Дхарма - основа поддержания общества
![Дхарма - основа поддержания общества Дхарма - основа поддержания общества](/images/vedy/v-22.jpg)
Ведийское слово "дхарма" обычно переводят на современный язык, как религия, но это упрощение. Слово "дхарма" имеет более сложное значение, чем понятие "религия", которым мы сегодня пользуемся. Слово дхарма одновременно включает в себя три понятия: природа, долг и религия.
Буквальный перевод слова дхарма - "то, что поддерживает".
Дхарма, прежде всего, означает природу субъекта, как совокупность его неотъемлемых качеств. Например дхарма сахара - быть сладким, воды - мокрой и так далее. Одновременно с этим дхарма означает долг или обязанности, но не просто какие-то непонятно кем выдуманные обязанности, а обязанности проистекающие из природы субъекта. Например дхарма собаки - охранять двор; кошки - ловить мышей; кшатрия (в соответствии с Ведами, кшатрии - это люди с врожденными качествами войнов и администраторов) - защищать Родину, брахманов, целомудренных женщин, детей, стариков, коров и, в конце концов, саму дхарму; дхарма матери - заботится о своих детях; дхарма мужчины - быть ответственным и серьезным; врача - лечить людей; брахмана - изучать Веды, обучать других и т.д. Понятно, что мужчина может быть одновременно, например, еще и врачом и брахманом, в таком случае его долг и быть ответственным, и лечить, и изучать, и обучать и т.д. Но это все тонкости, важно понять сам принцип.
И наконец, дхарма - это религия, как некое учение и одновременно социальный институт.
Таким образом про дхарму можно сказать, что это религия, которая определяет круг обязанностей каждого живого существа, эти обязанности проистекают из самой природы живого существа и объективных законов мироздания. Важно понять, что сами Веды есть ни что иное, как отражение природы мироздания и его объективных законов выраженное в звуке. Допустим, если в дхарма-шастрах сказано, что долг жены - быть послушной мужу, а долг мужа - принять на себя всю ответственность за семью, то это не потому, что кому-то так, ни с того ни с сего, захотелось, а потому, что только в этом случае семья будет гармонично существовать и не развалится. В соответствии с ведическим знанием, этот мир устроен таким образом, что всё в нем естественным образом стремиться к разрушению. Так действует кала - вечное время. Этому закону подчиняется и общество - если в нем нет дхармы - "того, что поддерживает", то общество разлагается.
Дхарма может быть временной - проистекающей из временной природы живого существа (все мы меняем тела) и вечной, проистекающей из нашей изначальной природы.
Окончательная дхарма каждого живого существа - восстановить свою истинную природу. Такая дхарма называется санатана-дхармой, или вечной дхармой живого существа.