Горох, фасоль, бобы в обрядах славян

Горох, фасоль, бобы в обрядах славян

Горох — стручковое растение, используемое в ритуально-магической практике (преимущественно у зап. и вост. славян). Разнообразное применение в обрядах имели зерна гороха, его стручки и ботва, а также солома. Для гороха характерна семантика плодовитости, урожайности, богатства, что объединяет его с другими стручковыми растениями — бобами, фасолью, чечевицей, характерными для обрядности сербов, македонцев и болгар.

У зап. славян, украинцев и белорусов горох был важнейшим блюдом на Святки и в особенности на Рождество. Чехи запекали несколько зерен гороха в обрядовый хлеб; того, кому они достались, ожидало счастье в наступающем году. У поляков Силезии надо было съесть хотя бы несколько зерен гороха, "чтобы куры не разбегались и неслись в своем дворе", а блюда из капусты с горохом гарантировали хороший урожай. В селах Вост.Чешской обл. те, у кого в хозяйстве были лошади, в рождественский Сочельник съедали по ложке гороха, после чего работник скакал по комнате с миской гороха, чтобы кони были резвыми. У словаков хозяин бросал по ложке гороха в каждый угол и на потолок со словами: "Сто мер гороху, сто мер маку, сто мер пшеницы и сто мер ржи". Если при этом к стене прилипало много горошин, это предвещало урожайный год, и наоборот. У белорусов Виленской губ. в Сочельник оставшимся от ужина горохом хозяин обсыпал ульи и сад, чтобы обеспечить плодовитость и урожай. Чтобы получить большой урожай гороха, в Лужице в рождественскую ночь катались по нешелушеному гороху, а выпавшие из стручков горошины добавляли в посевное зерно. На св. Стефана поляки Силезии и Познанского воев. забрасывали горохом священника в костеле, а потом зерна собирали и весной высевали. В центр. Польше (р-н Остроленки) на Рождество во время службы на прихожан сыпали с хоров горох, чтобы обеспечить хороший урожай, а в Силезии (во второй день Рождества) — чтобы люди были счастливыми. Лужичане за рождественскнм ужином бросали ложку неразваренного гороха за стол в угол, чтобы весь год в семье водились деньги. Словенцы на р. Драве считали, что если в Сочельник закопать горох в землю там, где с крыши стекает вода, дьявол принесет деньги. У белорусов Виленской губ. на Богоявление хозяин входил с лукошком гороха в хату и обращался к семье с приветствием, в котором горох сравнивался с золотом, сыпал на стол горох, а сидящие старались поймать его. Того, кто больше всех поймал горошин, ждала удача при разведении овец.У чехов на Рождество пастух-колядник рассыпал по хате три горсти гороха: первую — чтобы водились красивые гнедые лошади, вторую — телята, третью — ягнята. На Новый год по домам ходили дети, поздравляя хозяев и обсыпая их зернами гороха, пшеницы, ржи. Горохом, кашей, мукой одаривали колядников (з.укр., пол.).

При подаче к рождественскому ужину блюда из гороха совершался ритуал приглашения лесных зверей. Так, в вост. Польше хозяин перед ужином бросал горох по углам сеней, приговаривая: "Волк, волк, приходи есть горох, чтобы ты больше в этом году не приходил", см. Приглашение). В праздники, посвященные медведю (у белорусов Витебской обл.) — "камаедзіца" в начале весны, у болгар — в день св. Андрея (30.XI), — среди прочих блюд готовилась еда из гороха. В Сочельник, на Рождество, а также в день св. Люции (словац.), в канун Пасхи (варм.мазур.) кормили горохом кур, чтобы они хорошо неслись (чеш., словац., пол.). Мораване полагали, что курица снесет столько яиц, сколько горошин склюет в Сочельник. В Чехии и Моравии в течение всего Великого поста из проросшего и обжаренного гороха готовили постное блюдо, называемое пучалка, на Гане девушки варили его для парней, за что получали награду. Приготовление блюда на посиделках сопровождалось различными шутками: напр., посылали неопытную девушку на край села за горохом, а там ей вместо гороха насыпали камней. В р-не Чешского брода горшком с горохом стучали о стволы деревьев, чтобы плодов было столько, сколько горошин в горшке.Это блюдо использовалось в обряде символического потопления Смерти (или Марены). В Сев.Моравской обл. девушки ходили по деревне и собирали горох со словами: "Дайте нам немножко гороху на "пучалку", мы будем делать Смерть". После обхода это кушанье готовили и ели в доме, где мастерили фигурку Смерти. В Польше ее делали часто из гороховой соломы. Девушки из р-на Яблонева (Торунское воев.) ходили по домам с куклой Мажаной и пели о том, что она ест горох во время поста (ср. Жур).У поляков и чехов в Адвент, на Святки, на масленицу или пятую неделю Великого поста участники обрядовых обходов рядились в гороховую солому: они были обвиты ею с головы до ног или подпоясаны жгутом из нее. Иногда у поляков "гороховый медведь" был одет в вывернутый тулуп. В конце обхода гороховую солому на "медведе" поджигали (великопол.) или снимали и подкладывали под кур и гусей, чтобы они лучше неслись и сидели на яйцах (чеш., морав.). Ср. также рус. шут гороховый, чучело или пугало гороховое "пустой человек, чудак, посмешище", "некрасиво одетый человек".В некоторые праздники запрещалось употреблять горох в пищу. Считалось, что если съесть горох на Святки или на масленицу, то у человека начнут болеть зубы (пол.), появятся чирьи, нарывы (бел., пол., чеш.), вши (ю.малопол.). У русских запрещали есть горох до Ильина дня. Горох играл большую роль в ритуалах, связанных с браком и обеспечением деторождения. У поляков горох был основным свадебным блюдом (во время свадьбы ее участники исполняли танец с миской гороха в руках). Чехи обсыпали горохом молодую и по застрявшим в ее платье зернам гадали о количестве будущих детей. В русской свадьбе (псков.) новобрачных стегали гороховыми плетями при их входе в дом после венчания. В польских и лужицких лирических песнях горох имеет эротическую символику. У чехов горох олицетворяет девушку на выданье. Польский венок из гороховой соломы символизировал утраченную невинность. В Покутье (укр.) по окончании жатвы, когда хозяину приносили различные венки, гороховий венок могла нести только замужняя женщина. Отвергнутым кавалерам такой венок подвешивали к дверям или повозке. Пол. "гороху объелась", "забеременела вне брака (ср. также кашуб. "горохом объелась", "горох ее раздувает") соответствует рус. покушать горошку "забеременеть", сибир. гороху объесться "забеременеть" (о незамужней женщине). Ср. также кашуб. влезть в гороховую солому "забеременеть". Существует славянский сказочный сюжет о рождении богатыря по имени Покатигорошек (рус.) из горохового зерна, которое проглотила мать-царица (рус.).Горох, фасоль или чечевица были частью ритуального дара роженице и новорожденному от крестной матери на крестинах (з.словац. Мыява). Чтобы волосы у детей были кудрявые, женщины ели украденный горох, закапывали послед в грядке гороха (карпат.укр.).В поминальной обрядности горох предназначался мертвым. В сев. Словакии его раскидывали на Рождество по углам или бросали за печь для душ умерших. На Верхнем Гроне говорили, что души умерших ходят с плачем в доме, где забыли этот обычай, потому что они голодны. У поляков и белорусов горох, фасоль, бобы, круто сваренные в медовой сыте, служили ритуальной пищей в поминальные дни. Во время еды отворяли окна и двери, старший в семье обходил дом, глядел в сторону кладбища и призывал родителей на угощение. Перед началом трапезы три первые ложки отливали для умерших в особую посуду (з.бел.). Готовили также "сухой горох" без соли, первую ложку которого откладывали для "дедов" (бел.). В р-не Жешова (пол.) в день поминовения умерших родственники раздавали нищим на кладбище горох. Для облегчения агонии под голову умирающего подкладывали горох или гороховую солому (ю.малопол.), клали его на землю на гороховую солому (укр.). Горох использовался в магии. С помощью положенного в повозку молодых или закопанного на дороге стручка с 9 или 12 горошинами можно было остановить лошадей (в.слав., пол.). Проделывая это, говорили: "Кидаю девять гарахвин! Коням на мёста, / Штоб конь ни з места" или "Дёвить гарахвинак! / Дисятая нявёста, / Стойтя, кони, ни з места" (гомел.). Перебрасывание горошин (из стручка с 12 зернами) через свадебный поезд превращало участников свадьбы в волков (бел.). Человек, съевший горох натощак, приобретал способность сглазить кого-либо (пол.). Можно наслать болезнь, закопав горшок с горохом под дикой грушей в период убывания луны: у человека будет столько чирьев, сколько горошин в горшке (чеш.). Горох, как и некоторые другие растения (базилик, бобы, чеснок, гречиха), проросший через голову (или тело) убитой весной змеи, обладает чудодейственной силой. Цветок такого гороха, собранный в полночь или в полдень и положенный в восковом шарике в рот, помогает узнать, что у каждого на уме (рус.); кто съест первый стручок такого гороха, приобретет способность понимать язык гусей (чеш.). Чтобы быть невидимыми и неслышимыми на охоте, браконьеры в четверг, пятницу и субботу на Страстной неделе вкладывали по одной горошине в глазные отверстия и челюсть змеи, закапывали череп, прикрывали камнем. Из боковых побегов выросшего гороха сплетали венок и надевали его под шапку, а в рот клали горох, проросший через челюсти змеи (чеш.).

Горох мог использоваться как оберег. Корове давали отвар гороха, чтобы предохранить ее от порчи (краков.). Горошина, которую человек поднял с земли и носил при себе, защищала его от зла (пол.). Горох с трех полей, освященный на Успение, использовался как оберег против ведьм; горох, съеденный в Сочельник под открытым небом, охранял от лешего (словац.). Горох использовался в народной медицине. При помощи гороха избавлялись в основном от кожных заболеваний; бородавки, лишаи, мозоли, рожу лечили, прикасаясь к пораженным местам горошиной, после чего ее бросали в печь (мазур.), в колодец (Моравия), при этом имело значение количество горошин (5, 7, 77 или столько, сколько бородавок). Считалось, что особенно помогает горох, обмолоченный на Рождество, украденный с трех полей в новолуние и т. п. Отваром трехлетней гороховой соломы лечили колтун — по сходству спутанных волос и побегов гороха (Минская губ.). При зубной боли рекомендовали набрать полный рот гороха и выплюнуть зерна в ямку на могиле (Лужица). Украинцы Полтавской губ. представляли Оспу в виде старухи, обсыпанной горохом, который она везде разбрасывала, чтобы навлечь болезнь.

Ґороховое поле считалось местом обитания мифологических персонажей: русалок, кикимор (рус., бел.), Бабы Яги (рус.), железной бабы (укр.). Детей, которые рвут горох, пугали и такими существами, как жареник (с.рус.), баба грохова, (пол.), преполница (луж.). По представлениям жителей Татр, Подгалья, Спиша, водяной и дивожены питались горохом и бобами. Украинцы-русины, белорусы Гродненской губ. и лужичане полагали, что угри любят горох, особенно его цветы, и выходят из реки по ночам жировать в гороховое поле. В Великопольше считали, что ведьмы высиживают град из гороха, орехов, яиц, потому и получаются градины разной величины.

А.А. Плотникова, В.В. Усачева

Добавить комментарий




Top