31 января (18 января) Афанасьев день — Афанасий Ломонос
Афана́сий Ломоно́с (Афанасьев день) — день народного календаря славян, выпадающий на 18 (31) января. На Афанасия на Руси ведьм прогоняли, белорусы называли день "гусиным праздником", а у болгар этот день считался серединой зимы и "чумным днём".
Другие названия дня
Ломонос, "Изгнание ведьм", "Чумин дан" ("Чумной день") (серб.), "Гусінае свята" (белорус.), "Панас" (белорус.), "Атанасовден" (болг.), Офонасьев день (сев.), Афанасий-пучеглаз*, Афанасий-береги-нос, Афанасий зимний, Афанасий-мороз, Афанасий Афонский, Афанасий, Кирилл.
Афана́сий (от др.-греч. Афанасиос / Ἀθανάσιος, в лат. транскр. Athanasios /, образованного от слова "thanatos", что значит "смерть", с прибавлением отрицательной приставки "a", означающей "без-"/"бес-") — мужское имя, означающее "бессмертный".
* В южных районах говорили: "На Петра (29/16 января) вериги, трутся крыги". Крыги — это льдины, а поговорка означала начало ледохода. А на Афанасия "Водой лед пучит (вздымает)".
Обряды на Руси
На Руси св. Афанасия величали Ломоносом, из-за обычных около его праздника сильных морозов (по имени святого нередко называемых афанасьевскими). Крестьяне говорили про этот день: "Пришел Афанасий-ломонос — береги щеки и нос", или: "Афанасий и Кирило забирают за рыло" (имея в виду, что в это время лютых морозов многие отмораживают себе лица и особенно носы).
У восточных славян Афанасий зимний не считался особо большим праздником, хотя с ним и связывались кое-какие значительные обряды и ритуалы. Например, у русских святые Афанасий и Кирилл считались защитниками домашних животных (и в особенности рабочего скота, лошадей); поэтому в день их памяти кое-где прибегали к специальным обрядам, оберегающим скот от болезней и порчи.
Кроме того, в древности на св. Афанасия знахари совершали символические обряды изгнания ведьм и нечистой силы. Среди русских крестьян считалось, например, что во время афанасьевских морозов ведьмы летают на свои шабаши и там "теряют память от излишнего веселья", так что именно в это время защищали дома и скот от их пагубного влияния. Для этого приглашали знахаря, причем об его приходе должны были знать только хозяин и хозяйка. В полночь знахарь начинал заговаривать трубы, забивать клинья под "князек", рассыпать по "загнетке" собранную заранее из семи печей золу; после этого он отправлялся к деревенской околице, сыпал там золу и выкликал заговоры. Крестьяне верили, что ведьма, желая нанести кому-либо вред, влетает в трубу; но если труба заговорена, то весь дом и двор защищены от ее колдовства. Кроме того, считалось, что если западная сельская изгородь также будет заговорена знахарем, то ведьма, летящая на шабаш, или бросится "за тридевять земель" от села, или разобьет себе голову, если только ступит босой ногой на рассыпанную золу.
В некоторых регионах Белоруссии этот день считался гусиным праздником. С этого дня начинают кормить гусей зерном.... и растут хорошо и морозы переносят и тушки товарные и на племя хороши.
День Афанасия считался серединой зимы в отношении накопленного для домашней скотины корма. Когда оставалось более половины — крестьянину можно спокойно ждать первого весеннего выпаса. Если же оставалось меньше — надо было кормить более бережно, поскольку, согласно народным наблюдением, хорошо откормленное с осени и в первую половину зимы животное, хоть и голодает под весну, все же весны не боится. Афанасия называли защитником скота от морозов.
Южно-славянские обряды
У южных славян день св. Афанасия считался гораздо более значимым праздником. Например, во многих южнославянских областях существовала легенда о том, что св. Афанасий распоряжается снегами и льдами, а также зимними снеговыми тучами, поэтому он будто бы распоряжается сменой сезонов.
День св. Афанасия зимнего считался "переломом зимы" (ср. болг., макед. "сред зима", "средзимо", макед. "стреде зима коложега") и поворотом зимы на лето, тогда как день Афанасия летнего (Афанасий Афонский — 5.VII ст.ст.) воспринимался как переломный момент лета и поворот к зиме. По народному убеждению, в день Афанасия зимнего солнце начинает сильнее греть, день увеличивается "на прыжок оленя", а зима "делится пополам", "уменьшается", "поворачивает к весне" и т.д. (ср. приговор: "Святой Афанас, поворачивай к нам!" и т.п.). Повсеместно у болгар и македонцев было распространено поверье о том, что 31/18 января Афанасий снимает зимний кожух, надевает шелковую рубаху и уходит в горы, откуда кричит: "Уходи, зима, пусть приходит лето!"
Как к сезонной границе, ко дню св. Афанасия приурочивалось множество различных обрядов и обычаев. Например, в Родопах женщины в этот день сообща варили кашу из разных злаков, и часть этой каши зарывали в землю для стимулирования плодородия, а часть раздавали соседям. В Пиринской области хозяин на св. Афанасия производил символическую запашку поля и закапывал в землю серебряную монету, извлеченную из ритуального хлеба на Рождество. В тех же районах на Афанасия совершались ритуальные девичьи обходы, во время которых девицы собирали различные продукты (муку, яйца, масло, фасоль) и потом замешивали из них лепешки, "чтобы не остаться в старых девах". Во многих местах Болгарии также выпекали обрадовые пресные лепешки, которые смазывали медом и украшали веточкой базилика, а затем разносили их по соседним домам или раздавали на улице первым встречным для обеспечения хорошего урожая и здоровья всей семьи.
В Македонии Афанасий зимний считался довольно большим зимним праздником, завершающим нечистый и опасный период, начинающийся с Рождественского сочельника (у восточных славян — время святок). Это время считалось порой особого разгула нечистых духов, в частности, караконджулов; а с наступлением для св. Афанасия всякая нечистая сила, по народному убеждению, покидает землю, их изгоняет "свети Атанас". По этой причине Афанасия зимнего праздновали широко и разгульно; во многих селах в этот день справляли "славу", собирали у церкви общую трапезу, приносили в жертву баранов. В юго-восточной Болгарии на Афанасия зимнего также устраивали сельский праздник, сопровождавшийся совместной трапезой; при этом такие "братчины" иногда устраивали в тех местах, которые были связаны со святым Афанасием, с его именем или легендами о нем. В честь праздника повсеместно соблюдали традиционные запреты на работу, и особенно на женские работы — тканье, шитье и прочие занятия с острыми орудиями; считалось, что в случае нарушения запрета скот могут загрызть волки.
Обычаи, связанные со днем Афанасия зимнего, в некоторых местах приурочивались также и к предыдущим или последующим дням. Например, в южной Фракии в канун дня Афанасия зимнего все домочадцы собирались вместе за столом и хозяйка дома окуривала хлеб с приговором: "Как мы здесь собрались вместе, так чтобы и через год он [хлеб] нас застал". В некоторых областях южной Сербии принято было всю неделю перед днем Афанасия зимнего соблюдать пост; а в Черногории строго постились три дня между днем св. Саввы (27.I/14.I ст.ст.) и Афанасием зимним, называя их Атанасова неделя. В некоторых районах Македонии женщины с Рождества до дня Афанасия зимнего соблюдали запрет на вязание и прядение, опасаясь козней нечистых духов и нападения волков на скот.
Чумной день
У болгар св. Афанасий и св. Антоний (день памяти которого празднуется накануне) считались покровителями ремесел, в частности, кузнечного дела. Согласно легенде, братья Афанасий и Антоний были кузнецами, и один из них изобрел клещи; существовала также история о том, что кузнецы Афанасий и Антоний изловили Чуму и сковали ее цепями. Собственно, и праздник св. Афанасия (или дни св. Антония и Афанасия вместе) во многих районах Болгарии и вост. Сербии считался "чумным днем" и праздновался для защиты от чумы и некоторых других моровых болезней. В северной Болгарии верили, что в день св. Афанасия зимнего "Чума рождается"; а сербы полагали, что в первый из "чумных дней" — день св. Антония — Чума не покидает своего убежища и "славит" святого, а на следующий день — на св. Афанасия зимнего — выходит на свет и бродит по миру, разыскивая "виноватых", т.е. нарушающих запрет на работу в праздник. Если она встретит человека, который работает вопреки запрету, то немедленно поразит его гибельной болезнью, от которой он уже не оправится (по этой причине на св. Афанасия особенно строго воздерживались от всякой работы). Для умилостивления Чумы в день св. Афанасия или накануне обязательно резали курицу (как правило — черную); во Фракии даже готовили специальное обрядовое кушанье из черного цыпленка, полагая, что от него "бегут болезни". В Болгарии для защиты от чумы на св. Афанасия раздавали специально приготовленные хлебцы; а в Сербии накануне дня св. Афанасия специально для Чумы месили ритуальный хлеб, выносили теплую воду, свежие яйца, а также глину, черепки и др., пели для Чумы песни, чтобы она весело справляла "славу", и т.д.
В Болгарии режут в жертву чуме чёрную курицу, раздают специально приготовленные хлебцы. Во Фракии готовят обрядовое кушанье из чёрного цыплёнка, т. к. считают, что от него "бегут болезни". В юго-западной Болгарии Афанасия празднуют ради защиты от всякой болезни. Строго соблюдают запреты на тканьё, прядение, вязание. Женщинам рекомендуется тщательно расчесывать волосы, чтобы "вычесать" болезнь.
Поговорки и приметы
Афанасий нос и ухо дерёт.
Афанасий Ломонос — береги нос.
На Афанасия пуще всего нос береги — не увидишь, как отломится.
В Офонасьев день — самый крень, самы морозы живут. (север.).
В Афанасьевский мороз и старик в припрыжку идет
Афанасьевские морозы шуток шутить не любят.
Мороз за нос ленивых хватает, а перед проворным шапку снимает.
Афанасий и Кирилло забирают за рыло.
Афанасьевские морозы шуток шутить не любят.
Ну и мороз — птицу на лету бьёт!
В шутку говорили: "Не диво, что Афанасий Ломонос морозит нос, а ты подожди Тимофея Полузимника (22 января/4 февраля), Тимофеевских морозцев".
Знать по свету, что время идёт к лету. В берлогах прибавление семейства.
Круг вокруг солнца или месяца – к морозам. Сережки у луны — к пурге и морозу. Самовар гудит сильно — к морозу. В полдень солнце – весна ранняя. Если на Афанасия вьюга и метель — весна затянется. Чистый закат в морозную погоду — морозы будут и дальше.