Смена мерности у славян
Когда язычник умирает, его должны сопровождать. Он должен пересечь границу между мирами без страха, без уныния, без сожаления, без тоски. Только в этом случае он придет к новой жизни правильным путем и в правильное место. Воинов напутствовали перед битвой. С остальными должен был сидеть жрец или старший рода, семьи. Кто-то, знающий обычай. В экстремальных ситуациях умирающий сам подсказывал тому, кто провожал его (если это был чужак или ребенок), нужные слова, вопросы и действия. Человек не зверь, он не должен умирать в одиночестве. Считается, что хорошему человеку, умирающему в одиночестве (так случилось!), боги посылают провожатого - случайного прохожего, или сами приходят под видом путников. Когда же человек умер, то не позже, чем в три дня (максимальный срок, взятый за обязательный в христианстве) тело должно быть предано огню или птицам небесным (воздуху). Некоторые народы использовали сохранение тел в склепах, курганах (по сути, те же склепы, так они задумывались). Но ни в коем случае не предавалось тело хорошего человека земле, т.е. червям. Так можно было поступить с подлым и неправедным врагом (были враги и честные - с ними поступали по чести).
После избавления от тела начинается пир. Сначала говорят печальные речи, рассказывая духу умершего, как его любили, как печалятся, что он ушел. Жрец или жрецы в это время следят за тем, как дух проходит свой путь. Когда жрец сообщает, что дух прошел через первые врата иного мира, тогда начинаются чествования. Духу говорят, как много он сделал хорошего и достойного в этой жизни, чем помог племени, роду, семье. Чему научатся дети, вспоминая о его делах. Когда жрец сообщает, что дух подошел ко вторым вратам, начинаются игрища. Игрища (представления) имитируют все те трудности, испытания, которые дух проходит, преодолевая одни за другими все семь врат загробного мира. Одновременно продолжаются чествования и разыгрываются сцены из жизни самого умершего и героев народа. Это помогает духу поддерживать связь со своим племенем и пользоваться советами и помощью. Собственно, игрища и есть помощь, указания, что дух должен делать, чтобы преодолеть все препоны и не застрять в сопредельи. Если он застрянет на пути, потеряется, то превратится в блуждающего духа и потеряет надежду на скорое и правильное возрождение. Поминальная (в обоих смыслах: вспоминальная и напоминальная) тризна, т.е. пир и игрища должна продолжаться непрерывно не менее трех дней. Правильно было бы праздновать тризну девять дней, три дня - это самый краткий допустимый срок, когда дух преодолевает самые сложные испытания. Остальные шесть дней можно просто вспоминать о нем часто и таким образом поддерживать его на его пути. В последний, девятый день устраивается еще один пир (если он был прерван). Когда дух пересекает последний предел, ему вслед посылают хорошие пожелания для новой жизни и радуются тому, что он успешно преодолел все препятствия. Вообще, мы, язычники, отдаем себе отчет, что горюем мы о себе в случае смерти кого-то из близких. О нем горевать нечего, он или она идут к новой жизни, новым возможностям. А вот мы тут - брошенные, осиротевшие. Эгоизм это, короче говоря.
После сожжения с прахом поступают в зависимости от обычаев народа и рода деятельности умершего. Зачастую умирающий сам дает указания, как поступить с прахом. Некоторые народы предавали прах воде, сжигая тела непосредственно в ладье или на плоту, пуская такой плавучий костер по течению или отводя в море. Следовавшие путем Авесты относили трупы в специальные башни смерти, оставляя их стервятникам и солнцу.