Кот и кошка у славян
Когда-то Человек решил выгнать Кошку из дома.
- Подожди немного, - попросила Кошка и пригласила в гости Льва, как дальнего родственника.
Лев пришел с большой неохотой и вдруг увидел Человека.
- Что он здесь делает? - испугался Лев.
- Это мой слуга, - сказала Кошка, - он ходит на задних лапках и добывает мне пищу. "Ого, - подумал Лев, - какой у нее слуга!"
"Ого, - подумал Человек, - какой у нее родственник!"
"Вот вам и ого, - подумала Кошка и до сей поры живет в доме Человека".
Лев Гаврилов. Сказка "Человек и Кошка"
Одним из самых мифических зверей, сопутствующих колдунам и ведьмам, является кот (кошка). И вместе с тем кот подчас наделен сам сверхъестественными способностями. Кот Баюн из стародавних сказок, недюжинный Потусторонний дух, являющийся в виде кота ходящего верх и вниз по железному столбу, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев II, № 215, 284).
Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В сказке Пушкина Баюн ходит по цепи справа на лево, рассказывая сказки, распевая – мырлыкая песни, зачаровывая, оморачивая, мог своими песнями как зачаровывать до смерти, так и излечивать от болезней. Голос его слышан за 7 верст, он подобен грому. У кого недостаточно сил противостоять его волшбе и он поддастся чарам Баюна, то безвозвратно погибнет, но смельчак устоявший перед его песнями, будет исцелен— сказки Баюна целебны, и наделен властью над Баюном на оговоренный срок. Обликом кота пользуются как добрые так и злые силы.
В мифологии восточных славян существуют сказания, где в кота превращаются то змеи, то змееборцы. Кот (Кот Котович, Кот Котофеич) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Вол Волович убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к бабе-яге. В белорусском сказании в кота превращается герой народной сказки, Иван Попялов, который боролся с чудищем в виде змеи.
Бытовала легенда, так же что есть Кот Золотой и Кот Черный. Золотой кот , порождение Огненнго бога наделял своего обладателя богатством и ладом в семье, черный же был олицетворением Недоли и приносил человеку одни беды.
Вместе с тем , считалось, что черный кот дома мог оберечь от злых сил, а так же приносил удачу.
Как гласит народное поверье, черный кот может принести вам неразменный рубль. Чтобы его получить, нужно найти кота, который не имел бы ни единого белого пятнышка, безлунной ночью принести его на перекресток четырех разных дорог, одна из которых должна вести на кладбище, а затем пощипать кота, чтобы она замяукал. Когда к вам подойдет незнакомец и пожелает купить вашего кота, попросите за животное один рубль, который и будет неразменным. Сколько бы вы ни тратили этот рубль, он будет всегда к вам возвращаться.
В период христианизации, черным котам стали приписывать связь с нечистой силой, что отразилось в верованиях народа.
В Литве существуют легенды о том, что нечистая сила умеет превращаться в чёрного кота с красными глазами. В латышской традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного кота, старающегося спрятаться около человека .
Наряду с волшебным котом у славян существовали легенды о кошках. Так на Урале бытует легенда о подземной кошке, Земляной Кошке с огненными ушами, которая клады охраняет и отпугивает волков. Эта легенда особо известна у уральских золотоискателей. «По тем местам от Гальяна до самой Думской горы земляная кошка похаживает. Нашему брату она не вредная, а волки ее боятся, если уши покажет» (Урал), «Тут она и вспомнила про земляную кошку, про которую мужик сысертский сказывал. Дуняха и раньше слышала, что по пескам, где медь с золотыми крапинками, живет кошка с огненными ушами. Уши люди много раз видели, а кошку не доводилось. Под землей она ходит» (Урал). По легендам русских золотоискателей, Земляная кошка - один из сторожей заколдованных кладов . «...вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять — кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли. Подбежала — точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы. Дивится Дуняха, как они горят, коли дров никаких не видно. Насмелилась, протянула руку, а жару не чует. Дуняха еще поближе руку подвела. Огонь метну лея в сторону, как кошка ухом тряхнула, и опять ровно горит. Так и добежала до Чусовой реки, а уши уж на том берегу горят»( П. П.Бажов)
Так же у древних славян кошка была символическим аналогом медведя, а собака — волка. В восточнославянских сказках, в русских и лужицких быличках нечистая сила, напуганная медведем (черт, кикимора, водяной и т.п.), называет его «кошкой». У русских крестьян известен способ вызывать с помощью Кошки лесного духа — «боровика», имеющего медвежий облик.
В облике черной Кошки часто представляют нечистую силу. В образе Кошки может появляться черт. В кошачьем облике предстают души умерших, особенно тех, кто искупает после смерти свои грехи или умер не своей смертью. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. В черной кошке видели также воплощение болезней: холеры и «коровьей смерти». В виде кошки показывается смерть маленьким детям. Считали, что ведьмы оборотницы могли принять вид кошки ; оборотня-кошку называли кошколаком. По болгарским поверьям, Кошка радуется смерти хозяина, а собака плачет; Кошка добавляет хозяину мучений в аду, раздувая пламя под его котлом, а собака носит воду и заливает огонь. Считалось, что черные кошка и собака оберегают дом от попадания молнии, однако их присутствие в доме во время грозы опасно. Это объясняется поверьем, что во время грозы бог старается поразить черта молнией, а черт прячется от бога, обращаясь в кошку или собаку. Говорят: «У кошки шерсть погана, а рыло чисто; у собаки рыло погано, а шерсть чиста».
Убивать кошку запрещено, иначе ни в чем не будет удачи. Убивший кота – навлечет на себя семь лет бед и несчастий. Считалось, что если человек будет спать с кошкой, у него помутится рассудок. Опасно везти кошку лошадьми, потому что лошадь от этого сохнет. Плохая примета, если кошка (любая, не только черная) перебежит дорогу или встретится в пути. Охотнику и рыбаку встреча с кошкой сулила неудачу в лове. В связи с этим старались не упоминать Кошку во время охоты или называли ее иначе (например, запёченкой).
В то же время кошка способна видеть нечистую силу, невидимую для человека. Кошке присущи черты домашнего покровителя. Присутствие ее в доме благоприятно сказывается на хозяйстве и скоте. Верили, что счастье в дом приносит краденая кошка. А в несчастливом доме кошки не водятся. При переезде в новый дом хозяева часто пускают в него сначала Кошку, а лишь потом вселяются сами. Входя вслед за ней, хозяин идет в угол, который должен облюбовать себе домовой. Принесенную в новый дом кошку сажают на печь рядом с дымоходом, т.е. туда, где по распространенным поверьям, обитает домовой. Часто можно услышать рассказ о домовом, который превращается в кошку.
В старину верили, что у черной кошки или кота имеется чудодейственная кость. Если добыть ее, она сможет сделать человека невидимым или наделит его способностью все знать. Тот, кто в полночь на перекрестке дорог наколет такой костью себе палец и подпишется кровью, получит себе в услужение черта-домового( духа обогатителя), который будет приносить в дом краденые деньги, зерно, молоко от чужих коров . В некоторых русских губерниях для предотвращения начавшегося падежа скота считалось необходимым зарывать павшую скотину в хлеву вместе с живой кошкой. Чтобы уберечься от холеры, проводили вокруг села борозду маленьким плугом, в который запрягали кошку, собаку и петуха, непременно черных. Опухшее вымя коровы лечили, царапая по нему когтями домашней Кошки. Ребенка, больного чахоткой, купали в купели вместе с черной кошкой, чтобы болезнь перешла на кошку. Перед тем как впервые положить ребенка в колыбель, туда кладут кота, чтобы ребенок крепко спал. . По народным представлениям, кот способен благотворно влиять на сон. Поэтому образ кота, как и зайца, часто встречается в колыбельных песнях.
Так же считалось, что кошка и кот – трикстеры, проводники в мир потусторонний, в который человек может проникнуть , только заручившись поддержкой этого зверя. Поэтому колдуны и ведьмы зачастую имели в переговорщиках с Потусторонней силой мурлыкающих переводчиков, наделяющих их видением иного мира.