, как св. Савва благословил ее. В апокрифических мотивах святые прокляли ежевику, потому что она не сказала, куда побежал демон, которого они преследовали "Будь ты проклята, ежевика, где у тебя корень, пусть и верхушка там же будет".В Страндже ежевика упоминается в легендах о великанах, которых кое-где називали къпинчовии ("ежевичники"). Они поклонялись ежевике и приносили ей жертвы, потому что часто попадались в ее колючие заросли, падали и умирали и оттого постепенно исчезли с лица земли. По верованиям мусульман (р-н Ниша), ежевика проклята Мухаммедом за то, что, убегая от неприятелей, он зацепился за ежевику, упал и был схвачен. В другой легенде ежевика задержала девушку, которая убегала от парня и таким образом стала его жертвой.
Фольклорные мотивы обыгрывают цепкость ежевики. В песнях юж. славян юноша обращается к ежевике с просьбой задержать убегающую от него девушку, зацепившись за ее одежду; в макед. песне девушку сравнивают с ежевикой. В болг. песне ежевика по ночам превращается в девушку. В укр. колядке говорится о мучениях Христа, которому евреи положили на голову терновый венец, а подпоясали ежевикой.

В. В. Усачева

Добавить комментарий




Top