Давать взаймы (одалживать) в повериях славян
Давать взаймы — действие, сопряженное с опасностью магической передачи благосостояния и урожая в чужое хозяйство (ср. Свой — чужой, внутренний — внешний), одна из актуализаций концепта давать — брать. Чтобы избежать возможных последствий, соблюдалось множество запретов, касающихся времени одалживания и самих передаваемых предметов.
Вначале или в первый день полевых работ (пахоты, сева, посадок в огороде) ничего не дают взаймы из дома (о.слав.), "бо не будэ урожаю" (брест.), "бо не буде собё родиць" (ровен.), урожай или рост овощей перейдет к соседям вместе с одолженными предметами (рус., полес., пол., ю.слав.). В серб. селах следили за тем, чтобы ничего не давать и не продавать в день выноса из дома зерна для посева. В Пловдивском крае в день сева на изгородь специально вывешивали красный пояс или моток красных ниток, давая соседям знак, что из дома вынесено зерно, поэтому никто не должен просить взаймы. Белорусы не дают ничего взаймы в день засева и в день зажина. Во время молотьбы не следует давать взаймы зерно ни из первой, ни из последней порции обмолота (болг. пловд.). Чтобы дом был богат хлебом, следует первый раз в новой деже месить тесто из одолженной муки (бел. витеб.).
Нельзя ничего давать взаймы в день первого выгона скота, особенно молоко (с.рус., полес.), иначе "обеднеет скот" (с.рус.). В Словакии (Липтов и Спиш) ничего не давали из дома в день, когда можно было первый раз после отела коровы употреблять в пищу молоко, иначе вместе с одолженным предметом из дома "уйдет" молоко. В Силезии хозяйки, опасаясь ведьм, не одалживают парное молоко, а дают его слегка подсоленным. Ничего не дают взаймы в день отела (в.слав., з.слав.), чтобы не исчезло молоко, не было потерь в скоте (пол.), чтобы не нанесла вред карадовница (словац. Горняцко), колдуха (с.рус.). Ведьмы вредят хозяйству также в первый день месяца, на молодом месяце или в канун праздников, когда просят что-либо взаймы, отбирая тем самым молоко, урожай и пр. (о.слав.).
Бытовой этикет включает также предписание ничего не давать из дома в день, когда кто-либо из домочадцев отправляется в дальнюю дорогу, чтобы не помешать ему вернуться домой (черногор.). В Сочельник, Рождество и на Новый год особенно важно ничего не давать взаймы (о.слав.). В закарпатских селах ничего не дают в долг в первый день Нового года, опасаясь, что у хозяина весь год не будет удачи ("бо би винесли всьо за рік", Бог.). По чеш. и словац. поверьям, ничего нельзя одалживать на Рождество; если хозяин даст пастуху половину рождественского пирога, то в течение года его хозяйство будет благополучным только наполовину. В Татрах в Сочельник и на Новый год не одалживают огня (а также угольки из печи, лампу из хлева), чтобы не вынести из дома счастья (ср. Свет — тьма). По поверьям поляков, в Сочельник не следует ни просить, ни давать ничего взаймы, "иначе бы целый год все только брали друг, у друга в долг". Все, что было отдано в долг в течение года, следует возвратить в дом до Рождества, чтобы "в чужих руках" не осталась удача (серб., босн.), чтобы не быть весь следующий год в долгах (пол. белостоц.). У поляков считалось, что возвращение долгов из дома в Сочельник или на Рождество, наоборот, приведет к уходу из дома счастья. Болгары не дают ничего взаймы на св. Варвару, чтобы не лишиться урожая, на св. Игната, чтобы не утратить удачу в разведении кур. Чтобы не навредить скоту, гуцулы ничего не дают взаймы по понедельникам, если на понедельник в этом году приходится Благовещение (день выгона скота). Юж. славяне накануне и в день св. Георгия не дают взаймы молочные продукты, чтобы ведьмы не отняли молоко у овец и коров. Болгарские хозяйки из окрестностей Пловдива, давая в этот день взаймы молоко, гасят в нем уголек. Остерегаясь ведьм в Юрьев день, сербы ничего не давали взаймы, но старались в этот день что-нибудь получить, чтобы их хозяйство процветало. Опасаясь порчи со стороны ведьм, ничего не отдают из дома в Страстную пятницу (з.слав.).
Особенно опасным считается время после захода солнца, с которым соотносят "уход" удачи и достатка из дома. В исторических свидетельствах XVI века отмечается "обычай по заходе солнца ничего не давать из своего дома, ни огня, ни сосуда" (Гальк.). Считается, что после захода солнца не следует давать взаймы хлеб, чтобы не лишиться богатства и счастья (пол.), соль, чтобы избежать в доме несчастья (пол.), соль и дрожжи, чтобы не лишиться урожая (з.болг.), молоко (з.слав.), яйца (словац. Замагурье), орудия труда и утварь — бердо, сито (полес. ровен.) и др. Не дают также взаймы в день появления на свет ребенка (гуцул.); в течение трех дней после родов, иначе ребенок будет слоняться по чужим домам (бел. витеб.); в первые сорок дней после родов, чтобы у ребенка не появилась страсть к кражам (макед.) или чтобы у роженицы не пропало грудное молоко (болг.).
Беременная женщина остерегалась брать взаймы (вологод.) или давать взаймы (босн.), чтобы ребенок не был бедняком. Вместе с тем, беременной женщине не отказывают в просьбе и одалживают любые вещи, иначе они будут потеряны для хозяев: их сгрызут мыши (в.слав., з.слав.), уничтожит пожар (бел. витеб.).
В дом, где находится покойник, ничего не дают взаймы (бел.); из этого дома также не просят ничего взаймы, чтобы не перенести к себе смерть (бел., пол.). Опасности при передаче в чужие руки подвергаются орудия труда, особенно ткаческие. Под угрозой пожара, гибели пчел и других несчастий в Полесье не дают взаймы ни в чужой дом, ни в соседнее село прялку, бердо, веретена, основу, ниты, гребень. Если же какой-нибудь из этих предметов необходимо одолжить, то его покрывают полотном, тряпкой, отрезанными концами основы или обвязывают ниткой, чтобы его никто не сглазил и "спор не потянул". Иголку дают взаймы с длинной ниткой, чтобы лен был "долгим" (полес. брест.). По поверьям с Витебщины, одалживая иголку, следует уколоть ею просителя, чтобы предупредить "укол словом", т. е. избежать оговора, словесной перепалки.
Повсеместно соблюдаются запреты на одалживание соли. В зап. Болгарии (Самоковско) считается, что отданную взаймы соль следует потребовать обратно на следующий день, чтобы вернуть себе урожай, а человек, взявший соль, заинтересован как можно скорее вернуть ее, чтобы у него не заболели глаза и чтобы хозяева не проклинали его словами: "Как растворяется соль, так раствориться и тебе!".
Мотив одалживания известен в магических действиях, связанных с распознаванием ведьмы. В Покутье, если у коровы пропадает молоко, то обнаруженную в хлеву жабу подвешивают на нитку: тогда наславшая ее женщина приходит в дом просить что-либо взаймы. Ведьме следует отказать в просьбе, и молоко вернется к корове. Подобные магические действия практикуются в разных регионах Польши, в Полесье. В Сербии, где распространены поверья о том, что вештица ночью душит человека, садясь ему на грудь, считалось, что нужно набраться храбрости и сразу, как только она слезет с груди, крикнуть: "Приходи завтра, получишь соли!" На следующее утро соседка-вештица приходит просить взаймы соли.