Похоронные обряды на Руси: как прощались с родными наши предки
Тема о похоронных обрядах славян непростая. Стоит лишь сказать о ней, сразу много споров возникает. Кто хочет больше узнать, а кто страшится разговоров о смерти. Сказывают у нас: не бойся смерти, если хочешь жить. Похоронные обряды у славян были обязательными, не менее важными, чем обряды при рождении человека, имянаречении или создании семьи. Вот и мы нынче не устрашимся да заведем разговор о северном похоронном обряде.
Похоронные обряды на Руси изменились с приходом христианства. Пусть сохранялись во многих деревнях остатки древних обычаев, а всё ж относились к ним, как к заблуждениям «тёмных», неграмотных людей. Потому обряды постепенно менялись, всё более забывали даже в деревнях о наших изначальных обычаях. На Русском Севере же похоронные обряды славян сохранились до XIX-XX века. Вот так писали об этом ученые мужи в середине XIX века:
Извѣстно, что въ жизни простолюдина всѣ важнѣйшiя событiя ея сопровождаются особенными обрядами. Эти обряды и обычаи мы можемъ видѣть на крестинахъ, свадьбѣ, похоронахъ, поминкахъ, при отправленiи въ путь, при начинанiи работъ; однимъ словомъ, всякiй сколько нибудь важный случай въ жизни крестьянской сопровождается непремѣнно особенностями, обрядами и примѣтами. Въ этихъ обрядахъ мы можемъ видѣть и черты отдаленной древности и слѣды чуть не языческой вѣры въ силу чаръ и заклятiй, ограждающихъ благо, жизнь и здоровье человѣка.
(Петров К. Похороны и поминки// Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 15 и №16)
С чего начинается похоронный обряд у славян
Коли умирает человек «своей смертью»: от старости или затяжной болезни – готовятся к его проводам заранее. Рядом с умирающим непременно сидит женщина. Она и помогает больному, а, когда видит, что дело совсем плохо, ставит стакан с водой да «караулит душу»:
«На душу смотрятъ также какъ на нѣчто тѣлесное, хотя и не всегда видимое: ставятъ чашку съ водой, чтобы душа омылась при выходѣ изъ тѣла; если вода начнетъ колыхаться, это значитъ — душа моется».
(Куликовский Г. И. Похоронные обряды Обонежского края //Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894)
Уж после начинают готовиться к похоронам. Омывают покойника здесь же, в доме. Иногда делают это на лавке в красном углу, иногда сперва выносят тело в сени, омывают там, а уж после возвращают в горницу. Но непременно в это время умерший занимает самое важное место в избе – в красном углу. Семья в это время готовится к похоронному обряду и последующему угощению гостей:
До похоронъ въ домѣ покойника особеннаго ничего нѣтъ: все идетъ обыкновеннымъ порядкомъ, также ѣдятъ, также говорятъ; впрочемъ все таки видны иногда хлопоты хозяйки позаготовить побольше крупки, мучки, маслица и другихъ хозяйственныхъ принадлежностей. Но вотъ насталъ день погребенiя: на лицахъ видна истинная печаль и тревожная озабоченность. Хозяйка обыкновенно хлопочетъ около печки, около колобковъ, да калитокъ; но безпрестанно на глазахъ у нея навертываются слезы; до хозяйства ли ей бѣдной.
(Петров К. Похороны и поминки// Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 15 и №16)
Обряд выноса покойного из дома и похороны
Похоронный обряд начинается будто бы с обычного приглашения гостей в дом, до начала действа о смерти в семье молчат:
«Въ комнатѣ, гдѣ лежитъ покойникъ, по лавкамъ сидитъ народъ и какъ будто всѣ ожидаютъ чего-то особеннаго; хозяинъ старается занять знакомыхъ разговоромъ. Наконецъ всѣ встаютъ, молятся Богу и начинаютъ выносить покойника. При чемъ родные не могутъ удержаться отъ плачу и начинаютъ причитывать. Даже замѣчаютъ, что если родные не причитываютъ, то этимъ показываютъ, что имъ не жаль покойнаго. Часто случается, что у покойника нѣтъ никого изъ родственниковъ, которые бы могли причитывать; тогда являются особенныя плакальщицы, которыя за деньги какихъ не наскажутъ ласковыхъ словъ «жаланному покойничку», прибавляя къ этимъ словамъ жалобныя оханья, да аханья. Эти плакальщицы такъ искусно разъигриваютъ свою роль, что не видавшему никогда не придетъ на мысль, поддѣльны или искренни ихъ слезы. Плакальщицу, какъ женщину, огорченную смертiю покойника, ведутъ всегда подъ руки двѣ женщины и стараются успокоивать ее».
(Петров К. Похороны и поминки// Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 15 и №16)
Как только тело покойного забирают с лавки в красном углу, начинаются обряды, которые призваны прогнать из дома худо. Где недавно умер человек, границы меж мирами тонки. Потому стараются знающие люди изгнать худо, которое может прийти из Нави. «Чтобы покойника в дом не принесть» – так говорят старики про эти обряды. Стало быть, проводят их, чтобы не было скоро в семье новой смерти:
«Такъ, напр., на Сямозерѣ по переложеніи покойника въ гробъ, на то мѣсто, гдѣ онъ лежалъ, ставятъ квашню, въ деревнѣ Верховьи кладутъ полѣно, въ Кузарандѣ — ухватъ и квашню, а въ Суисари — камень.
При выносѣ покойника изъ избы обыкновенно метутъ вслѣдъ за гробомъ весь соръ, который во время лежанія покойника сметали по направленiю къ нему, и плещутъ водой по слѣдамъ процессіи; кромѣ того, на Мошинскомъ озерѣ затопляютъ печь можжевельникомъ. Все это дѣлается повидимому для того, чтобы покойникъ не могъ вернуться въ домъ ни по своему слѣду, ни по запаху родного крова. Кромѣ того, иногда хозяйка беретъ камень, лежавшiй на лавкѣ или даже въ изголовьи покойника, обходитъ съ нимъ вокругъ гроба и кладетъ его на лавку или въ большой уголъ подъ образа, или же выбрасываетъ на улицу, чтобы «достальные живы были»; съ цѣлью же, чтобы покойникъ не зналъ входа въ свою хату, выносятъ покойника не чрезъ двери, а чрезъ окно».
(Куликовский Г. И. Похоронные обряды Обонежского края //Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894)
В былые времена часто хоронили у нас на севере родных под порогом, чтобы защищали семью. В те же времена, когда записаны эти обычаи, уже уносили тело на кладбище, что было недалеко от деревни:
«При выносѣ покойника непремѣннымъ аттрибутомъ процессіи является горшокъ съ угольями, на которые сыплютъ ладанъ. Послѣ того, какъ могила зарыта и насыпанъ холмикъ, на него кладутъ вдоль лопату, которою копали могилу, а горшокъ ставятъ на могилѣ вверхъ дномъ, отчего угли разсыпаются. Благодаря этому обстоятельству, кладбище имѣетъ необычный и оригинальный видъ: крестовъ почти нѣтъ, но за то на каждой могилѣ лежитъ лопата и стоитъ кверху дномъ обыкновенный печной горшокъ, и въ случаѣ, если эти украшенія снесетъ вѣтеръ или сронитъ какое-либо животное, родственники считаютъ непремѣнною обязанностью положить ихъ на прежнее мѣсто».
(Куликовский Г. И. Похоронные обряды Обонежского края //Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. Петрозаводск, 1894)
Похоронный обряд на том не заканчивается. Теперь надобно помянуть умершего. Делать это будут ещё несколько раз и через 9 дней, и через 40 дней, и через год, а потом во все праздники Дедов. Нынче же первый обряд поминовения. Все, кто помогал в похоронном обряде, возвращаются в дом. Сразу за стол не проходят, сперва обтирают руки о печь да согреваются рядом с ней. Огонёк-то печи очищает, прогоняет всякое худо, возвращает с границ мира Нави в приветливую к людям Явь. Теперь уж все садятся за стол. Коли достаток семьи небольшой, собираются на поминках родные да друзья, коли семья богата – выносят кушанье для всех жителей деревни, особо для деревенских бедняков. И начинают первые поминки…
Так проходил похоронный обряд на Руси, у нас в Олонецкой губернии, некоторые деревни и нынче сохраняют древнюю традицию. Нынче же празднуем Осенние Деды, важный праздник Поминовения Предков. Вспомните нынче своих Дедов да непременно добрым словом!
О ВЗАИ МОДЕЙСТВИИ ЧЕЛОВЕКА С МИРО М ВЕЩЕЙ И СОБЫТИЙ
(философия бегущей собаки против философов времени) Сборник, 2013, стр.68. В детстве 60-е я дружил с мальчиком Митей, хутор с-з Райновский, Россошанский р-н с обычаем сожжения мертвых. В стену укладывали горшки с прахом близких, при перезде их перевозили...