Громницы или Сретение, Сустретьев день
Громницы или Сретение, Сустретьев день
Громни́цы (Сре́тенье) — день народного календаря, отмечаемый 2 (15) февраля. По представлению селян, в этот день зима с весной первый раз встречаются.
Громницы или Сретение, Сустретьев день, не столько праздник в полном смысле слова, сколько время приготовления сильных оберегов (освященная вода, громничная свеча) и одна из важнейших точек года для наблюдения погоды и видов на будущий урожай. Собственно в этот день, который есть середина зимнего периода в земледельческом календаре, на земле и в небесах людям явлены деяния Богов и посланные ими знаки.
Дата Громницы (это название более характерно для белорусских земель) напрямую связана с солнечным календарем, это сороковой день после Коляды. Число сорок, возможно, потому что звучит как "срок", "срок вышел" (и имеет в большинстве случаев именно такой сакральный смысл), является священным и в славянской традиции. Вообще, из христианского календаря воспринимались и оставались жить в народной культуре именно те даты, которые соответствовали практическим критериям сельского хозяйства и уже существующей картине мира русского человека, душе этой земли. В этом смысле Громница – предание о том, что где-то в самой середине зимы можно услышать раскаты грома: то Перун силой своей предупреждает людей и в то же время защищает их от всякого зла и напастей. С этого дня силы света и тепла начинают заметно прибывать в мире, Перун будит жизненную силу во всем живущем.
Другие названия праздника: Встретенье, Громницы, «Грамніцы» (белорус.), «Грамніца» (белорус.), «Грамнічнік» (белорус.), Стретенские морозы, Стретенские оттепели, Стретенье, Сустретьев день, Устрэціньне (белорус.), «Вшестье» (полесье), Зимобор, Пресвятая Мария Громница, Сретенье Богородицы, «Сретен и Обретен» (серб.), «Средозимци» (серб.), «Svitlomarinje» (хорв.), «Svecna Marije» (хорв.), «Svijećnica» (хорв.), «Matki Bożej Gromnicznej» (польск.), «Matko Bosko Niedźwiedzio»(польск.), «Obetovanie Pána» (словацк.), «Hromnice» (чеш.), Сретенье Господне, Сретение.
Сретенье у русских
В северо-западных губерниях, также как и в Белоруссии, существовал обычай носить в Сретенье в церковь свечи для освещения.
Распространён был на Руси символический обряд продажи ребёнка. Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребёнка, за которого она уплачивала какие-то деньги. Возвращая ребёнка родителям, она говорила: «Живи на моё счастье». На деньги, заплаченные за ребёнка, покупали свечи. Считалось, что пламя этих свечей зажигает огонь жизни. Так ребёнка «привязывают» к жизни.
В Красненском районе Белгородской области гуляли по улице и пели песни «Молодка», «Деревня» и другие.
В Воронежской области в ночь на Сретенье в 12 часов идут к трём колодцам набирать воду. Эта вода считается целебной. Ею брызгают больных родственников и скотину, купают и поят детей. «Вода, освящённая на Сретенье, признаётся равносильною крещенской, потому что это — день встречи зимы с летом».
На Громницу в саду трясут плодовые деревья, чтобы хорошо плодоносили. Считалось, что в этот день нельзя собираться в дорогу. Хорошо в этот день поесть 7 раз, чтобы не голодать в будущем. Если в этот день петух напьётся воды, то весна будет ранняя и тёплая.
Как проходило закликание солнца, рассказано во "Владимирских губернских ведомостях" (1899, 7): "В Сретенье, на склоне дня, незадолго до сумерек деревенская детвора <...> собирается где-нибудь на пригорке за околицей и начинает закликать солнышко, чтобы оно выглянуло "из-за гор-горы" и показало этим, что оно действительно встретилось с весной.
В средневолжских губерниях несколькими собирателями <...> записана следующая, приуроченная к тому обычаю, песенка:
Солнышко-вёдрышко! Бабу ли ягу –
Выгляни, красное, Ведьму-зиму?
Из-за гор-горы! Как она, лютая,
Выгляни, солнышко, От весны ушла,
До вешней поры! От красной бегла,
Видело ль ты, вёдрышко, В мешке стужу несла,
Красную весну? Холод на землю трясла,
Встретило ли, красное, Сама оступилась,
Ты свою сестру? Под гору покатилась,
Видело ли, солнышко, Встретимши весну
Старую ягу? Солнцеву сестру.
Если закликаемое "солнышко-вёдрышко" действительно выглянет перед закатом своим "из-за гор-горы", то веселая гурьба ребят приносит в деревню весть об этом, равнозначащую примете, что прошли последние морозы". Если же солнце всё же не показывалось, то готовились к сильным Власьевским морозам (24 /11 февраля).
Громницы в Белоруссии
Народное поверье гласит: на Стретенье зима с весною встречается — какова эта встреча, такова и весна. Рассуждали так: если в этот день оттепель, то весна будет ранняя и теплая; холода держатся — весна выпадет холодная; посыплет снег — к затяжной и дождливой весне.
Как перед большими праздниками, местами белорусы отмечали «Сретенские Деды» (белор. Стрэчаньскія Дзяды) — поминали своих предков.
Праздник сохранился с языческих времен и, скорее всего, был посвящён Громовнику, посылавшему на землю по весне животворные первые дожди. После суровой зимы веяло робким теплом. Вот несколько белорусских поговорок: «Громни́цы — скидай рукави́цы», «На громни́цы напьётся петух води́цы», «Громни́цы — половина зими́цы».
К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, их-то и называли громницами. У кого были пчёлы — делал из своего воска. Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной, в 10 вершков (пол метра). В Громницы их носили в церковь для освящения. Считается, что обычай этот утвердился в Белоруссии во времена унии. Униатская же церковь переняла его от польских католиков. Освященные свечи заменили языческие факелы. Иезуит Ленцкий в Катехизисе, который издала Виленская иезуитская академия в 1768 году, пишет: «Эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верующие во время грозы зажигают сии свечи, дабы испытать плода молитвы; дают также умирающим в руки громницу — для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы».
Если свечи, горя, трещали, летом можно было ждать гроз.
В Виленской губернии крестообразно слегка поджигали волосы на голове сретенской свечой — «на счастье и здравие».
На территории современных Брестской, Минской и Гомельской областей в этот день зафиксирован обычай первой встречи весны песнями-веснянками, правда не такими громкими и массовыми, как на Благовещенье и Великдень.
Чешские обряды.
Чехи в этот день ожидали первый гром, и если слышали его, то опускались на колени и целовали землю. Почти везде было запрещено шить, так как кончик иглы может навлечь молнию на дом. Пчеловоды обходили со свечами ульи, чтобы зимовка закончилась успешно.
Кроме того, известна фраза «на Громницы час прибавился» (чеш. na Hromnice o hodinu více). Судили о погоде, если в этот день ясное небо и виден заход солнца — зима продлиться ещё долго, но богаче будет урожай в этом году. Кроме того, говорили, что в этот день первый жаворонок прилетает, даже если он и замёрзнет потом.
С Громниц иногда начинаются карнавалы и праздничные гулянья — время радости и изобилия в еде, продлящееся до Пепельной среды (Великого поста). Но во многих местах существовал запрет на танцы, считали, кто будет танцевать — тот умрёт в течение года.
Поговорки и приметы
В феврале зима с весной встретится впервой. Зима с летом встретилась (белорус). На Громницы половина зимицы (белорус.). Покров не лето, Встретенье не зима. О Сретенье солнце на лето, зима на мороз. На Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама — лиходейка — со своего хотенья только потеет. «На Грамнiцы захады супраць Перуна» (белорус.). На Сретение яйца не бьют и не варят — это к бесплодию. На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц. Корми в Сретенье кур овсом — весной и летом будешь с яйцом. На сретеньев день льды опятнает (архангельск.; зверь ложится по льдинам). Что сретенский мороз — пришёл батюшка-февраль, так и мужик зиму перерос. Если на Громницы петух из-под стрехи (крыши) напьётся водицы, то на Юрья — вол подъест травицы (белорус.). Как придут Громни́цы — снимай рукавицы (белорус.). На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги (белорус). Сретенье зима с летом встретились. На Сретение зима борется с летом: кому идти вперед, кому назад. На Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила. К Сретенью у дня больше света, у ночи меньше стужи.
О погоде и урожае
Какая погода на Сретенье, такая и весна: если оттепель, то весна будет ранняя и теплая; если холодно весна поздняя; если снег весна дождливая. Тепло на Сретенье весна ранняя и теплая. Какой день на Сретенье, такового ожидай и на первый день Пасхи (воронеж.). Капель на Сретенье урожай пшеницы. На Сретенье снежок пригонит на весну дожжок. В Сретеньев день снежок во всю весну дожжок. На Сретеньев день от воробья стена мокра. То есть начинает притаивать на стенах на солнечной стороне дома. В одних местах появляющаяся в этот день оттепель предвещает худую и гнилую весну, в других считается признаком того, что будет хорош урожай пшеницы. На Сретение небо звездное — зима не скоро начнёт плакать, весна ожидается поздняя. Если солнце перед закатом выглянет — прошли последние морозы, а если не покажется, то будут сильные власьевские морозы. На Сретение капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет. На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних (южн.). На Сретенье капель — урожай на пшеницу. Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно. Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного.
Существовало такое сретенское гадание: поперек дороги клали палку и наблюдали, если снег заметет ее, то "корм для скота подметет", то есть сено и другой корм будет дорог или из-за поздней весны его едва хватит до выгона скота на подножный корм. (В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает).
Банатские болгары рассказывали о поведении медведицы в этот день: «Медведица на Сретенье вылезает из берлоги, чтобы увидеть свою тень. Если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить свой сон. Это значит, что ещё 40 дней будет холодно».
Освящение громничной свечи-оберега.
Громничная свеча оберег того же порядка силы, что и крашеное в красный цвет яйцо, освященное на Ярилу (Егория), вербовый прутик, святая/живая вода, освященный мак, каленая в печи четверговая соль. Ее изготавливают самостоятельно из пчелиного воска, в ближайшую субботу перед Громницей. Есть этнографические свидетельства, что в новейшее время свечи для изготовления громничной свечи покупали три самые большие церковные свечи, связывали между собой восьмеркой (символ вечности), но это уже адаптация традиции. Суббота – день, связанный с культом предков, изготовляя ключ небесного огня именно в этот день, человек поступает "как предки наши делали и нам делать заповедали", "с прэдков вэку", подчеркивая связь поколений, преемственность владения знанием. Настоящая громничная свеча большая: 10 вершков (44 см) в длину и три четверти вершка в толщину (диаметр 3,5 см), или около того. Главный критерий таков: свечу можно спрятать за пазухой или в рукаве так чтобы не было видно, что она там есть.
Свечу (свечи) несли освящать в храм. Там над ней читали пять соответствующих действу молитв (освящение словом), три раза кадили (очищающий дым, дуновение), окропляли святой водой, осеняли крестом (кресение огонь и металл).
Принесшие свечи, зажигали их под слова благословения. Потом тушили их переворачиванием фитиля вниз (только так тушат громничные свечи) и прятали за пазуху.
По возвращении домой хозяин держал свечу, жена зажигала ее и выполняли обряд "агнистага крыжавання": глава семьи крестообразно опалял волосы на своей голове, а затем всем членам семьи по старшинству, конечно умеренно, без пожара и ожогов. Затем огнистыми крестами освящали и очищали все важные в хозяйстве вещи и домашних животных. Потом свечу тушили ритуальным способом.
Громничную свечу обязательно хранили подальше от посторонних глаз в сундуке или в красном куту за образами и рушниками-набожниками. Ее зажигали: при первом выгоне и возвращении скота, зажинках, насыпании в закрома первого зерна и на Коляду, а так же гадали по ней, ее вешали фитилем вниз у дверного косяка хлева, чтобы защитить коров от ведьм на Купалу, как защиту от попадания в дом молнии. В семейных обрядах и прочих ситуациях: при рождении ребенка, отнимании его от груди, благословляют уходящих в армию, при сватовстве, облегчении мук умирающего, испугах, как защиту и оберег. Если свеча не истрачена за год, ее дожигают на Коляду и в дни перед Громницей. Кусочек ее кладут в воск для новой свечи. Вообще огарки и кусочки воска не выбрасывают, их используют для лечения, изготовления амулетов, хорошо брать их с собой в дорогу, огарки зажигают при начале каких-либо рукоделий: плетения сетей, начале прядения ниток, закладки навоя для рушника, вышивке, шитье рубахи; очищали светом и дымом громничной свечи больного лихорадкой, одновременно читая заговор.