Кривой и кривизна в народной культуре славян

Кривой и кривизна в народной культуре славян

Кривой, кривизна — в символическом языке народной культуры знак причастности к миру нечистой силы (ср. общеязыковые значения слав, kriv- аномальний, неправедный, ложный, неправый: кривая вера, кривые боги, серб, крив виноватый и т. п.).
В отношении к человеку кривой означает одноглазый (рус.), реже косой (бел.), или хромой (укр., бел., пол., словац., болг., макед., серб.); оба признака приписываются мифологическим персонажам — черту, лешему и др. Причиной этих телесных уродств у человека и домашних животных считается нарушение людьми запретов на некоторые виды работ, особенно связанных с кручением, сгибанием, витьем, шитьем, в "опасное" время — на святки, на масленой и русальной (троицкой) неделе, которые в отдельных локальных традициях вост., зап. и юж. славян носят название "кривых" дней или недель; кривыми могут называться также пасхальная неделя (рус. смолен.), первая неделя Великого поста (болг.), а также отдельные дни перечисленных и некоторых других недель, особенно часто — среда на русальной (троицкой) неделе (полес. Кривая середа, болг. пловд. Крива сряда, с.вост. серб. Крива среда), а также первый понедельник Великого поста (рус. смолен. Кривой понедельник), среда этой же первой недели, первый день Великого поста у католиков, вторник той же недели (болг. Крив вторник), четверг масляной недели (полес. Кривый четвер), пятница этой же недели (болг. Пловдив. Крив петък) или четверг и пятница троицкой недели (полес. Кривый четвер, болг. Крив петък).
В "кривые" недели и дни особенно строго соблюдаются все запреты и предписания. Последствием их нарушения может быть не только рождение уродливого, "кривого" потомства, но и "кривизна", корявость огородных и садовых растений, ср.: "После Троицы Кривый четвер. Нельзя работать, капусту саповати — капусту покрывить, понарастут мульма, варгули, бородавки большие на капусте" (полес. чернигов.).
Слав. kriv- участвует также в номинации персонажей нечистой силы: рус. кривой (новгород.), кривой вражонок, укр. кривий диавол, кривий, той кривенький, хорв. кривопетница — женоподобное существо со стопами, обернутыми назад, обитающее в горах. У сербов кривац — черный петух, которого гонит черт и заставляет его петь раньше времени; такого петуха сразу режут, чтобы он не навлек на дом несчастья.
Кроме "кривого" ("нечистого", опасного) времени и "кривого" мира демонов, это свойство приписывается некоторым обрядовым и игровым персонажам, в частности, жениху и невесте на свадьбе, ср. рус. смолен. "Яго ноги криваноги, как у чорта роги; яго руки кривы, як у чорта вилы" (о женихе), "Невеста, кривая нога, подай пирога". Подобные "корильные" приговоры часто используют мотив кривизны, приписывая это свойство не только обрядовым персонажам, но и предметам: в весенних закличках весна "приезжает на кривом веретене (лошади, кочерге)"; поляки в Сандомерской пуще пекли под Новый год кривой хлеб; мифологический смысл приписывается кочерге, крюке, палице, кривой палке (серб.) — непременному атрибуту некоторых обрядовых персонажей, напр., участников колядных или кукерских дружин в масленичных обходах ряженых; названием искривленной палки могут мотивироваться имена "мифологических основателей традиции" — к таковым могут быть отнесены пол. Крак (основатель Кракова), др.рус. Кий (основатель Киева), Крив — родоначальник племени кривичей.
Кривой — это и "обманщик, лжец"; кривдить — кривить душой, обманывать; "кривич" — лукавый, лживый (среди русских крестьян бытовало мнение, что галичан (жителей Костромской губернии) называли кривичами "по их хитрости и изворотливости в торговых делах").
Соответственно "кривы" и лукавые, неправедные обитатели иного мира. В народных рассказах, сказках действуют кривые бесы, черти, кривой вражонок, Лихо Одноглазое, чудовищные существа, напоминающие циклопов: "В Лумбовке раньше жили... были погосты. И вот одна рассказывала — как вечер придет, в лесу дрова зарубят. Все сразу ставни закрывали. А по деревне в это время бочку покатят – высокий, во лбу один глаз. По всей деревне прокатит бочку, а утром встанут — ни бочки, ни следа, ни г..." (Мурм.).
На формирование народного образа кривого чудища, по всей вероятности, повлияли и апокрифические сказания, где (согласно фантастической этнографии, существовавшей у многих народов) фигурировали "дивьи люди" (одноглазые, с собачьими головами и т.п.). В житии Елеазара Анзерского появляется "служебник единаок", в апокрифе о Соломоне — "бес об едином оце".

С. М. Толстая
М. Власова

Добавить комментарий




Top