Улук-Мухаммед и Василий II
Кроме непрекращавшихся войн и междоусобиц, в степных районах Волги и Дона в 1428-29 гг. случилась сильнейшая засуха, а затем отдельные районы поразила чума. В эти годы погибло большое количество людей и скота. Но, несмотря на это, Большая тюркская орда оставалась самым мощным государственным образованием западнее Волги. Западные славянские княжества, кроме Литвы и Польши, оставались её вассалами, так как ни одно из них не могло на равных тягаться с Большой тюркской ордой. Тем более, что в Московском княжестве шли непростые процессы. Династические споры выливались в открытую борьбу за московский великокняжеский стол и часто выходили за пределы княжества.
В этих случаях хан Большой тюркской орды становился арбитром и вершителем судеб всех претендентов на великокняжеский московский стол. Так в 1431 году Улук-Мухаммед в династическом споре между сыном Дмитрия Донского Юрием и его внуком Василием встал на сторону Василия. И хотя это не прекратило борьбы за вели
кокняжеский стол, тем не менее, способствовало усилению централизации власти в Московском княжестве, а также его территориальному увеличению. После утверждения Василия II на великокняжеском столе, московское войско в 1432 году под предводительством Фёдора Пёстрого совершило успешный поход на Булгар. Город был взят и разрушен. Жители ушли на север и стали осваивать земли по нижнему течению реки Камы, группируясь вокруг Казани.
В то время как Московское княжество постепенно увеличивалось и усиливалось, Большая тюркская орда продолжала слабеть. В 1434 году сильный удар Улук-Мухаммеду нанёс Кичи-Мухаммед. После гибели Барака Кичи-Мухаммед был провозглашен ханом Синей Орды. Однако под натиском войск Абулхаира Кичи-Мухаммед весной 1433 года отступил к нижнему течению Волги, а в следующем 1434 году захватил Хаджи-Тархан (Астрахань) и близлежащие земли. Это резко ослабило позиции Улук-Мухаммеда. Даже его командующий войсками, сын Едигея Навруз, изменил ему и перешёл на сторону Кичи-Мухаммеда. Войска Кичи-Мухаммеда и Навруза весной 1436 года взяли город Тану (Азов).
По мере продвижения войск Кичи-Мухаммеда к Крыму большинство тюрок, ранее поддерживавших Улук-Мухаммеда, стало переходить на сторону его противников, так как кочевникам-тюркам требовались пастбища Крыма на период зимовки скота, чему Улук-Мухаммед не очень способствовал. В 1437 году Кичи-Мухаммед овладел Крымом и занялся организацией своей временной ставки в Бахчисарае. Улук-Мухаммед, видя повсеместную измену тюрок, со своими верными людьми, большинство из которых были славяне-татары, двинулся в пределы Московского княжества и занял город Белев. Видимо, при этом он рассчитывал на помощь и гостеприимство князя Василия, которого поставил на великокняжеский стол.
Но князь Василий, не желая ссориться с победившим Кичи-Мухаммедом, отказал Улук-Мухаммеду в поддержке и помощи. Более того, он выставил против Улук-Мухаммеда своё войско численностью около 40 тысяч человек. Улук-Мухаммед имел около 30 тысяч человек, из которых около 20 тысяч составляли сланяне-татары. 5 декабря 1437 года у г. Белова состоялось сражение, в результате которого московское войско было разгромлено. Не желая более оставаться во враждебном окружении, Улук-Мухаммед двинулся на Казань. Весной 1438 года Улук-Мухаммед овладел Казанью. Правивший ею бек Али погиб. С этой даты начинается история Казанского ханства.
Захватив Казань, Улук-Мухаммед решил восстановить вассальную зависимость Московского княжества от его власти. Весной 1439 года он предпринял успешный поход против Москвы. Ему задалось взять Нижний Новгород и дойти до Москвы. Василий II бежал за Волгу. Окрестности Москвы были опустошены, а Коломна сожжена. Последующие пять лет Улук-Мухаммед занимался созданием собст
венных государственных структур и усилением ханства. В него вошли многие народы Поволжья: мордва, чуваши, марийцы, удмурты. Среди воинов Улук-Мухаммеда мусульмане-тюрки, включая его самого, составляли меньшинство. Большинство составляли славяне-татары. Поэтому при Улук-Мухаммеде не было жёсткою насаждения ислама. Вот почему Улук-Мухаммеду удалось легко наладить отношения с народами, исповедовавшими старую веру.
Укрепившись в Казани, Улук-Мухаммед в конце 1444 года предпринял новый поход против Василия II. Ему удалось взять Нижний Новгород и Муром. Отдельные отряды двинулись в другие волости. Войска Василия II сосредоточились у Владимира. До июля месяца боевые действия велись с переменным успехом. Однако в сражении в окрестностях Суздаля 7 июля 1445 московское войско, по вине Д. Шемяки, не «успевшего» со своим войском к полю сражения, потерпело жестокое поражение. Великий князь Василий II со своим двоюродным братом Михаилом Верейским попали в плен.
Они были отвезены в Нижний Новгород к Улук-Мухаммеду. Старые знакомые встретились через 14 лет, после того, как Василий II получил от Улук-Мухаммеда ярлык на княжество. На этот раз великий князь согласился на все условия, которые ему были продиктованы. Он признал себя вассалом Улук-Мухаммеда, обязался выплатить огромный выкуп за себя (200 тыс. рублей), а также выделить сыновьям Улук-Мухаммеда Касиму и Якубу удел. Выплатить выкуп за себя Василий II не мог, не возвратившись в Москву. Заключив с Василием II договор, Улук-Мухаммед выступил из Нижнего Новгорода в Кургамыш. Здесь он освободил князя Василия II 1 октября 1445 года.
Пока Василий II находился в плену, в Москве правил Дмитрий Шемяка. В это время, для выяснения обстоятельств, к нему прибыл посол от Кичи-Мухаммеда из Большой тюркской орды. Вмешаться в войну между Улук-Мухаммедом и Василием II Большая тюркская орда не могла. У неё возникли большие проблемы в Крыму. После занятия Крыма Кичи-Мухаммед роздал территории нескольких десятков аулов своим бекам, чем серьёзно ущемил интересы тюркской аристократии Крыма. Образовалась аппозиция Кичи-Мухаммеду из тюрок-крымчаков. Эта оппозиция завязала связи с претендентом на крымский престол Хаджи-Гиреем, который находился при дворе великого князя Литвы Казимира. Одновременно эта оппозиция вела переговоры с Казимиром, чтобы он оказал помощь Хаджи-Гирею.
В 1443 году в Вильнюсе Казимир объявил Хаджи-Гиреея ханом Крыма и оказал ему помощь войсками. Хаджи-Гирей заключил с Казимиром союз и утвердился в Крыму. Но Кичи-Мухаммед не пожелал признавать самостоятельность Крыма и, опираясь на генуэзцев, стал собирать силы, чтобы восстановить свою власть над Крымом. Так что Кичи-Мухаммеда мало занимали дела, творившиеся в Московском княжестве. Ему важно было, что Москва сохраняла вассальную зависимость. А кто будет править в Москве, ему было безразлично.
Так что абсолютно неправы составители учебника «История России с древнейших времён до конца XVII века», которые недостаточно глубоко исследовали процессы распада Большой тюркской орды и не увидели, что от неё уже откололось Казанское ханство, которое вело себя как самостоятельное государство. Поэтому освобождение Василия II состоялось не из-за несогласованности «разных групп ордынцев» и затянувшегося пребывания «на Руси посла, отправленного к Шемяке», а в результате заключения договора между Улук-Мухаммедом и Василием П.
Для сбора выкупа с Василием II в Москву прибыли сыновья Улук-Мухаммеда Касим и Якуб со своими войсками. Василий II, выполняя договор, выделил Касиму в Мещерской земле особый удел, который получил название Касимовского царства. Часть славян-татар, прибывшая с Касимом и Якубом, была назначена на различные административные должности. Выплата выкупа, пожалование удела Касиму, назначение на должности славян-татар вызвали негодование среди части бояр, купцов и духовенства. Состоялся заговор, душой которого стал Д.Шемяка, виновник поражения московского войска под Суздалем. Дмитрий Шемяка был двоюродным братом Василия II. Несмотря на это он заманил великого князя на богомолье в Троицко-Сергиев монастырь, где приказал своим людям схватить и ослепить Василия II. После чего сам занял московский стол, а Василия II сослал в Углич. С тех пор Василия II стали звать Василием Тёмным.
Однако далеко не всё боярство, купечество и духовенство поддержало Д.Шемяку. Несогласные частью стали отъезжать в Литву, частью в Тверь, а частью к царевичам Касиму и Якубу. Перепитии 1446 года авторы учебника «История России с древнейших времён до конца XVII века» описывают довольно подробно. Однако за подробностями они не смогли рассмотреть главного - роли славян-татар во главе с Касимом и Якубом. Пока войско Д.Шемяки противодействовало соединению отрядов, собиравшихся в Литве и Твери, Касим и Якуб собрали войско и нанесли поражение Д.Шемяке, который бежал в Великий Новгород. Там он стал запугивать новгородцев, что Касим и Якуб обязательно двинутся на них. Этим он хотел принудить новгородцев выставить войско против Москвы. Но новгородцы на этот раз на провокацию не поддались.
Только через год, после начала трагических событий, Василий Тёмный торжественно въехал в Москву в сопровождении славян-татар, сыгравших главную роль в разгроме войска Д.Шемяки. Однако составители вышеупомянутого учебника не только не рассмотрели это, но явно фальсифицировали некоторые события того времени. Они утверждают, что «Победитель русской рати Махмуд, убив отца, захватывает ханский трон, положив основание казанских властителей. Двое его братьев в результате конфликта отъехали на Русь, стремясь получить статус служилых князей ещё у Василия II». И далее «Нового казанского хана Махмуда (Махмутека) он «посадил» на Русь, используя его враждебное отношение к братьям, оказавшимся на службе в Москве».
Как мы выяснили выше, основание казанским властителям полажил Улук-Мухаммед, а не его сын Махмуд. К тому же Махмуд не убивал своего отца. Ему просто незачем это было делать, так как он был фактически соправителем Улук-Мухаммеда, который доверил ему командование войском. Не было у Махмуда и враждебного отношения к своим братьям Касиму и Якубу, так как они отъехали в Москву с Василием II по договору, а не после смерти отца. Не было у Махмуда и враждебного отношения к Москве, так как Василий II не нарушал вассальной зависимости. Именно поэтому при Махмуде и после него, в течение двадцати лет, с 1446 по 1466 годы, мирные отношения между Москвой и Казанью не нарушались. Махмуду нужна была дружественная Москва на случай столкновения с Большой тюркской ордой.