Славянский шаманизм - нестинарство
Легенда рассказывает, что очень давно, когда Бог еще ходил среди людей, он как-то раз очень устал от них и решил взять помощника. Но это должен был быть чистый и достойный человек.
Он решил испытать его: разжег большой огонь, потом разостлал раскаленные угли и сказал: «Кто не побоится танцевать босиком на огне, тот и будет моим помощником». Молодые люди стояли, переминаясь с ноги на ногу, но никто не посмел вступить на угли. Один Константин отважился разуться, танцевал на огне и не обжегся. Господь взял его в помощники. Позже, когда Константину захотелось жениться, Бог устроил такое же испытание и для его будущей жены. Девица Елена танцевала босиком на углях и стала женой помощника Бога.
Нестинарство, или танец на раскаленных углях - это очень древний ритуал, связанный с языческими обычаями. Он практикуется в некоторых деревнях и горах Странджа. Культ огня и танца на углях известен многим древним народам, он существует у индусов, китайцев, римлян и многих других народов. Огонь защищает от злых сил, очищает людей и природу, увеличивает божественную силу солнца. Те, кто танцуют босиком на огненном ковре, должны быть чисты – и в физическом, и духовном смыслах.
Несмотря на то, что после принятия христианства ритуал начинают исполнять в честь святых Константина и Елены (21 мая или 3 июня по старому стилю) христианская церковь никогда не принимала его, и люди, исполнявшие танец, подвергались гонениям до начала 20 века. В начале 20 века ритуал распространился и в некоторых северных провинциях Греции вместе с переселенцами из Странджи, и все же он признан исконно болгарским. В 2009 году межправительственный комитет ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия человечества объявил о включении нестинарства в представительный список организации. Хранимый и передаваемый из поколения в поколение, этот обычай и по сей день исполняется в Страндже. Аутентичный танец можно увидеть в деревнях Кости и Бродилово только в день Св. Константина и Елены. В наши дни нестинары танцуют и в связи с другими христианскими праздниками, привлекая туристов.
Только определенные люди могут танцевать на углях – обычно они принадлежат старым нестинарским родам, а нестинарство передается из поколения в поколение. Главный нестинар обычно получает свой титул от своего отца или матери после их смерти, или когда они достигнут преклонного возраста и не могут больше танцевать. Считается, что таким образом сохраняется и способность предсказывать будущее.
В день праздника после церковной службы нестинары собираются в небольшом параклисе, где хранятся иконы Св. Константина и Елены. Параклис обычно находится или в доме главного нестинара, или у священного источника, воду которого считают целебной. Главный нестинар совершает обряд очищения икон и остальных нестинар, передавая им силу и вдохновение, которые он сам получил от Св. Константина. После этого играют специальную мелодию на волынке и большом бубне. Мелодия эта должна подготовить просвещенных, и нередко они впадают в транс от ритма бубна.
В некоторых деревнях нестинары сидят в параклисе целый день и слушают ритм бубна, а в других выходят из деревни вместе с остальными жителями и идут к священному источнику (аязмо) и там готовят общее для всех жертвенное блюдо – курбан.
Целый день на главной площади деревни горит огонь, и люди поддерживают его. Вечером, когда огонь все же погасает, раскалённые угли располагают в круг диаметром 2 метра. Первым танец начинает главный нестинар или нестинарка, обойдя перед этим три раза вокруг огненного ковра. Он держит в руках икону Св. Константина и Елены. Одетые в белые одеяния, нестинары всегда описывают три или девять кругов на углях. В болгарской культуре круг ассоциируется с Солнцем. Огонь тоже символ Солнца. Под околдовывающие звуки бубна нестинары нередко впадают в транс, предсказывают будущее и их предсказания обычно сбываются. Интересно то, что танцующие на углях никогда не обжигают ног, не получают ожогов. Этнографы доказали, что нестинары не используют никаких хитростей и приспособлений. Вся тайна в подготовке – посте, очищении водой, завораживающему ритму бубна и общему настрою человека. Звуки волынки, бубна, жаркий огненный круг и белые, почти невесомые фигуры, кружащиеся в танце, создают атмосферу таинства, связывающего воедино древность и современность, силу и веру.