Русский медвежий бой

Русский медвежий бой

Издревле на Руси было много храбрых и отважных людей, не боявшихся вступать в противоборство с природой. На Руси была распространена «медвежья потеха». К ней относились следующие забавы: медвежий бой, медвежья травля и медвежья комедия.

Медвежий бой уходит своими корнями в глубокую старину. Историки говорят о том, что медвежий бой был распространен на Руси еще до ее крещения. Так, на стенах Киево-Софийского собора представлена сцена борьбы медведя с человеком. Эта фреска датируется первой третью 11 века. В известном памятнике письменности, «Молении Даниила Заточника», упоминается скоморох, боровшийся с лютым зверем. Человек, нападавший на медведя с рогатиной, был изображен на многих украшениях славян, например, на серебряном браслете 12 века. Борьба человека и зверя изображалась на Руси на монетах и различных печатях. Примером могут служить монеты князя Бориса Александровича, найденные в Твери.

Во многом почерпнуть информацию о медвежьих боях позволяют славянские памятники письменности. В Четиях Минеях (древнерусском памятнике, описывающем дни рождения святых) есть место, в котором говорится о запрете борьбы человека и медведя. Это, по мнению церкви, есть грех. На повинных предписывалось налагать всевозможные наказания.

О медвежьих боях на Руси мы можем узнать не только из русских памятников письменности. В записях С. Герберштейна говорится о русском опасном развлечении. Далее идет описание медвежьего боя. Оно сводится к тому, что медведей ловили в лесу, а затем приводили в специальные избы, где зверей запирали. Медвежий бой устраивался для потехи на улицах. Такие бои организовывали влиятельные и богатые люди. Несколько простолюдинов с деревянными вилами подбегали к медведям и злили их, принуждая вступить в бой. Разъяренные животные нападали и царапали людей. Тогда люди убегали от зверей к князю или боярину и кричали, что ранены. Чаще всего, зачинщик таких игрищ миловал раненых участников боя. Он давал им еду и одежду. В записях Герберштейна – эта потеха названа групповым боем.

Также в истории есть описание боя один на один. Эта страшная забава предписывается русским царям. Дикого медведя ловили в лесу, устраивая различные ловушки. Это, чаще всего, были ямы, в которые звери сваливались. В ямах медведей вязали и сажали затем в железную клетку. Сам бой был особенно жестоким. Живым из него выходил только один: или зверь, или человек. Небольшую по размеру арену обносили со всех сторон стенами. Туда помещали человека с рогатиной. Когда медведя впускают к человеку, то цель человека убить медведя сразу. Это связано с тем, что медведь – это серьезный зверь, который нападает сразу после того, как увидит человека. Зверь встает на задние лапы и с диким ревом идет на человека. Задача человека попасть рогатиной медведю в грудь, чтобы сразу убить его. Если этого не происходит, то медведь сразу же задирает несчастного. После промаха человека от него остаются одни куски. Еще циничнее счастливый финал. Человек, победивший в схватке с медведем, отправляется в погреб, где напивается до бессознательного состояния, «в честь государя». Никаких других милостей победители обычно не получали.

Вот так ценилась жизнь простых людей на Руси. Однако говорить о бесчеловечности такой забавы приходится не во всех случаях. Вступать в борьбу с хозяином леса некоторые мужики соглашались добровольно. Поэтому Русь всегда славилась такими храбрецами. Кроме всего прочего, иногда за бои с медведями давались деньги. Это еще один стимул для сражения.

Существовал еще один очень интересный вид боя – медвежья потеха. Суть его сводится к следующему. На медведя нападал безоружный человек. Двое соперников вступали в схватку. Здесь использовали только дрессированных медведей. Поэтому этот вид боя менее кровопролитен, чем предыдущий. Но есть мнение, что медведь почти не поддается дрессуре. С современном цирке часто происходят случаи нападения медведей на артистов. По степени опасности медведь стоит на первых позициях среди всех дрессируемых человеком животных. Поэтому медвежья потеха не такой уж безобидный вид боя. На этот случай возле медведя и человека стояли люди с вилами, готовые заколоть хищника при возможной агрессии последнего.

Медвежьи бои происходили, большей частью, в средневековье. Медвежьи бои в то время происходили практически везде. В селах, деревнях, городах. Чаще всего они проходили на ярмарках и народных гуляниях. Много боев можно было видеть на Масленицу.

Существование медвежьего боя продолжалось до начала 19 века. К этому времени сохранился самый безопасный вид боя. «Сражаться» выходил безоружный человек, а его соперник был всегда дрессированным.

Медвежьих боев больше всего проходило в Центре и на Севере России. Распространены медвежьи бои были также на Поволжье и в Белоруссии. Здесь последние бои проходили в конце 19 начале 20 века.

Медвежий бой имел для охотников немного другое значение. Они убивали диких медведей в лесу рогатинами для еды. Медвежье мясо и шкура высоко ценились. С этой охотой связывается много охотничьих историй, поверий и баек. В некоторых частях России вплоть до начала 20 века существовали языческие верования, касающиеся медведя. В отдельных местах даже существовал культ медведя.

В устном народном творчестве медведь издавна занимал особое место. В сказках он представлен хозяином леса. И если, исходя из этого, получиться побороть медведя, то победитель предстает новым хозяином леса. На Руси победить медведя значило доказать свою беспредельную храбрость. Однако медведю, скорее всего, в таких боях участвовать совсем не хотелось. Ведь цена поражения – жизнь.

Сейчас мы с интересом вспоминаем традиции предков. Для нас – это всего лишь история. В новом 21 веке вряд ли кто-то отважится сразиться с медведем. Во-первых, время изменилось, а, во-вторых, самих медведей осталось очень мало.

Комментарии  
0 #1 СС63 16.02.2017 14:48
выдержка из произведения незабвенного Мельникова-Печерского ,,На горах":
,,До того велика у нагорных крестьян охота по чужой стороне побродить, что исстари завелся у них такой промысел, какого, опричь еще литовских Сморгонь, на всем свете нигде не бывало. В Сергачском уезде деревень до тридцати медвежатным промыслом кормилось,— жилось не богато, а в добрых достатках. Закупали медвежат у соседних чуваш да черемис Казанской губернии, обучали их всякой медвежьей премудрости: "как баба в нетоплёной горнице угорела, как малы ребята горох воровали, как у Мишеньки с похмелья голова болит". Хаживали сергачи со своими питомцами куда глаза глядят, ходили вдоль и поперек по русской земле, заехали ли и в Немечину на Липецкую (Лейпциг.) ярмарку. Исстари велся тот промысел: еще на Стоглавом соборе, жалуясь Грозному на поганские обычаи, архиереи про сергачей говорили, что они "кормяще и храняще медведя на глумление и на прельщение простейших человек. ,, Велию беду на христианство наводят" (Стоглав, гл. 93. ). Силён, могуч, властен и грозен был царь Иван Васильевич, а медвежатников извести не мог — изводил их саксонский король, а вконец погубило заведенное недавно общество покровительства всяким животным, опричь человека. Тому назад лет с пятьдесят потешали сергачи на Липецкой ярмарке тамошний люд медвежьею пляской. Какой—то немец с лесным боярином обошелся невежливо, и снял с него Михайло Иваныч костяную шапку.
В ужас впали немцы — шутка ль? Целого подданного лишился саксонский король, а их у него и без того не ахти много. Пожалобились. Воспретили сергачам по чужим царствам медведей водить. Нипочем бы это было медвежатникам — русская земля длинна, широка, не клином сошлась, есть где лесному боярину разгуляться, потешиться. Сердобольные покровители животных вступились за Мишеньку: как, дескать, можно по белу свету его на цепи таскать, как, дескать, можно Михайла Иваныча палкой бить, в ноздри кольцо ему пронимать?.. Воспретили. В тридцати деревнях не одну сотню ученых медведей мужики перелобанили, а сами по миру пошли; все—таки — отхожий промысел."
Цитировать
Добавить комментарий




Top