Чистый четверг (народные приметы и поверья)

Чистый четверг (народные приметы и поверья)

Поверья о разгуле нечистой силы в Чистый четверг и связанные с ними апотропеические обряды и магические практики чрезвычайно развиты на всей территории Смоленщины. В этом отношении Чистый четверг в смоленском народном календаре сопоставим лишь с днём Ивана Купалы. «Колдунов было — до клепа\! Было много... Под Чистый чатверьг вот аны собираюца. Была (это моя бабушка рассказывала) там иде-то ня ёлка, а сосна. И вот аны на сосну вси собираюца тама, колдуны. А тада хозяин там над ими: „Ты ляти в тот сторону, ты ляти в тот сторону!" У%сих поразошлёть.И тада уже на рассвете он их собираеть: „Ну, хто йде что учудив?" Хто ставив бывало. Моя бабушка ставила страшную свечку. Ходила в Страсти (раньше были), страшну\ю свечку в варотах поставить. Адин колдун говорить: „Я всю свечку перягрыз, а всё равно в хлев ня влез". Да-да, на Чистый чатверьг. А там хто их знаеть...» (Крд. Шокино (Приселье)).
Особенно популярны поверья об оборотничестве ведьм и их способности «отымать молоко» у коров. «Бывало, колдовство было на Чистый четверг. Тогда во говорили, что ведьмы на колесницах ездють. Боялися... И говорить, даже некоторые такие до\кари, что у соседней корове как-то молоко даже отнимали. Ну, у нас этого не случалось, но всякие разговоры были» (Рсл. Лесники)); «Чистый четверг положено колдувать. Разные премудры делали... Этот день колдуны (такие женщины были) творили, на перекрёстки что-то носили. Бабы з ведром бегали, росу сгребали ў доёнку, молоко отымали у других коров» (Зпд. Ильино); «Я вот тоже так чуда, что если она калдуньня, то в Чистый чатверьг выйдеть с во\баротьтю - расу сабираеть, чтоб малако всё к ей тякло б. Вобаротью тэй махаеть па расе, па траве, как будто ту расу смахываеть, каб малако к ей палило\сь. Ай, прости Господи!» (Елн. Гарестово (Бобровичи)).Чистый четверг считался на Смоленщине временем, когда можно было «распознать» ведьму. Для этого «глядели ведьму», залезая на крышу дома, на печную трубу, совершали особые действия в бане, следовали определённым предписаниям. «А на Чистый чатверьг у%сё мыли, и трубы чистили... Ужо грех и стирать: ў пятницу ничо\го, а всё в Чистый чатверьг... Надо рано утром лезть чистить трубу: влезть на трубу и будешь видеть, где какой колдун идет Кто, мол, колдун» (Елн, Гарестово (Бобровичи)); «Баню ночью топили. Как-то ведьму глядели. Борону делали. Это я уж не знаю. У нас тут старуха живёть горбатая черяз двор. Та, бывало, придёть ко мне, всё рассказываеть: как топили баню, плели борону и потом как-то гукали ведьму — кто колдувал» (Шмч. Шибнево (Вежники)); «И в Чистый четверг нельзя никому ничего давать, вообще по хозяйству. Ну, а мене мачеха так учила: „Ў Чистый четверг давай всё, кто что попросить. Не отказывай никому, отказывать нельзя. Но только — ежели пришёл до тебя человек с чистой душой, по-честному..." Ну, вот я не ошушшаю Чистый четверг или чтой-то: ну, нет у меня етого, я и побежала к вам... „Ты, — говорить, — дай, с душой давай, только положи на стол, не в руку, ни в коем случае — положи на стол. Пришла она по-честному, она и со стола возьмёть. Ежели пришла яна не о правде, пришла чтой-то тебе навредить, она ни в коем случае со стола не возьмёть. Пришла она к тебе, а ты ей сказала, что „погоди, есть у меня, щас дам, токо положь на стол. Она, — говорить, — у жисть не возьмёть, и так пойдёть..." Если пришла ты с доброй душой, то взяла и пошла. Значить, ты добрый человек. Ты попросила, я тебе дала — положила на стол, ты не взяла и пошла. Какая же ты приходила ко мне, зачем ты приходила? Вот уже и готово» (Дхв. Велисто).Представлениями об активности в Чистый четверг нечистой силы вызваны действия охраняющей направленности, такие как «замыкание коров», «замыкание хлевов», обсыпание дворов маком, начертание на дверях крестов, свидетельства о которых носят на Смоленщине массовый характер. «Коров замыкали, чтоб ведьма молока не отыбра\ла (раньше ж ведьмы были, могли кулдувать). Ну, ежели не замкнёшь — она молоко отберёть. Просто верёвку вешають и замок, и ключом замыкають... Перяд четвяргом обойдём [посыпем мак вокруг коров]. Пока, говорить, ведьма мак этот собярёть — и до коровы не дойдеть» (Мнс. Скоблянка (Жуково)); «Раньше говорили, [в Чистый четверг] колдуны ходять. Не спять ночью: замыкають хлявы» (Дхв. Барок (Большое Береснево)); «В Чистый четверг колдунов выгоняли: ходили, обсыпали маком [хлевы], дворы обсыпали кругом» (Дхв. Барок (Большое Береснево)); «Мак на крышу ставять: в баночку, да на крышу поставять. А тады наутро надо обсыпать вокруг двора, чтоб не  колдовал никто ничаго. Ходишь и говоришь:
Чтобы моего маку никто не подобрал,
Чтобы моего добра никто не отобрал.
Как маку никто не подбярёть,
Так моего добра никто не отберёть» (Влж. Городище);
«У Чистый четверг, говорят, колдуны бегают. Да, в Чистый четверг. Ну, вот — двери... Кресты ставят на дверях [те], которые боятся колдунов. Ну, такие прибаютки» (Ярц, Капыревщина).

Поскольку наиболее опасным считалось тёмное время, то даже ночное мытьё в бане могло осмысляться как оберег от ведьм: «А в Чистый четверг баню топим, чтоб обязательно ночью мыться. Это уже у нас положено так. Да, ночью мыться положе(180)но. Кто ж у деревне с баней, так вот топют ночью бани: стерягут. Говорют, чтоб ведьма не приходила» (Рсл. Андреевка (Жарынь)).
Уникальна информация из д. Евсеевка (Борки) Демидовского района об «объезде» огорода на кочерге, который можно оценить как защитное действие от крота: «В Чистый четверьг на кочарьге ездили!!! Ну, и тоже так во — на кочарьге ездили по огороду, чтоб крот не копав огород: „Крот-крот, не копай мой огород! Когда будешь копать — я тебя кочарьгой буду бить!"»
Аналогичным является и обряд приглашения медведя «на кисель» (ср. с гуканием Мороза в святки), записанный в с Крапивна Рославльского района: «Понесём мы этот кисель:
Медведь, медведь, иди кисель есть!
Не ходи в наш овёс, у гречиху, у рожь!
Не ешь наш овёс, не ломай рожь, гречиху не топчи!
А иди кисель есть к нам!
И тогда уходим, а кисель оставляем в етом сарае».
Среди материалов имеется также единичное свидетельство из Демидовского района, что в Чистый четверг совершались действия, предохраняющие от грозы: «Как дровы колешь, его надо кидать на крышу, осколочки еты. Чтоб грозой не попало уже в квартиру. Ето всё в Чистый четверг» (Дмд. Евсеевка (Борки)).
Напротив, очень популярными в смоленском регионе являются представления о магических свойствах четверговых яиц - их способности предотвращать, останавливать пожар. Специально сваренные и окрашенные в Чистый четверг яйца хранили «за Богами» (в святом углу) до Вознесения и ценили не менее, чем пасхальные: «Ещё в Чистый четверг три яйца варили, некрашеных. Потом их в первый день едят на Пасху. У некоторых было, даже крашеное яйцо ня ели, а только вот это» (Рсл. Крапивна); «(А пасхальное яйцо оставляют?) Оставляють чисточетьвярьговское. Это - от пожара. И когда у кого скот - когда выгоняють ў поля, то обходють скот с этим яичком. И тада чичточетьвярьговское яичко ложуть за Боженьку. И оно высохнеть и никада не испортится. И говорять, что пожар не начнётся, если будеть это яйцо за Боженьком лежать, то пожар ни разу ня будеть. (А его красят?) Да, покрасять обязательно. То вот мы варим в субботу обычно к Пасхе, а это четьвярьговские. (Одно?) Ну, одно сваришь для скота, это обходишь, а это как положишь за Боженьку, так оно и ляжить. И вот высохнеть как пёрышко и будеть лежать и не протухаеть» (Ярц. Исаково); «Чистый четверг? Четьверьговские яйца берегли! Говорять, что, когда вот пожар раньше был, этими четьверьговскими яйцами обходили этот пожар - вроде он тогда затихал...» (Ярц. Капыревщина).

Смоленский музыкально-этнографический сборник. Том 1. Календарные обряды и песни

Источник

Добавить комментарий




Top