Воздвиженье - 27 сентября
В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на "еврейскую землю" и о взятии в плен "царя Евреина", который отказался сказать, где находятся "кресты честны" и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя "живыми огнями". Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены "кресты честны", о которых говорили апостолы.
По другому преданию, на Воздвижение происходит битва между "честью" и "нечестью", поднимаются ("воздвигаются") одна на другую две силы: правда и кривда, "свято" и "несвято". Победу одерживает правда с помощью поднявшегося из недр земли Святого Креста Господня (Поволжье).
Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: "Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда"; "Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся"; "У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает".
В летописях этот день именовался "Ставровым днем" (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: "С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет". Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.
В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся".
К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу".
Замирание жизни зверей и птиц также не оставалось без внимания крестьянина: "На Воздвиженье птица в отлет двинулась"; "В Воздвиженьев день медведь залегает в берлогу". Особо отмечалось замирание змей, которые забираются в норы: "Около Воздвиженья змеи цепенеют, перед зимней спячкой"; "Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают". В народе считалось, что они и другие пресмыкающиеся животные уходят в неведомые теплые страны, которые называют "ирьем" или "вырием": "На Воздвиженье птицы начинают улетать, а гадюки ползут на зиму в вырай", поэтому в лес в этот день ходить опасно. По другим народным представлениям, змеи и ужи сползались ("сдвигались") в одно место, под землю, к своей матери, где и проводили зиму: "На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся в земле"; "На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется". Сигналом к их возвращению служил первый весенний гром, разрешающий им жить на воле. Опасаясь, что змеи, двигаясь к своей матери, заползут на двор, крестьяне запирали ворота и двери, чтобы змеи не спрятались под навозом или в соломе (орловск., тамбовск., владимирск.). Тем не менее, в народе верили, что начиная с Воздвижения змеи не кусаются, так как если змея ужалит кого-нибудь, то ей не уползти вместе с остальными змеями; в наказание она остается мерзнуть в холодные дни.
Воздвижение считалось опасным днем для похода в лес не только из-за змей, но и из-за леших, оборотней и другой нечисти. Лешие собирали подвластных зверей в одно место и устраивали им смотр перед наступающей зимой. При этом они могли причинить вред подвернувшемуся им человеку.
Кроме леших важен был этот день и для овинника - духа, живущего в овине и принимающего облик хозяина дома. В Воздвижение отмечались "овинные именины". Овин "отдыхал" - его не разрешалось топить; не работали и молотильщики. Если овин был уже "насажен", т.е. в него были уложены все снопы, то хозяин делал вид, что "рассаживает" овин, вынимая два верхних снопа (московск.). В этот день хозяйка расстилала на "садиле" - овинном окне - вышитое полотенце и оставляла на ночь угощение овину и "овинному хозяину". Праздничной трапезой ознаменовывалось Воздвижение и для молотильщиков.
В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.
К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна ("мяли куделю"). Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: "На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!"; "На Воздвиженье первая барыня - капуста"; "Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!". Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой"; "На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца".
С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых "капустниками", "капустками", "капустницами", "капустенскими вечерами". Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, одев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест - "капустниц". Водились хороводы и пелись песни:
" Вейся ли, вейся, капуста,
Вейся ли, вейся, белая!
Во саду ли во зеленом
Гуляй, душечка родная.
Как вечор на капусту,
Как вечор на белую
Частый дождик поливал.
В кругу молодец гуляет,
Себе пару выбирает:
Лизавету - по совету,
А Настасью - по согласью.
Я Аленушку люблю,
Шелковый платок куплю, -
Сто рублей заплачу.
Сто рублей нам нипочем -
Гуляй девка с молодцом!"
(смоленск.; Некрылова А.Ф. 1991. С. 354).
Существовало поверье, что если, собираясь на воздвиженский капустник, девушка семь раз прочитает заговор: "Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имярек) любовь ко мне девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца - веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!", то понравившемуся ей парню, приглянется ее красота.
В Сибири на капустенские вечерки приглашались соседки ("И плохая баба о Воздвиженье - капустница"). Капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с урожаем капусты, как с праздником. Для гостей варилось пиво и готовилось угощение с главным блюдом - "хлебальным пирогом". Вечер оканчивался плясками и играми.