Как исчезали терема?

Как исчезали терема?

Единство и силу народу даёт понимание своих корней, исторического пути, культуры и ценностей её образующих. Именно они и лежат в основе того, что делает, как и в чем живёт наш Род. К сожалению, последние века многое из нашего культурного наследия попадало под прямые запреты и шаг за шагом уходило в прошлое. Так народ по частям терял свое культурное и историческое самосознание, а вместе с ними и свою силу.

Вспомнить хотя бы запрет в 17 веке строить храмы и дома в шатровом стиле патриархом Никоном. Петр первый, взяв курс на сближение с западом, пригласил итальянского архитектора Трезини, который разработал типовые проекты домов для разных социальных групп. Тем самым практически обязав самых состоятельных граждан жить в этих домах на западный манер, а не строить хоромы и терема. Это сказалось не только на сохранении нашего культурного наследия, но и привело к «перемагничиванию» устремления людей жить на западный манер. Конечно обыкновенные люди не могли себе позволить такие дома, и потому живые примеры изб и теремов дошли до наших дней. Но основная масса обеспеченных граждан так же хочет жить в этих типовых проектах. До того дошло, что уже саму память о теремах, как и наше культурное наследие приходится выискивать и восстанавливать по крупицам!

Дело Петра Первого по объевропеиванию России продолжила Екатерина «Великая», урождённая принцесса Ангальт-Цербская, разобрав по брёвнышкам деревянный дворец Алексея Михайловича, которые иностранцы, не слишком жаловавшие Московию, всё же называли восьмым чудом света. А на встречу теремам приходил европейский классицизм, а о стародавних обычаях и речи уже не шло.

В советском союзе было разрешено строить только типовые проекты, одноэтажные, обычно не превышающие размеров 6х8 метров. Их – то мы и можем видеть в огромном числе, проезжая мимо деревень. Но теперь у нас есть возможность выразить собственные мысли и чувства, истоки которых кроются в нашей старине, и именно в ней мы теперь ищем черты своей самобытности.ТЕРЕМА - ЦЕНТРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ Ещё одно удивительное наблюдение: там, где возрождалась русская культура, почти всегда строились терема. Такие центры возрождения русского стиля как Талашкино, Абрамцево, этому наглядное подтверждения. Самый известный художник, воспевавший русскую старину на своих полотнах – Виктор Васнецов, тоже жил и творил в тереме с башней.

Известный художник Иван Билибин, чудесно иллюстрировавший наши сказки, не имея возможности жить в тереме, оставил эскиз терема, в котором ему хотелось бы жить. Даже сейчас один из центров возрождения культуры – славянский кремль имеет в своей основе теремную постройку. Конечно, устремление духа первично, и именно оно зовет к созданию теремов, но лишь для того, чтобы была создана среда, в которой можно было бы чувствовать себя в своём мире, помогающая создавать новые образы нашего мира и шаг за шагом притворять их в жизнь. Чтобы мы, вслед за Александром Невским могли сказать, что Русь жива! А чтобы сделать что-то значимое в мире, нужно иметь для этого много сил. Суметь их накопить и не растратить. Дом всегда воспринимался как место, помогающее сберечь и умножить силы. Что нужно человеку для радости повседневной жизни и возобновления жизненных сил: полюбоваться окрестностями(лучше с высоты), поговорить о жизни с близкими друзьями, глядя на заход солнца, согреться, защититься за крепкими стенами, иметь своё личное пространство, радоваться красоте дома и ходить по нему с интересом. Для реализации этих потребностей и строились терема.ЧТО ДАЮТ ТЕРЕМА НАШИМ ДЕТЯМ? Терем создало ведическое мировоззрение наших предков, и одна из его основных задач – передать это сильное, вольное и красивое мироощущение следующим поколениям. Закладывая с самого раннего детства зёрна любви к своей культуре и наследию предков, мы учим детей гордиться ими, помогая им стать такими же героями и найти своё место в жизни.

Дети, которым просто читают сказки Пушкина, вырастают добрее. К сожалению, мы сейчас во многом живём в инородной среде, где очень трудно сохранить свою национальную идентичность, свои ценности и даже образы своих героев. Когда детям читают сказки, они часто представляют себя главными героями и проживают их мысли и чувства. Но когда они возвращаются в действительность, для сказки и сказочных образов не всегда находится место.

Строя терема, мы сажаем зёрна разумного, доброго и вечного, что дает нам надежду на действительное возрождение России. Ведь там, где возрождалась культура, обычно появлялись терема. Очень полезно подумать над этой мыслью: наши дети женятся на детях тех людей, которые нам сейчас кажутся чужими. Так же и дети их детей. И у нас будут общие потомки. И все мы сейчас строим тот мир, в котором им предстоит жить. Строя терема, мы создаём новый облик нашей державы. Мы строим мир для наших детей.
Автор: Игорь Меркулев по материалам И.Е.Забелина

Добавить комментарий




Top