Дымковская игрушка — богатство вятского края

Дымковская игрушка — богатство вятского края

Наша земля издавна славится яркими и самобытными промыслами, особое место среди которых занимает дымковская игрушка, детище Вятского края. Уже четыре столетия подряд жизненные устои и повседневный быт народа отражается в искусных поделках вятских мастеров. Родом дымковская игрушка из заречной слободы, которая так и называлась — Дымково.

Первоначально, это были свистульки, специально изготовленные к празднику Свистуньи, проводившемуся каждый год по весне в ознаменование битвы между вятчанами и устюжанми, как дань памяти убиенным в ней. Лепили игрушку в слободе целыми семействами. Работы по изготовлению поделок велись практически круглый год — летом копалась и месилась глина, растирался мел, по осени и всю зиму игрушки сушились, обжигались в печи, а в приближение праздника белились мелом, украшались красками и золотой поталью.

Многовековая история дымковского промысла добавила в игрушку уникальные образы и сюжеты, закрепила особенности цветовой палитры с преобладанием красного, синего, желтого и зеленого цветов — в дымковской игрушке не встретишь полутонов, в ней все четко, ярко и наполнено жизнью. Ее не спутаешь ни с одной другой керамической игрушкой, ни с Каргапольской, ни с Ковровской, ни с Филимоновской. И поныне дымковская игрушка лепится исключительно вручную, а потому каждое изделие — это частичка души автора, его вдохновленного порыва.

Неспроста вятские мастера ценятся ничуть не меньше, чем их неповторимые творения. Еще два столетия назад в Дымковской слободе сформировались целые династии знатоков игрушечного ремесла — семьи Никулиных, Пенкиных, Кошкиных, у каждой из которых были свои отличительные черты. Однако, в XX веке произошел большой перелом, и над традицией дымковской игрушки нависла серьезная угроза. Большинство потомственных мастеров бросили свое ремесло, отправившись на поиски более доходного дела, а другие переключились на дешевенькие гипсовые игрушки, которые стали гораздо популярнее глиняных.

Настоящих знатоков своего дела осталось буквально единицы, среди которых особенно выделялись изделия Анны Афанасьевны Мезриной, чья приверженность старой традиции и стала той ниточкой, которая связала прошлое и будущее дымковской игрушки, ведь игрушки именно этой замечательной женщины являются сегодня эталоном для современных умельцев. А главным продолжателем старинной вятской традиции игрушечных дел по праву считается целый коллектив мастеров Кировского отделения организации «Союз художников России», в котором работают более 20 мастериц, увлеченных своим делом.

 

Добавить комментарий




Top