Была бы кутья, а кутейники сами придут

Была бы кутья, а кутейники сами придут

На Руси кутейник — кутейникъ (иноск.) шуточное прозвище церковниковъ, причетниковъ (намекъ на кутью при поминкахъ).

Гдѣ чуетъ кутью, туда идетъ (кутейникъ).

Сейчас кутья у нас ассоциируется с поминками, а что она значила раньше у славян?

Кутья (коли́во, болг. варено жито, рум. colivă, серб. кољиво, укр. кутя́, белор. куцця́, куця́) - одно из наиболее древних ритуальных блюд в славянской культуре. Это обрядовая каша из цельных зерен, ягод и меда.

Основу кутьи составляют цельные необработанные зерна. Исследователи славянской культуры почти единогласно рассматривают зерно в кутье как символ перерождения жизни. Добавляемые в кутью ягоды (изюм; сушеная черемуха в Сибири) являются тем же семенем, облеченным плодом и, соответственно, имеют то же символическое значение, что и зерно. Третий компонент кутьи - мед, или сыта (разварной мед на воде).

В Сибири мед заменяли хлебным суслом - сладковатым наваром на муке и солоде (солод - пророщенное, засушенное и крупно смолотое хлебное зерно; является основой для варения пива).

В Вологодской губернии, если не было меда, то в кутью добавляли сок конопляного семени. Символическое значение меда связано с образом пчелы, его производительницы. Народное отношение к пчеле объясняется представлениями о ее идеальности по самым разным параметрам.

Кутья готовится на поминках по умершему, а также в поминальные праздники (Задушки, Задушницы, «Деды»). Принято вкушать кутью в начале трапезы или в конце её, а на ночь оставлять на столе «для душ умерших».

Иной смысл употребления кутьи присутствует в символике новогоднего стола. «Жирная кутья» или «щедруха» на новогоднем столе олицетворяла богатство и достаток. Начало нового года – поворотный момент, с которого начинается новый жизненный этап.

Также, кутья использовалась в девичьих ритуалах - на семик девушки ели сладкую кутью с медом, олицетворявшую силу плодородия.«На кутью» у восточных славян приглашали покормиться Мороза, диких зверей.

Южные славяне коливом угощали духов стихий, души умерших и духов, способных принести болезни — чтобы задобрить их и обеспечить себе их благоволение или защиту.До начала 20 века кутью готовили в основном из ржаных зерен, однако с увеличением посевов пшеницы рожь понемногу была вытеснена. Период НЭПа наложил свой отпечаток и на эту традицию. Так продажа цельного непереработанного зерна в магазинах Советского Союза была запрещена.

Если жителям сельской местности еще возможно было приобрести цельное зерно, то горожанам для приготовления кутьи приходилось использовать рис. Потому для большинства наших современников кутья ассоциируется с рисом.

Рецепт колива: 1 стакан пшеницы, 100 гр. сушёных ягод или изюма, 100 гр. меда. Пшеницу отварить до мягкости. Отдельно запарить ягоды и соединить их с пшеницей. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве тёплой кипяченой воды. Можно завернуть кашу в одеяло или другую теплую вещь и оставить в теплом месте (допревать).

Добавить комментарий




Top