Драккары - погребальные корабли викингов

Драккары - погребальные корабли викингов

История языческой Скандинавии завершается эпохой викингов. Именно в те времена появились представления, которые легли в основу более поздней мифологической литературы, хотя их корни уходят глубоко в древность. Экспедиции викингов способствовали тому, что их религиозные традиции распространились далеко за пределами Скандинавии.

Викинги хоронили своих умерших двумя способами: трупосожжение (кремация) и погребение в землю. Погребение в землю осуществляли как в простых грунтовых ямах, так и в больших захоронениях, внутри которых можно встретить погребальные камеры, выложенные камнями и погребальные сооружения в виде больших кораблей. Все зависело от материального положения усопшего при жизни. Трупосожжение и трупоположение редко соседствуют на одном и том же могильнике. Основания этого разделения неясны. Однако сожжение, насыпание над останками курганов, а также положение в могилу бытовых предметов отходят в прошлое к XI веку. Обряды кремации и ингумации совершались бок о бок, и общих правил погребения не существовало. Сожжение остается более популярным в Центральной Швеции, что, возможно, связано с популярностью в этом регионе культа Одина.

Для высокопоставленных людей продолжали возводить высокие могильные холмы, а деревянные погребальные камеры, покрытые сверху курганами или без них, стали пользоваться популярностью у богатых. Они встречаются в больших количествах рядом с важным торговым центром в Бирке (Швеция) Ученые не пришли к единому мнению о том, насколько велико иностранное влияние в росте популярности деревянных погребальных камер. В связи с этим внимание ученых привлекают аналогичные погребения в России.

Наиболее интересный символ вендельского периода и эпохи викингов, распространенный в Швеции и Норвегии, - это корабль мертвых. Погребение осуществлялось в лодке или каменном корабле (См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Каменный_корабль), где почившему осуществлялись подношения и жертвоприношения в соответствии с его земным статусом и родом занятий. Иногда в Норвегии VI века корабли ставились на погребальные костры или просто сжигались.

Подробные описания различных обрядов викингов были сделаны арабским купцом и историком Ибн Фадланом. Он называет похороны у викингов «распущенной оргией»

После смерти норманна-конунга (верховного правителя – авт.) его друзья и родственники нисколько не горевали, а наоборот, выглядели довольными и веселыми. Арабский путешественник не знал языка викингов, а потому. Конечно же, не мог понять, что они не грустят не потому что совершенно бесчувственны, а потому, что твердо уверены: их господин скоро окажется в их северном раю – в Вальгалле – и будет пировать там с самим Одином. А это самая великая честь, которая выпадает на долю викинга. А потому вместо того чтобы скорбеть и предаваться горю они делают неприемлемые, с точки зрения порядочного человека, вещи: начинают делить имущество покойного. Делится оно на три равные доли. Одна – семье, другая – на шитье погребальных одежд, третья – на приготовление поминальной тризны. Затем умершего помещают во временную могилу на десять дней (в доме покойник не оставляли, так как считалось что он может негативно воздействовать на живых). Рядом помещают еду, напитки и музыкальные инструменты, чтобы умерший мог есть. пить и сам себя развлекать. Пока он находится во временной могиле, у его рабынь спрашиваю, кто из них желает последовать за своим господином в Иной мир, чтобы сопровождать его в этом путешествии. Как правило, рабыня сама изъявляет желание последовать в царство смерти вместе со своим господином, поскольку для нее это великая честь. Девушка начинает готовиться к смерти, а соплеменники и родственники умершего – к обряду похорон.

Когда подготовка заканчивается, викинги начинают праздновать: они справляют тризну в несколько дней, потому что только такие пышные проводы достойны конунга. Наступает торжественная дата. В этот день тело конунга предают огню. Корабль, на котором при жизни он совершал походы, вытаскивают на берег и помещают на помост. На корабль ставится скамейка, и на помост поднимается женщина, которую Ибн Фадлан называет «помощницей смерти», поскольку, согласно обряду, именно она должна была убить рабыню, которая станет сопровождать конунга по пути в Иной мир. Внешне «помощница смерти» под стать богине Хель. Это громадного роста старуха. Она раскладывает шкуры и ткани на скамье и совершает все необходимые приготовления к ритуалу. Наконец покойного достают из временной могилы, снимают с него одежду, в которой он умер, и наряжают в парчовые дорогие одежды с золотыми застежками и соболью шапку, потом усаживают в парчовый же шатер, установленный на корабле. Чтобы умерший не падал из кресла, его тело подпирают расшитыми подушками. В шатер приносят еду и питье – умерший пировал вместе с живыми, ведь переход в потусторонний мир – лишь иная форма жизни.

После этого в жертву приносятся собака и два коня – обычные для викинга проводники на тот свет. Затем совершается еще одно жертвоприношение – теперь это две коровы, курица и петух. В это время девушка-рабыня, которая изъявила желание последовать за своим господином в царство мертвых, обходит шатры и палатки родственников конунга, которые предаются с ней любовным утехам. При этом каждый родственник почившего просил ее передать умершему, что совершил это из любви к нему. Затем приносится еще одна жертва – собака и петух, после чего наступает черед девушки-рабыни. Ее укладывают на скамью рядом с трупом: два викинга душат ее веревками, а «помощница смерти» несколько раз бьет ее кинжалом в грудь. Чтобы заглушить душераздирающие крики умирающей, собравшиеся бьют в щиты палками. После этого корабль с трупом сжигают. Поджигает его один из близких родственников покойного. Обряд поджигания также был весьма удивителен для араба: родственник раздевался донага и подходил к кораблю не как обычно, а пятился задом. Это обряд до сих пор остается необъясненным.

Для арабского историка был весьма удивительным такой способ погребения. Но по верованиям викингов, только так можно было обеспечить быстрейшее попадание в Вальгаллу. Тело, подверженное тлену, очищается путем огня, погребенный в земле, опять же по верованиям, либо присоединится к чудищам, либо обернется живым мертвецом, будет выходить из могилы и вредить людям.

Кстати, как в западный, так и в восточный европейский фольклор такие персонажи, как ожившие мертвецы, пришли как раз из скандинавских эдд и саг. Викинги старались обезопасить себя от оживших мертвецов. Способы были самые разные: от простого закрывания глаз, до отрубания головы и перемещения ее в ноги покойного. Как правило, так поступали с теми, кто при жизни слыл колдунами, или обладал какой-либо потусторонней силой.

Первое погребение в корабле в Венделе нашел рабочий в 1881 году. Когда Арне в 1927 году опубликовал свой отчет, было известно уже по крайней мере двенадцать таких захоронений, которые делались на протяжении трехсот лет. Резких изменений в способе погребения не было. В самых ранних могилах умерший лежит на некоем подобии кровати, стоящей на корме, при этом смотрит он на нос судна. Рядом с ним клали оружие и украшения, а иногда – шлем и кольчугу. На носовой части корабля оставляли корабельные приборы, рога и кубки для питья, котлы и все необходимое для приготовления пищи, игорные доски, убитых людей и иногда еду, необходимую для путешествия. Животные, убитые во время похорон, лежали на корабле или в траншее, вырытой за ним. На правый борт мордами к носу клали трех или четырех лошадей, на левый – корову или быка, нескольких овец, свиней или собак, а иногда и птиц: ястребов, журавлей, гусей и уток. Таким же образом хоронили умерших и в Вальсгерде, где могилы не были разграблены и надлежащим образом раскопаны. Покойные лежали в середине корабля под навесом на матрасах или подушках, покрытых коровьей шкурой. Рядом с ними клали их оружие и неизменный набор, состоящий из всего необходимого для приготовления пищи, кусков мяса и туш животных. Все пятнадцать захоронений в Вальсгерде были сделаны по одному погребальному обряду, причем самое позднее из них датируется 1100 годом. Носы кораблей направлены в сторону воды, а сами суда были подготовлены к длительному плаванию. Как заметила Грета Арвидссон, животных и припасы, как правило, клали в носовую часть судна, места расположения экипажа находились в кормовом отсеке, а капитан должен был стоять в центре. Однако наличие на погребальных кораблях туш убитых животных предполагает, что все они были принесены в жертву. В поздних могилах из Венделя умерший и погребальный инвентарь лежат по-другому. В погребениях 9 и 14 покойный сидел на носу, а рядом с ним лежала только одна оседланная лошадь и две большие собаки. В некоторых поздних захоронениях два коня лежали мордами друг к другу, напоминая тем самым изображения на памятных камнях с острова Готланд.

Новшеством в норвежских захоронениях стало сооружение деревянной погребальной камеры, напоминающей по форме хижину. Она строилась за мачтой, и в нее клалось тело умершего. В Туне она стояла на платформе из кольев, выходящей с каждой стороны за борта корабля, а в Кармёе рядом с боками судна были построены каменные стены, которые поддерживали камеру, покрытую березовой корой. Хижина из Гокстада была построена тщательно, у нее был коньковой брус. Камера из Осеберга сделана более грубо, а щели были забиты огромными дубовыми досками. Довольно интересно, что такие сооружения в VII веке были распространены и в Саттон Ху – королевские сокровища складывали в деревянный дом с остроконечной крышей (длина – около 5 метров), построенный на корабле. В Вальсгерде мужчин хоронили в кораблях, а женщин кремировали и их прах клали в простые могилы. Правда, на корабле из Осеберга, самом богатом из всех подобных погребений в Скандинавии, была похоронена женщина.

В 1904 году в имении Осеберг в Норвегии была найдена погребальная ладья викингов. Это был драккар сделанный из дуба, захоронен он был примерно в 834 году. Погребение, как оказалось, было женским. археологи обнаружили в ладье останки двух женщин высокого социального положения (молодой и старой). Скандинавские учёные долгое время пытались связать похороненных в корабле с династией Инглингов и даже называли одну из женщин бабкой Харальда Прекрасноволосого. Предварительный анализ ДНК указывает на то, что младшая из них имела гаплогруппу U7, которая практически отсутствует среди европейцев, но нередко встречается на Ближнем Востоке, особенно среди иранцев. Погребение было ограблено еще в древности, грабители унесли все вещи из ценных металлов. Но осталось много предметов из дерева, а также остатков тканей, в частности было много кусков шелка, современные исследования показали, что этот шелк был произведен в Персии. Предполагается, что шелковые ткани викинги получали в результате торговых отношений с Востоком, а также набегов на Закавказье и Северный Иран с использованием рек Днепра и Волги. Вместе с кораблем в погребении была найдена деревянная ритуальная повозка и четверо деревянных саней, имевших тоже ритуальное значение.

Другой корабль викингов из Музея драккаров в Осло - ладья из Гокстада. Это судно имело длину примерно 23 м и ширину 5,1 м. Гокстадский корабль нашли в 1880 году, дендрохронологические датирование показало, что дерево для него срубили примерно в 890 году. Корабль из Гокстада служил могилой (согласно предположениям ученых и "Инглинг саге") королю Олафу. Он был полностью снаряжен для плаванья веслами, парусом, якорем и провиантом. На каждом борту находилось 16 круглых щитов около 1м диаметром, выкрашенных в черный и желтый цвета. Гробница оказалась разграбленной, но, тем не менее, удалось найти множество интересных вещей. Например, совершенно неожиданно в районе кормы были обнаружены останки павлина.

Добавить комментарий




Top