Магия мака
В магической практике чаще используется «самородный» мак - самосейка, который цветет белым цветом в отличие от полевого мака с красными цветами. Главная культурная функция мака связана с его способностью противодействовать нечистой силе: пока демон не соберет множество рассыпанных маковых зернышек, он, по поверьям, не может двинуться дальше и нанести вред. В заговорах и проклятиях выражения «рассыпаться маком» или «сесть маком» означают «исчезнуть, погибнуть, пропасть» (восточные славяне), «сеять мак между людьми» — «сеять вражду» (поляки). Иногда защитные функции мака объяснялись его снотворными свойствами, способностью усыпить нечистую силу и опасность.
Мак считался действенным оберегом от ходячего покойника: его клали в гроб покойнику, подозреваемому в знахарстве, сыпали мак в могилу и вокруг могилы самоубийцы, висельника, колдуна, приговаривая: «Тогда в дом войдешь, когда этот мак соберешь (пересчитаешь, съешь)» (Украина, Польша).
Украинцы на Карпатах маком - самосейкой, лежавшим на столе в Сочельник, осыпали всю усадьбу, идя по солнцу, чтобы предотвратить посещения вампира. Во время похоронной процессии бросали мак вслед гробу, сеяли его по дороге от дома до кладбища.Маком осыпали угол, где лежала роженица с новорожденным (чехи, словаки). В свадебных обрядах сыпали мак в чулок невесте (Воронежский край), давали новобрачным с собой маковую головку для защиты от колдунов и дурного глаза. Маком сыпали в хлеву и вокруг хлева с приговором: «Кто этот ведюк (белый мак) соберет, тот от моей коровки спор заберет»; после отела осыпали корову и теленка с теми же словами (Полесье, Закарпатье, Словакия, Хорватия). Украинцы отелившейся корове просверливали рог, сыпали туда освященный мак и забивали осиновым колышком; к правому рогу коровы привязывали узелок с ладаном и самосейным маком. В Сочельник хозяева обходили с рождественским хлебом, медом и Маком двор и густо посыпали около коровника «диким» маком, «щоб відьми, його визбираючи, не могли приступите до худоби». Мак защищал также людей и скот от змей: в канун годовых праздников обсевали, окуривали маком хату, клали его на окно, чтобы змеи не заползали в дом; осыпали маком корову, чтобы ее не укусила змея. С помощью мака можно было распознать ведьму, для чего надо рассыпать по дороге, где ходит скот, «самородный» мак : тогда у ведьмы, которая отбирает молоко чужих коров, своя корова будет доиться молоком с червями (брестское Полесье). По другим поверьям, корова ведьмы не сможет перейти через рассыпанный мак и с ревом повернет назад.
В обрядах вызывания дождя множество маковых зерен уподобляется каплям дождя, поэтому при продолжительной засухе их сыпали в колодец или в три колодца, в девять колодцев; набирали мак в рот, бежали к колодцу и высыпали его; завязывали в узелок и на нитке спускали в колодец, а когда начинался дождь, вытаскивали. Это делала вдова, старые женщины или дети (Волынь, Галиция, Полесье). По мнению некоторых исследователей, персонификацией мака можно считать мифического Макара или Макарку, к которому в Полесье обращаются с просьбой о даровании дождя.В продуцирующей магии и гаданиях множество маковых зерен ассоциировалось с изобилием и богатством. Словаки в первую купель девочки сыпали мак, чтобы у нее было много ухажеров; чехи в Сочельник кормили кур маком, надеясь получить от них столько яиц, сколько зерен мака склюет курица. Мак входил в состав ритуальных трапез, в том числе рождественских и поминальных, а также был известен как добавка к постовым печениям, например на Украине пекли коржи с маком на Ивана Купалу, на Маккавеев (1 августа по староиу стилю) и в другие дни.
(Усачева В.В)