Почему Норвегия не вступает в Европейский Союз?
Норвегия по сравнению со многими западноевропейскими странами достаточно поздно обрела независимость. Мы получили конституцию в 1814 году, до этого мы 400 лет жили в унии с Данией, а потом вплоть до 1905 года Норвегия входила в унию со Швецией.
Гитлеровская Германия и оккупация Норвегии глубоко ранили норвежское общество. Боязнь Германии была сильна среди многих норвежцев. Война привела к усилению национал-романтических движений и появлению чувства, что мы должны сохранить свою национальную самобытность. Это не тот вывод, к которому пришло большинство стран на континенте. Из-за войны внимание Норвегии сосредоточилось на Великобритании и США. Не только политика безопасности и членство в НАТО – результаты нашего восторженного отношения к Штатам. Нас привлекает и современная Америка.
Вместе с Данией, Великобританией и Ирландией Норвегия подала заявку на членство в ЕС еще в 1961. Эта первая попытка вступить в ЕС была резко остановлена президентом Франции Де Голлем в 1963. Он наложил вето на вступление Великобритании в ЕС, и поэтому переговоры с тремя другими странами, подавшими заявки, проведены не были.
В 1962 министр здравоохранения Карл Еванг заявил, что ситуация опаснее, чем в 1940 году; « потому что членство в ЕС означает вечную оккупацию». Через десять лет он повторил, что то, перед чем мы сейчас стоим, во многом основывается на немецкой мечте о "Lebensraum"**.
Глава партии Центра Пер Бортен в 60-е достаточно лояльно относился к членству Норвегии в ЕС, однако позже его отношение стало гораздо более скептичным. Именно из-за дела о ЕС ему пришлось покинуть пост премьер-министра в 1971. Глава Рабочей Партии Тригве Браттли занял его пост и провел Норвегию через переговоры с ЕС. Ему пришлось пережить сильное падение популярности, которое показали выборы 1972. На этой фотографии премьер-министр Браттли подписывает договор с ЕС в 1972 году. Слева от Браттли министр иностранных дел Каппелен, справа – посол Соммерфелд.
В то время как дело о ЕС исчезло из политической повестки дня, партия Правых заняла лидирующие места в правительстве в 1980-е годы. Коре Виллок в 1981 году составил правительство, состоявшее только из членов партии Правых. На протяжении всех послевоенных лет Правые были самыми ярыми сторонниками вступления Норвегии в НАТО и в ЕС.
В 80-е начинается длительный процесс, на протяжении которого Рабочая Партия (Ap) несколько раз меняла свои взгляды и становилась все более и более дружественной по отношению к ЕС. Поколение Ягланда, в то время активные члены РМ (Рабочая молодежь – молодежная организация Рабочей партии), выступавшие против ЕС со временем стали ярыми сторонниками Союза.
В начале 90-х страны ЕС и ЕАСТ пришли к соглашению о необходимости проведения переговоров по поводу договора ЕЭС. Норвегии не позволили закончить переговоры до вступления Швеции в ЕС. Таким образом, для премьер-министра Гру Харлема Брюнтланда вопрос о вступлении Норвегии в ЕС стал актуальным раньше, чем ожидалось. В 90-е годы боязнь Германии значительно ослабла. Причиной этому было не только расстояние во времени, но и тот факт, что министром иностранных дел и позднее канцлером Германии стал «норвежец» Вилли Бранд. Однако боязнь Германии все еще занимала важное место в аргументации противников вступления в ЕС.
В 1994 году противников вступления в ЕС волновало прежде всего сельское хозяйство. У многих создалось впечатление, что именно фермеры были против вступления в ЕС, хотя противники ЕС были сильны и среди элиты, особенно в университетских кругах.
Точка зрения Рабочей Партии
Сегодня Норвегией правит Рабочая Партия. Рабочая Партия – это правительство меньшинства, поэтому оно в каждом деле зависит от поддержки всего Стуртинга. В своей новогодней речи премьер-министр Йенс Столтенберг уделяет особое внимание следующему: «Будущее Европы – это будущее Норвегии. Неуверенна Европа неуверенны мы. Мир в Европе – мир у нас». Это ясно показывает направление правительства и Рабочей Партии:
Рабочая Партия и сторонники вступления в ЕС основываются на том, что:
- Мы должны обеспечить себе влияние в тех вопросах, которые затрагивают нас
- Перед нами стоят общие проблемы, которые необходимо решать всем вместе. Ни одна страна не может справиться с ними в одиночку. Для того, чтобы обеспечить нам тот уровень жизни и те ценности, которое мы хотим сохранить, необходимо международное сотрудничество.
- ЕС значительно отличается от того ЕС, против которого голосовали большинство норвежцев в 1994.
- Расширение на восток и экономический валютный союз ЭВС создают проблемы для норвежского экспорта.
- Политика защиты и обороны ЕС обеспечивают безопасность и ослабляют угрозу вооруженных конфликтов и гуманитарных катастроф.
- Сотрудничество в области полиции и юриспруденции позволит нам наилучшим образом противостоять организованной преступности по всей Европе.
- Дальнейшее развитие ЕС – после Мастричского и Амстердамского договоров – в большой степени стало фокусироваться не на управлении, а на процессе сотрудничества, например, общая политика в отношении информационных технологий, занятости населения и ЕВС. Эти сферы не обсуждаются в ЕЭС.
- Более тесное сотрудничество между Россией и ЕС также влияет на положение дел нашей страны в этой области, например на сотрудничество в регионах Баренцева и Балтийского морей. Нам бы хотелось добиться лучшего понимания со стороны ЕС в отношении тех проблем, которые стоят перед нами в связи с Россией, например, в вопросах экологии, рыбной промышленности, управления ресурсами, а также в вопросах атомной безопасности.
Процентное соотношение партий в норвежском парламенте Стуртинге.
На иллюстрации мы видим процентное соотношение политических партий в Стуртинге. Рабочая партия и Правые – это партии, поддерживающие вступление Норвегии в ЕС. Партия Прогресса раньше была позитивно настроена в отношении вступления в ЕС, однако в последнее время перешла в лагерь противников ЕС. Таким образом, на сегодняшний день в Норвегии две партии выступают за вступление в Европейский Союз и пять партий против этого. Рабочая Партия и Правые составляют по опросам общественного мнения февраля этого года 50,7%. Обе партии хотят подать заявку о вступлении в ЕС, так как убеждены в поддержке большинства. ЕС настроен весьма позитивно, и руководство ЕС обещает быстрое рассмотрение заявки.
Информация о движении «Европа» (EB) в Норвегии - www.europahuset.no
Не только Рабочая Партия и Правые стремятся к вступлению в ЕС. Движение «Европа» прилагает все силы для того, чтобы добиться активного отношения к ЕС и Европе. Движение «Европа» считает, что только членство в ЕС может обеспечить Норвегии всю полноту ответственности за происходящее в Европе, а также позволит влиять на будущее как Европы, так и самой страны. Целью движения является новый референдум в следующий парламентский период, то есть в 2005 году. В организации состоят 8000 членов, распределенных по 17 организациям в каждом фильке, а также по многочисленным местным организациям. Глава движения – Гуннар Булстад. Движение «Европа» выпускает брошюру «Журнал Европа» три раза в год.
Информация о противниках вступления в ЕС- www.neitileu.no
Организация «Нет Европейскому Союзу» была основана в 1990. Цель организации – помешать вступлению Норвегии в ЕС. У организации «Нет Европейскому Союзу » есть местные организации в большинстве коммун. Глава организации – Сигбьорн Гьельдсвик. В организации состоят 25.000 человек. Организация выпускает журнал «Нет Европейскому Союзу».
Некоторые аргументы противников вступления в ЕС.
1. Да народному управлению!
Борьба против ЕС – это борьба за народное управление. Мы хотим сами решать ежедневные проблемы и строить свое будущее. Если мы войдем в ЕС, нам придется смириться с тем, что законы ЕС будут иметь больше значения, чем Конституция и другие норвежские законы. ЕС идет к тому, чтобы стать федерацией, супергосударством. По многим и многим вопросам устанавливаются общие правила, независимо от различий в культуре, языке, климате, экономике и политических традиций. Страны-члены ЕС все больше и больше подчиняются межнациональным органам Союза. Таким образом, власть удаляется от тех, кого затрагивают ее решения, то есть от народа.
2. ЕС получит право управления рыбными ресурсами.
Членство в ЕС приведет к тому, что Норвегия не сможет сама решать, как нужно управлять рыбными ресурсами. ЕС установит квоты. С 1994 по 1999 год экспорт рыбы из Норвегии вырос с 21,5 до более 30 млрд. крон. Норвегия стала крупнейшим экспортером морепродуктов в мире. Мрачные предсказания сторонников вступления в ЕС не сбылись. Главная мировая проблема не нехватка рынка, а нехватка рыбы. По сообщению организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, ФАО, 9 из 16 мировых морских рыбных регионов опустошены. Треть из двухсот важнейших видов рыб находятся на грани вымирания. Тот, у кого в будущем будет рыба, несомненно, найдет, кому ее продать. Проблема заключается в том, чтобы обеспечить разумное использование ресурса.
3. Продажа газа.
Проведение директивы газового рынка приводит к тому, что Норвегия не может больше продавать газ ЕС по долгосрочным контрактам и по установленным ценам. Должна быть сохранена конкуренция поставщиков газа на внутренний рынок ЕС, это приведет к тому, что покупатели будут покупать газ там, где это будет дешевле. Норвежская газо-промышленная комиссия не сможет обеспечить экспорт норвежского газа. Сегодня доля импорта норвежского газа в ЕС составляет 10 %. Снижение цены на газ всего на одно эре будет означать потерю 500 млн. крон в год. Самые оптимистически настроенные покупатели говорят о том, что цены упадут на 10 эре. Доля России в импорте газа в ЕС составляет 25 %. Россия не является членом внутреннего рынка ЕС и может принудить ЕС принять более высокие цены.
4. Может ли мы позволить себе отказаться от земли, дающей нам пищу?
Политика использования земельных ресурсов Европейского союза не принимает в расчет тот факт, что природные условия для земледелия не одинаковы во всех странах Европейского Союза. ЕС предлагает программу интенсивного и индустриального земледелия, которая приведет к истощению земли, увеличению загрязнения, ухудшению состояния здоровья скота и повышению возникновения опасности эпидемий. Членство в ЕС приведет к значительному ухудшению состояния земледелия в Норвегии. Вместе с тем, мы теряем контроль над производством продуктов питания.
5.Ухудшение здоровья скота.
Состояние здоровья скота в Норвегии достаточно хорошее. Небольшие животноводческие фермы, распределенные по всей стране, отсутствие необходимости вести интенсивное животноводство позволяет уменьшить стресс и заболевания животных. Кроме того, такая политика позволяет контролировать распространение заразных заболеваний. Разрушая границы между странами, как того хочет ЕС, мы лишаем себя самого важного оружия в борьбе с эпидемиями.
6. Безработица
За последние 20 лет уровень безработицы в странах ЕС держался на уровне 8-11%. Во Франции каждый 4 молодой специалист младше 24 лет оставался без работы, в Испании и Италии – каждый третий. Постоянно высокий уровень безработицы пугает норвежских избирателей.
7. ЕС не дает никаких гарантий по вопросу экологии.
У ЕС нет гарантий по вопросу экологии. Основное внимание Европейский Союз уделяет вопросам экономического роста, однако вопрос о переработке отходов остается открытым. Норвегия должна получить полную свободу торговли для того, чтобы иметь возможности продвигать идеи улучшения экологической ситуации. Это невозможно для Норвегии – члена ЕС. В качестве члена ЕС Норвегия должна будет согласовать свою политику с общими положениями политики Европейского Союза. Наиболее явный прогресс в области экологии виден в работе таких международных форумов, как Венская конвенция и конвенция ООН. Норвегия должна иметь в них право голоса.
8. «Дa» солидарности.
Членство в ЕС лишает Норвегию права голоса в мировом сообществе. Этот голос приобретает ЕС.
9. Отмена договора ЕЭС.
Движение «Нет Европейскому Союзу» считает, что договор ЕЭС должен быть отменен. Норвегия не в состоянии его сохранять. Договор должен быть отменен в течение года.
Последние изменения в ЕС.
Трактат в Ницце.
Трактат в Ницце вышел в свет в ночь на понедельник 11 декабря после самой продолжительной в истории ЕС встречи на высшем уровне. Планировалось, что встреча будет длиться два дня, но лишь на пятый день страны смогли прийти к компромиссу. В ЕС с его 27 странами – членами квалифицированным большинством считается 257 из 345 голосов в Совете Министров, что составляет 74 %. Кроме этого, по меньшей мере 2/3 стран-членов ЕС должны поддерживать законопроект.
Помимо этого, необходимо, чтобы группа стран, составляющая большинство, представляла по меньшей мере 62% всего населения ЕС. 91 голос необходим для того, чтобы законопроект не был принят. Это значит, что три больших и одна небольшая страна могут заблокировать любой законопроект. Германию не устраивают результаты трактата в Ницце. Население Германии на 20 миллионов человек больше населения Франции, но Германия не получила больше представителей в Совете Министров. В Европейской Комиссии все 5 больших европейских стран должны быть представлены одним комиссаром так, чтобы в результате расширения в комиссию входило по одному представителю от каждой страны. Но в любом случае, это приведет к тому, что небольшие страны потеряют свое влияние.
В случае вступления в ЕС Норвегия получит 7 из 352 голосов в Совете министров, что составляет 2 %. Очевидно, у страны не будет своего представителя в Европейской Комиссии, так как там установлен предел членства в 27 стран. Можно себе представить, что получится, если несколько небольших стран будут представлены одним комиссаром, которых будет должен отстаивать интересы их всех.
Запрет на импорт товаров из ЕС.
В связи с возникновением эпидемии ящура и других болезней крупного рогатого скота в странах Европы Норвегия ввела запрет на импорт мяса и молокопродукции из стран ЕС. ЕС не проявляет должного понимания в этом вопросе. Норвегия также ввела запрет на ввоз пастеризованной молокопродукции. Следуя договору между ветеринарами о взаимной безопасности, Норвегия имеет право приостановить импорт, если ситуация представляется угрозу жизни или здоровью. Сейчас много говорится о том, что ЕС готовит ответные меры. У ЕС есть право остановить экспорт рыбы из Норвегии, если он посчитает его недостаточно обоснованным. Такие санкции никогда раньше не применялись ЕС.
Швеция – председатель ЕС.
2 недели назад в Швеции в Стокгольме походила предварительная встреча на высшем уровне. На протяжении ближайшего полугода в Швеции состоится 1700 встреч разного формата в рамках ЕС. Основное внимание будет уделено трем «Е»: enlargement (расширение), environment (экология), employment (занятость). Газета "Афтенпостен" утверждает, что есть все предпосылки для того, что во время встречи в Гетеборге разразится новый кризис. Премьер-министр Швеции Горан Перссон надеется, что председательство в ЕС привлечет к Союзу внимание шведов. Норвежское движение «Нет Европейскому Союзу» утверждает, что шведы были приверженцами ЕС всего 5 дней – два дня до голосования и три дня после.
Кроме этого, Швеция постарается привлечь внимание ЕС к северному региону и к отношениям с Россией. Путин принимал участие в предварительной встрече на высшем уровне в Стокгольме наряду с главами правительств и стран ЕС. Встреча между ЕС и Россией пройдет в Москве в мае этого года. Расширение ЕС – задача №1. Швеция хочет возобновить работу с Балтийским регионом, как утверждает Горан Перссон. Он считает эту область самой перспективной для ЕС на ближайшие 20 лет.
http://www.norge.ru/norge_ef