Дхарма - основа поддержания общества
Ведийское слово "дхарма" обычно переводят на современный язык, как религия, но это упрощение. Слово "дхарма" имеет более сложное значение, чем понятие "религия", которым мы сегодня пользуемся. Слово дхарма одновременно включает в себя три понятия: природа, долг и религия.
Буквальный перевод слова дхарма - "то, что поддерживает".
Дхарма, прежде всего, означает природу субъекта, как совокупность его неотъемлемых качеств. Например дхарма сахара - быть сладким, воды - мокрой и так далее. Одновременно с этим дхарма означает долг или обязанности, но не просто какие-то непонятно кем выдуманные обязанности, а обязанности проистекающие из природы субъекта. Например дхарма собаки - охранять двор; кошки - ловить мышей; кшатрия (в соответствии с Ведами, кшатрии - это люди с врожденными качествами войнов и администраторов) - защищать Родину, брахманов, целомудренных женщин, детей, стариков, коров и, в конце концов, саму дхарму; дхарма матери - заботится о своих детях; дхарма мужчины - быть ответственным и серьезным; врача - лечить людей; брахмана - изучать Веды, обучать других и т.д. Понятно, что мужчина может быть одновременно, например, еще и врачом и брахманом, в таком случае его долг и быть ответственным, и лечить, и изучать, и обучать и т.д. Но это все тонкости, важно понять сам принцип.
И наконец, дхарма - это религия, как некое учение и одновременно социальный институт.
Таким образом про дхарму можно сказать, что это религия, которая определяет круг обязанностей каждого живого существа, эти обязанности проистекают из самой природы живого существа и объективных законов мироздания. Важно понять, что сами Веды есть ни что иное, как отражение природы мироздания и его объективных законов выраженное в звуке. Допустим, если в дхарма-шастрах сказано, что долг жены - быть послушной мужу, а долг мужа - принять на себя всю ответственность за семью, то это не потому, что кому-то так, ни с того ни с сего, захотелось, а потому, что только в этом случае семья будет гармонично существовать и не развалится. В соответствии с ведическим знанием, этот мир устроен таким образом, что всё в нем естественным образом стремиться к разрушению. Так действует кала - вечное время. Этому закону подчиняется и общество - если в нем нет дхармы - "того, что поддерживает", то общество разлагается.
Дхарма может быть временной - проистекающей из временной природы живого существа (все мы меняем тела) и вечной, проистекающей из нашей изначальной природы.
Окончательная дхарма каждого живого существа - восстановить свою истинную природу. Такая дхарма называется санатана-дхармой, или вечной дхармой живого существа.