Строительные вкусы русской старины

Строительные вкусы русской старины

Истоки строительства теремов уходят корнями в Русскую старину, с её обширным бытом, который требовал множество различных помещений, основой которой была простая срубная клеть. Теплая клеть с печью – изба, истопка, холодная, или летняя клеть и соединяющие их сени. У каждой из этих частей могла быть своя или общая кровля. Такая трёхчастная, состоящая из трёх частей – выработанная веками основа деревянного домостроения на Руси.

Дом, состоявший из множества клетей, соединённых между собой переходами и сенями, назывался хороминой и занимал довольно обширные пространства. Хоромина росла по мере необходимостей быта. Так, к любой стене могла быть пристроена новая клеть, потому ни о какой симметрии речи не шло. Даже сами клети были неравны по своему объёму и высоте. Русский характер в древнем строительном художестве требует ясного и даже яркого расчленения по горизонтальной и вертикальной линии. Оно вообще не любило длинных стен с однообразной отделкой. Оно старалось разбить эту скучную, сухую длину на отделы и с этой целью сами окна ставились гнёздами, по два-три, разделяя гнёзда бóльшими промежутками, чем в рядовых окнах.

Строительный закон старины требовал, чтобы фасад непременно отвечал внутреннему составу помещений и даже их бытовому назначению. Так, сени, которые могут отвечать нашим залам, галереям, отличались большим количеством окон, чаще поставленных и их двойной вышиной против обычных окон. Точно так же и приёмные, гостиные, столовые комнаты отличались если не количеством, то большим размером окон. Расчленение здания на его составляющие части по вертикали распространялось и на кровлю, которая для каждого самостоятельного отдела получала в своём убранстве особую форму. Расчленение здания по горизонтальной линии обрисовывалось всегда довольно ярко, чему способствовали густые по обделке пояса, или собственно карнизы отдельных ярусов. Они происходили от древних полиц – деревянных карнизов в образе полки, приставленной отвесно к верху стены. При этом верхний пояс, фриз, подзор всей вышины здания, обделывался вдвое шире остальных.

По горизонтали здание делилось на три доли: нижний ярус – подклет имел образ прочного основания, фундамента, для верхних ярусов со всеми чертами хорошей опоры и устойчивости. Ярус средний – жилой, отделывался с большой красотой и замысловатостью в уборке окон и пояса. Жилой ярус мог быть устроен в несколько этажей. При чём, как в жилой, так и в летней избе. На подклете – горница, верхняя комната, горница могла быть женской половиной, а повалуша – мужской. Светлицы обыкновенно ставились над горницами и имели больше окон, служили комнатами для рукоделий и разных занятий. В холодной избе первый ярус могли занимать амбары, а верхние ярусы – столовые, гридни и летнее жильё.

С не меньшей красотой отделывался верхний, собственно летний ярус, собственно летний ярус, заключавший в себе чердаки или терема. Как верхняя сень он носил характер постройки лёгкой, со всех сторон светлой и весёлой, чему способствовали частые высокие окна и лёгкие конструкции кровли. Высота кровли, к какой бы форме она ни устремлялась, составляла обыкновенно третью или четвёртую долю всей вышины здания, поэтому в самой кровле, в шатре или бочке, получались такие чердаки – терема. С них можно было обозревать окрестность. Около теремов часто устраивались гульбища, балконы, парапеты.

Автор: Игорь Меркулев по материалам И.Е.Забелина

Добавить комментарий




Top